Рабочая программа по внеурочной деятельности Смотрю на мир глазами художника

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Новоилимская СОШ имени Н.И. Черных»



«Согласовано»

Зам. директора школы по ВР

_____________ Чванова С.А.

«____»____________2015 г.



«Утверждаю»

Директор МОУ

_____________Погодаева Н.А.

Приказ № ___от «___»__2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ



Рабочая программа по внеурочной деятельности Смотрю на мир глазами художника

Для учащихся 7 - 10 лет





Дополнительная образовательная программа: «Смотрю на мир глазами художника», модифицированная, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева)




Составила:

Учитель начальных классов

Сердюкова Н.Ф.








2015 - 2016 уч. год


Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. - М.: Просвещение, 2011, - (Стандарты второго поколения), на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта начального образования (приказ МОиН РФ от 05. 03.2004, №1089)
  • Регионального учебного плана для образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2014/2015, 2015/2016 учебные года от 12.08.2011 г.№950-мр.
  • Учебного плана ОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н.И.Черных» на 2015/2016 учебный год.
  • Авторской программы Е.И. Коротеева. Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского.
  • Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75-37-0541/11
Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 7 - 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа (1 год). Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве. Декоративно-прикладное творчество - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни. Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности. Задачи: - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; - научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. - обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами; - привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитать нравственные качества детей; - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни. - развивать образное мышление, творческие способности; - формировать эстетический и художественный вкус; - содействовать формированию всесторонне развитой личности. Отличительные особенности данной программы:
  • связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
  • содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
  • на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение. Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких. Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспита­тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности; творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников. В авторскую программу Е. И. Коротеевой внесены небольшие изменения: изменено количество учебных часов для прохождения тем.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1 Живопись

8

2

Графика

6

3

Скульптура

4

4

Аппликация

5

5

Бумажная пластика

5

6

Работа с природными материалами

4

7

Организация и обсуждение детских работ

1

8 ИТОГО

33

Содержание курса, характеристика деятельности учащихся

1. Живопись Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой. Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки - глиной и плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово­щей, птиц, сладостей.

4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль­шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, от­дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнитель­ных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

8. Участие в районных, Международных, Всероссийских творческих конкурсах. Сетевое сотрудничество с сайтом «МААМ», «Маленький художник», «Алые паруса».

Календарно-тематический план


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата

Характеристика основной деятельности ученика

Тема «Живопись» (8 часов)

1

Введение. Праздник знакомства

1


Начальное представление о живописи - заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи.

2

Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас»

1


Моделирование сюжетов будущих творческих работ. Классификация объектов природы.

3

Выполнение набросков с натуры

1


Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры.

4

Рисование листьев деревьев

2


Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев. Знакомство с техникой «набрызг»

5

Рисование цветов

2


Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей.

6

Выставка творческих работ

1


Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Графика» (6 часов)

7

Введение. Типы линий

1


Исследование выразительных средств этого вида искусства. Анализ особенностей выполнения различных видов линий.

8

Работа цветными карандашами

2


Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ.

9

Работа фломастером

2


Исследование особенностей работы фломастером.

10

Выставка творческих работ

1


Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Скульптура» (4 часа)

11

Введение. Скульптура

1


Исследование особенностей данного жанра искусства (трехмерное изображение).

12

Материалы, инструменты необходимые для работы

1


Анализ приемов работы инструментами. Сравнение действий.

13

Выполнение творческих работ. Лепка с натуры

1


Моделирование композиции «Овощи и фрукты». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения.

14

Выполнение творческих работ. Лепка по памяти

1


Сравнение приемов лепки из пластилина и из глины. Моделирование композиции «На кормушке».

Тема «Аппликация « (5 часов)

15

Введение. Беседа «Что делают из бумаги»

1


Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.

16

Виды аппликаций

Технология выполнения аппликации

1



Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения аппликации. Анализ приемов работы с ножницами.

17

Выполнение творческих работ. Цветная бумага

1


Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги.

18

Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация

2


Моделирование сюжетной аппликации. Анализ и сравнение работ.

Тема «Бумажная пластика» (5 часов)

19

Введение. Виды бумаги

1


Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.

20

Материалы, инструменты необходимые для работы

1


Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов.

21

Выполнение творческих работ по рисунку

1


Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы.

