Выступление на МО начальных классов по теме: Формирование информационной культуры младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на МО начальных классов.

Учитель: Федорова Л.Ю.



Тема: Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты.
Рациональные способы кодирования информации в начальных классах. Код, как известно, есть система символов, «условных сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации...» Кодирование информации - процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки. Одна и та же информация может быть представлена (закодирована) в нескольких формах (звуковой, текстовой, числовой, графической и др.) или в сочетании этих форм. Успешность обучения школьников в значительной степени зависит от того, насколько каждый конкретный ученик владеет умениями, навыками: - кодирования(фиксирования информации с помощью определенных условных обозначений); - декодирования (извлечения информации из источника); - перекодировки (замены кода) учебной информации. Проблема рационализации приемов работы с учебной информацией в начальной школе может быть в значительной степени решена посредством применения различных систем кодирования. Ведущая система кодирования информации, которой овладевает ребенок, - это умение обозначать понятия словами. Сначала устная, потом письменная речь есть те две кодовые системы, которые составляют основу любого образования. Ребенок обучается им в дошкольные, школьные годы и потом, став взрослым, совершенствует всю жизнь. Таким образом, учитель в школе постоянно и целенаправленно обучает детей приемам кодирования информации словами. Кодирование трактуется многими исследователями как одна из важнейших составляющих огромного блока понятий, связанных с символизацией в обучении. Высшим уровнем функционирования знаково-символических средств в различных видах деятельности считается моделирование. В материалах ФГОС НОО знаково-символическое моделирование выделено как одно из познавательных универсальных учебных действий, которым должны овладеть выпускники начальной школы. Моде́ль - «мера, аналог, образец» - это упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений. Построение и исследование моделей (моделирование) облегчает изучение свойств и закономерностей объекта изучения. Учебное моделирование неосуществимо без представления информации в том или ином виде, то есть в определенной кодовой системе. Это позволяет рассматривать кодирование как операцию, предваряющую процесс учебного моделирования. Проще говоря, до того как построить модель, следует определиться с условными знаками для построения этой модели. Перекодирование - есть способ сжимания и развертывания информации. Поиск и изобретение вместе с детьми наиболее удобных памяток, способов запоминания правил и алгоритмов действия позволяет повысить эффективность учебных занятий. На уроках мы учим школьника приемам кодирования информации в звуках, буквах, цифрах, графике. Реже - в мимике и жестах. Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников в режиме учебного проектирования. Ведущей идеей федеральных государственных образовательных стандартов в области начального общего образования является развитие у младших школьников «умения учиться», которое возможно лишь при достаточно высоком уровне учебной самостоятельности обучающихся. Поставив перед собой цель - формировать и совершенствовать информационную культуру младших школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, мы должны стремиться к расширению спектра используемых детьми информационных источников и мотивации их самостоятельной информационно-поисковой деятельности. Вкус к работе с информационными ресурсами проявляется: - в стремлении ученика искать необходимую информацию, используя для этого все доступные источники; - в наличии избирательного отношения школьника к информации - в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями; - в самостоятельности суждений, в умении формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации. Задача учителя - развивать, совершенствовать, корректировать информационные вкусы воспитанников, помогать школьникам в освоении приемов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности. Полагаем, что гармоничное развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда условий, таких как: 1. Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся. 2. Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации. 3. Доступность информационных ресурсов. 4. Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками. 5. Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой. 6. Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности 7. Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников. Мониторинг информационной деятельности младших школьников. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К категории метапредметных результатов в области информационной деятельности младших школьников мы относим познавтельные универсальные учебные действия, связанные с процедурами поиска и логической обработки информации: • знаково-символическое моделирование; • структурирование информации; • анализ, синтез; • выбор оснований для сравнения и классификации; • подведение под понятие; • установление причинно-следственных связей; • построение логической цепи рассуждений; • выдвижение гипотез и их обоснование; • доказательство и др. Мониторинг - систематическое наблюдение за ходом и результативностью познавательного процесса. В обучении младших школьников информационной деятельности мониторинг осуществляется, прежде всего, не ради оценивания детских усилий и достижений, а с целью максимально оперативного реагирования на индивидуальные проблемы детей в усвоении способов работы с информацией. Поэтому планирование учителем работы по формированию информационных умений младших школьников должно быть гибким. Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой. Из опыта работы учителя начальных классов по формированию ИКТ-компетентности младших школьников средствами разных учебных дисциплин и внеурочной деятельности. На уроках русского языка провожу работу с различными текстами: поиск информации в словарях, работа со справочниками, в Интернете. В ходе решения предметных задач учащиеся постепенно осваивают работу с текстовым редактором (второклассники - 90%). Овладение клавиатурным письмом дает ребенку свободу изложения мыслей, которой не хватает ему при письме рукой. Проектная деятельность на уроках русского языка включает и коммуникационные задачи (переписку со сверстниками), которые позволят детям научиться пользоваться различными средствами коммуникации (электронной почтой, IP-телефонией и пр.). В каждом таком проекте решаю предметные задачи (например, обучение правилам составления письма) и формирую необходимые элементы ИКТ-компетентности (использование нужных сред и оборудования, освоение правил письменного и устного общения). На уроках литературного чтения формирую элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой, читательской, речевой компетентности: выбор книги по рекомендуемому списку, использование каталогов, создание презентаций («Поэты России», сборник «Веселая азбука», «Мой город»). На уроках окружающего мира провожу работу с дополнительными источниками информации, работу со справочной литературой, картами, энциклопедиями. Итог работы - создание детских презентаций («Опасности», «Природные зоны России», «Вода-путешественница», «Режим дня» и др.) Формирую элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества (в частности, получением, фиксацией, представлением и обобщением информации (сообщения, презентации, фотовыставки « Мой город», «Страницы каменной книги», «Домашние питомцы», сборник работ «Путешествие по карте»). На уроках математики тренажеры позволяют учащимся закрепить необходимые навыки (например, вычислительные). В предметной области «Технология» формирую ИКТ- компетентности, связанные с созданием и применением информационной среды для решения учебных, практических и творческих задач. Формированию ИКТ-компетентности способствует внеурочная деятельность: - кружки «Информатика в играх и задачах» (А. Горячев), «Юным умникам и умницам» (О.Холодова); - библиотечные уроки (Т.Соколова); - проектная деятельность, исследовательская деятельность. Показателями сформированности ИКТ-компетентности учащихся считаю: компьютерную грамотность, умение пользоваться различными источниками информации, умение переводить информацию из одного вида в другой. Результатом работы по формированию ИКТ-компетентности является: - участие детей в школьных конкурсах (грамоты, дипломы); - участие в городских конкурсах (дипломы); - участие во всероссийских конкурсах (дипломы, сертификаты участника).

