• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Мастер-класс для педагогов районного методического объединения «Создание пейзажных композиций на занятиях по изодеятельности путем использования плоскостного природного материала в технике «печать листом»

Мастер-класс для педагогов районного методического объединения «Создание пейзажных композиций на занятиях по изодеятельности путем использования плоскостного природного материала в технике «печать листом»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ревина Наталья Николаевна,

воспитатель дошкольной группы

МКОУ СОШ с УИОП п. Мурыгино

Мастер-класс

для педагогов районного методического объединения

«Создание пейзажных композиций на занятиях по изодеятельности путем использования плоскостного природного материала в технике «печать листом»

«В пейзаже должна быть история души.

Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам»

К. Коровин Цели:

  1. Раскрыть особенности создания пейзажных композиций с детьми дошкольного возраста;
  2. Познакомить педагогов с техникой рисования «печать листом».
Подготовительный этап: подбор образцов-рисунков в технике «печать листом»; подготовка материалов для рисования: природного материала - листьев, цветков, травинок, засушенных гербарийным способом, гуашь, баночки с водой, кисти разного размера. Ход выступления. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Природа - неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Создание пейзажных живописных композиций дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка. Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрастному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. Пейзаж как жанр живописи является одним из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее - колорит - гармоничная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Пейзаж можно назвать «портретом» природы. Изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которые мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает интерес к картине и желание самому взяться за краски и кисть. Точно такое же желание возникает и у ребенка, впервые соприкоснувшегося с миром искусства. Работа по ознакомлению детей с пейзажем как одним из жанров живописи, более полно проводится со средней группы детского сада. Но уже в младшем возрасте, в предметном рисовании, дети знакомятся с изображением элементов пейзажа, такими как земля, растительный покров земли, деревья и кустарники, вода, небо, дома и т. п. В старшем дошкольном возрасте ведется более углубленная работа по изображению детьми образов природы - деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т. п. Рисуя деревья («Осеннее дерево», «Сказочный лес») дети понимают, что дерево - это образ человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. Известно, что предпосылкой создания выразительности рисунка дошкольника является овладение им изобразительной грамотой, т.е. элементарными навыками, умениями в области рисования, составления красок нужного тона. Нетрадиционные способы рисования тоже хороши для выразительности рисунка. Они нравятся детям, учат их нестандартно мыслить, активизируют творческую активность. Одной из интересных и необычных техник рисования для детей является «печать листьями». Это совсем несложно и ребенок справится с такой технологией практически без вашего участия. Для работы потребуются листья самых разных форм и размеров, цветочков и даже травинок. Дети младшего дошкольного возраста работают с природным материалом более крупных размеров, старшие дошкольники могут использовать в создании пейзажных композиций мелкие природные печати: травинки, цветки. В технике печати можно применять только что собранные листья или засушенные варианты, цветы и травинки лучше предварительно подержать немного под прессом. Как правильно произвести печать листом?
  1. Выбрать нужную печать, например, лист дерева.
  2. Покрыть лист толстым слоем гуаши и перевернуть его окрашенной стороной на подготовленный чистый или тонированный лист бумаги нужного формата.
  3. Накрыть лист дерева другим листом бумаги и слегка прижать.
В итоге на подготовленном листе бумаги остается красивый отпечаток. При желании его можно будет использовать в своей будущей картине, дорисовывая те или иные элементы, а можно оставить как есть. В какой цвет окрашивать растения, зависит от тематики работы. При создании сюжета осеннего леса потребуется краска желтого, красного, оранжевого и коричневого цветов, а каким цветом получатся сказочные деревья может зависеть только от фантазии ребенка. Живописный сюжет будет являться завершенным, когда продуманы все стадии изображения пейзажа. Более мелкие детали (листья, опавшие на землю, яблоки на дереве, иголки хвойных деревьев и др.) могут быть изображены в других нетрадиционных техниках, таких как печать жесткой полусухой кистью, ватной палочкой и рисование по мокрому листу. Рисунок необычным способом привлекает детей, побуждает их к творческой деятельности. Дети дошкольного возраста не боятся экспериментировать как с красками, так и с материалами. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствовали радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение. Произведения художников-пейзажистов, правильно подобранная классическая музыка, лирическая поэзия помогут дошкольникам «услышать» и «увидеть» красоты окружающего мира, научат фантазировать и ценить богатство родной природы.
© 2010-2022