22

Выполнение творческих работ по образцу

1


Анализ приемов получения объема с помощью мятой бумаги. Исследование образцов.

23

Выставка творческих работ

1


Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Работа с природными материалами» (4 часа)

24

Введение. Путешествие в страну мастеров

1


Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе.

25

Методы работы с природными материалами

1


Исследование приемов работы с природными материалами. Моделирование правил по ТБ.

26

Создание композиции из листьев, цветов

1


Моделирование композиций из природного материала.

27

Выставка творческих работ

1


Анализ выполненных работ. Подготовка Презентации.

Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час)

28

Подведение итогов года «Праздник творчества»

1


Организация выставки детских работ. Моделирование композиций.


Итого часов за год

33


Содержание рабочей программы

Тема: «Живопись» (8 часов) Занятие 1. Праздник знакомства. Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи. Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об осно­вах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ. Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использова­ния палитры. Выполнение набросков с натуры. Занятие 4. Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев. Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей. Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой. Рисование с натуры цветов, трав. Занятие 7. Работа «от пятна», без использова­ния палитры. Рисование на тему «Осенний букет». Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Графика» (6 часов) Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев. Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов. Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых. Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани. Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Скульптура» (4 часа) Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра. Занятие 17. Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки - плас­тилином. Инструменты и приемы работы с пластилином. Занятие 18. Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции. Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.

Тема: «Аппликация» (4 часа) Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?» Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами. Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Тема: «Бумажная пластика» (5 часов) Занятие 24. Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей. Занятие 25.Упражнение в сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка». Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм. Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа) Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна). Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора». Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час) Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:

Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Личностные результаты:

В ценностно-эстетической форме - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно - творческой деятельности.

В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей, или их украшения. Метапредметные результаты - видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно - творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Средства контроля Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художни­ков, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.

Методическое обеспечение Вклю­чает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6-8 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (об­разная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последова­тельности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступ­ности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Формы и методы работы: На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
  • Эвристические (методика ТРИЗ).
Ведущие формы организации занятий:
  • Групповые (творческие мастерские).
  • Индивидуальные (самостоятельная работа).
  • Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

  • просторный оборудованный кабинет;

  • предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

  • оборудование: ножницы, лекало, резцы.

  • шкаф для хранения изделий, материалов;

  • коробки для хранения остатков бумаги, ткани.

2. Методическое обеспечение:

  • пополнение периодической литературы и книг по темам;

  • дидактический материал;

  • наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);

  • методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.

3. Наличие кадровых работников:

  • учитель начальных классов.

4. Организационно-педагогические условия:

  • сотрудничество с другими коллективами;

  • организация комплексных занятий.

Список литературы

Список литературы для педагогов

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
  2. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. - 1988 - № 3;
  3. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. - М., 1994.
  4. Арманд Т. Руководство по росписи тканей. - СПб. - 1992;
  5. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. - М.:. - 1997;
  6. Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. - 1979;
  7. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. - 2006;
  8. Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. - 1989;
  9. Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. - Л.: 1971;
  10. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.
  11. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
  12. Держава Рериха. - М.: Изобразительное искусство. - 1994;
  13. Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
  14. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.:. Просвещение. - 1971;
  15. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
  16. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
  17. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.
  18. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.
  19. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.
  20. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
  21. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. - 1990;
  22. Народное творчество: журнал - 1995;
  23. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. - Минск.: ПП «МЕТ». - 1994;
  24. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.
  25. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).
  26. Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. - М., 2000.
  27. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. - М: - 1976;
  28. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
  29. Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука. - 1980;
  30. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. - 1982;
  31. Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. - М. - 1969;
Список литературы для обучающихся
  1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. - 2006;
  2. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
  3. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
  4. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
  5. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.
  6. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.
  7. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.
  8. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
  9. Корюкин В.П. Батик. Художественное оформление тканей. - Л.- 1987;
  10. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: - 1984;
  11. Народное творчество: журнал - 1995;
  12. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. - Минск.: ПП «МЕТ». - 1994;
  13. Прекрасное - своими руками / сост. С.С. Газарян. - М. - 1986;
  14. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
  15. Сараева Ю.С. Роспись по ткани. - Ростов-на-Дону. - 2000;
  16. Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе. - 1992;
  17. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. - М.: Просвещение. - 1992;
  18. Шамаева Г., Кашинская Л. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. - М.: Компания «Ключ-с». - 1994;


© 2010-2022