Тема: Психологические факторы школьной успешности
Факторы школьной успешности. В психолого-педагогической литературе немало внимания уделено анализу факторов, оказывающих влияние на школьную успеваемость. Среди них можно выделить две большие группы: нейропсихологические и психолого-педагогические. Нейропсихологические факторы связаны с онтогенезом мозга ребенка: во-первых, с неравномерным созреванием мозговых зон, влияющих на становление функциональных систем, и, во-вторых, с незавершенностью формирования последних. так, например, лобные отделы головного мозга, отвечающие за регуляцию сложных форм поведения, процессы мышления и др., созревают значительно позже, где-то к 9 годам. Именно с этим связан тот факт, что первоклассникам очень сложно сидеть на месте в течение 40 минут урока, они много отвлекаются, невнимательно слушают объяснения учителя, т.е. им еще трудно управлять своим поведением. Именно специально организованная учебная деятельность способствует развитию этих отделов головного мозга и формированию произвольных форм поведения у младших школьников. Незначительные отклонения в работе нервной системы, получившие название минимальные мозговые дисфункции (ММД), представляют собой вариант нормального развития. Согласно имеющимся на сегодняшний день данным, число детей с ММД увеличивается и в настоящее время насчитывает до 30% от общего числа учащихся. За психолого-педагогическими факторами скрываются уровень и характер познавательного и эмоционально-личностного развития ребенка, а также особенности системы школьного обучения. Следует заметить, что действие этих двух факторов взаимосвязано. С одной стороны, нередки случаи, когда учителя, заметив неблагополучие ребенка с ММД, невольно снижают уровень предъявляемых к нему требований и тем самым создают условия обучения, тормозящие его психическое развитие. В результате бывает трудно определить, под влиянием каких причин ребенок, начиная с первого класса, оказывается не в состоянии усвоить базовые сведения из различных предметных областей. С другой стороны, слишком большие нагрузки, обучение без учета индивидуальных особенностей мозговых процессов ученика может оказывать негативное влияние на формирование функциональных систем его психики. К числу наиболее распространенных трудностей учения относится следующие: сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость памяти, недостаточная сформированность речи; недостаточное развитие функций программирования и контроля; зрительно-пространственные трудности; трудности переработки слуховой (слухо-речевой) информации; трудности переработки зрительной (зрительно-речевой) информации. Наибольшее распространение получили проблемы снижения работоспособности, повышенной утомляемости и истощаемости детей. Снижению утомления способствует повышение мотивации, забота об отдыхе детей, хорошо продуманная система учебных заданий. Однако эти принятые способы педагогической поддержки ребенка в некоторых случаях оказываются неэффективными, и тогда приходится констатировать наличие школьных трудностей, обусловленных выраженной неравномерностью в развитии высших психических функций. Учитель зачастую испытывает большие трудности, пытаясь повысить активность ребенка. Можно выделить мероприятия, которые будут способствовать повышению общей работоспособности детей в начальной школе: - внимательное отношение к организационной стороне урока; - смена видов деятельности, избегание монотонности в работе; - повышение мотивации за счет включения в урок элементов игры и соревнования, организации работы в группах; - проведение физкультминуток, выполнение движений на внимание; - контроль за результатами усвоения в начале, конце и середине урока: не исключено, что дети смогут правильно ответить на вопрос после некоторого временного перерыва. Школьные неуспехи вызывают негативную реакцию у педагогов и родителей, что еще более снижает учебную мотивацию, что ведет к еще большему отставанию в учебе. В..Ахутина и Н.М. Пылаева в качестве главного коррекционного метода называют работу с материализованными внешними опорами, при этом осуществляется постепенный пошаговый переход от совместного со взрослым развернутого действия к самостоятельным свернутым внутренним действиям. Они рекомендуют учителям начальной школы соблюдать следующие правила: - организовывать рабочее место ученика; - включать в работу знак «внимание!» - писать на доске план урока; - предъявлять сложную инструкцию поэтапно с обязательным ее повторением; - использовать наглядные способы обучения.

Трудности в усвоении знаний. Интеллектуальная пассивность. Этим детям присущ сниженный уровень интеллектуальной активности, неумение или нежелание понять и осмыслить учебный материал. В школе они решают учебные задачи таким способом, применение которого не требует от них активной интеллектуальной деятельности. Они подменяют содержательную учебную задачу задачей получить готовый ответ, опираясь на помощь учителя, одноклассников или родителей. Не умея справиться с заданием, такие ученики ищут и находят обходные пути его выполнения (списать, воспользоваться подсказкой, угадать, «подогнать» задачу под ответ, механически комбинируя цифровые данные, и т.п.), позволяющие обойтись без активной мыслительной деятельности. При выполнении учебных заданий эти ученики заучивают материал механически, не осмысливая его, и при этом многие из них проявляют старательность, затрачивая много сил и времени на приготовление уроков. А учитель при опросе учеников и проверке их работы удовлетворяется наличием результатов работы, не интересуясь тем, каким путем ученик достиг этого результата. Л.С.Славина подчеркивает, что если этим детям не уделить специального внимания, то их судьба незавидна, так как по мере увеличения сложности учебного материала им приходится затрачивать всё больше усилий на его усвоение: неадекватные учебные приемы не только не помогают, но мешают пониманию. Постепенно пробелы увеличиваются, а несформированность интеллектуальных действий становится все более очевидной, что вызывает неприятные переживания сначала по отношению к отдельным задачам, затем учебному предмету в целом, а впоследствии и к учебной деятельности вообще. Одновременно растет неуверенность в своих силах и как следствие - образуется заколдованный круг. В тех случаях, когда школьники годами сохраняют описанные недостатки интеллектуального развития, школьная неуспеваемость все более и более прогрессирует. Главный вывод, который был сделан Л.С.Славиной, состоял в том, что подавляющее большинство интеллектуально пассивных детей не является умственно отсталыми, и интеллектуальная пассивность, как правило, есть результат неправильного обучения. Л.С.Славина показала, что для преодоления интеллектуальной пассивности необходимо воспитание у детей недостающих интеллектуальных действий, что достигается посредством соблюдения следующих условий: - выполнение действий в развернутом плане, т.е. с полным составом звеньев (операций); - обязательное проговаривание последовательности звеньев. Это позволяет учителю проследить, какие операции и как выполняются учеником и соответственно сделать вывод о недостающих звеньях, на восполнение которых и должны быть направлены педагогические усилия. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий своим результатом имеет не только сохранение старых пробелов, но и приобретение новых. В силу того, что в каждом конкретном случае речь идет о несформированности отдельных умственных действий, необходима специально организованная индивидуальная работа с каждым учеником.

© 2010-2022