- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Смотрю на мир глазами художника
Рабочая программа по внеурочной деятельности Смотрю на мир глазами художника
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сердюкова Н.Ф. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Новоилимская СОШ имени Н.И. Черных»
«Согласовано»
Зам. директора школы по ВР
_____________ Чванова С.А.
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ
_____________Погодаева Н.А.
Приказ № ___от «___»__2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Для учащихся 7 - 10 лет
Дополнительная образовательная программа: «Смотрю на мир глазами художника», модифицированная, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева)
Составила:
Учитель начальных классов
Сердюкова Н.Ф.
2015 - 2016 уч. год
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. - М.: Просвещение, 2011, - (Стандарты второго поколения), на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального образования (приказ МОиН РФ от 05. 03.2004, №1089)
- Регионального учебного плана для образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2014/2015, 2015/2016 учебные года от 12.08.2011 г.№950-мр.
- Учебного плана ОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н.И.Черных» на 2015/2016 учебный год.
- Авторской программы Е.И. Коротеева. Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского.
- Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75-37-0541/11
- связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
- содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
- на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
1 Живопись
8
2
Графика
6
3
Скульптура
4
4
Аппликация
5
5
Бумажная пластика
5
6
Работа с природными материалами
4
7
Организация и обсуждение детских работ
1
8 ИТОГО
33
Содержание курса, характеристика деятельности учащихся
1. Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
8. Участие в районных, Международных, Всероссийских творческих конкурсах. Сетевое сотрудничество с сайтом «МААМ», «Маленький художник», «Алые паруса».
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Дата
Характеристика основной деятельности ученика
Тема «Живопись» (8 часов)
1
Введение. Праздник знакомства
1
Начальное представление о живописи - заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи.
2
Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас»
1
Моделирование сюжетов будущих творческих работ. Классификация объектов природы.
3
Выполнение набросков с натуры
1
Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры.
4
Рисование листьев деревьев
2
Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев. Знакомство с техникой «набрызг»
5
Рисование цветов
2
Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей.
6
Выставка творческих работ
1
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.
Тема «Графика» (6 часов)
7
Введение. Типы линий
1
Исследование выразительных средств этого вида искусства. Анализ особенностей выполнения различных видов линий.
8
Работа цветными карандашами
2
Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ.
9
Работа фломастером
2
Исследование особенностей работы фломастером.
10
Выставка творческих работ
1
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.
Тема «Скульптура» (4 часа)
11
Введение. Скульптура
1
Исследование особенностей данного жанра искусства (трехмерное изображение).
12
Материалы, инструменты необходимые для работы
1
Анализ приемов работы инструментами. Сравнение действий.
13
Выполнение творческих работ. Лепка с натуры
1
Моделирование композиции «Овощи и фрукты». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения.
14
Выполнение творческих работ. Лепка по памяти
1
Сравнение приемов лепки из пластилина и из глины. Моделирование композиции «На кормушке».
Тема «Аппликация « (5 часов)
15
Введение. Беседа «Что делают из бумаги»
1
Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.
16
Виды аппликаций
Технология выполнения аппликации
1
Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения аппликации. Анализ приемов работы с ножницами.
17
Выполнение творческих работ. Цветная бумага
1
Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги.
18
Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация
2
Моделирование сюжетной аппликации. Анализ и сравнение работ.
Тема «Бумажная пластика» (5 часов)
19
Введение. Виды бумаги
1
Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.
20
Материалы, инструменты необходимые для работы
1
Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов.
21
Выполнение творческих работ по рисунку
1
Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы.
22
Выполнение творческих работ по образцу
1
Анализ приемов получения объема с помощью мятой бумаги. Исследование образцов.
23
Выставка творческих работ
1
Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.
Тема «Работа с природными материалами» (4 часа)
24
Введение. Путешествие в страну мастеров
1
Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе.
25
Методы работы с природными материалами
1
Исследование приемов работы с природными материалами. Моделирование правил по ТБ.
26
Создание композиции из листьев, цветов
1
Моделирование композиций из природного материала.
27
Выставка творческих работ
1
Анализ выполненных работ. Подготовка Презентации.
Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час)
28
Подведение итогов года «Праздник творчества»
1
Организация выставки детских работ. Моделирование композиций.
Итого часов за год
33
Содержание рабочей программы
Тема: «Живопись» (8 часов) Занятие 1. Праздник знакомства. Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи. Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об основах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ. Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры. Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев. Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей. Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав. Занятие 7. Работа «от пятна», без использования палитры. Рисование на тему «Осенний букет». Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Графика» (6 часов) Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев. Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов. Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых. Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани. Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Скульптура» (4 часа) Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра. Занятие 17. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином. Занятие 18. Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции. Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.
Тема: «Аппликация» (4 часа) Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?» Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами. Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Тема: «Бумажная пластика» (5 часов) Занятие 24. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей. Занятие 25.Упражнение в сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка». Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм. Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа) Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна). Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора». Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час) Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:
Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической форме - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно - творческой деятельности.
В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей, или их украшения. Метапредметные результаты - видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно - творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Средства контроля Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.
Методическое обеспечение Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6-8 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Формы и методы работы: На занятиях используются методы:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
- Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
- Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
- Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
- Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
- Эвристические (методика ТРИЗ).
- Групповые (творческие мастерские).
- Индивидуальные (самостоятельная работа).
- Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
-
просторный оборудованный кабинет;
-
предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
-
оборудование: ножницы, лекало, резцы.
-
шкаф для хранения изделий, материалов;
-
коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
-
пополнение периодической литературы и книг по темам;
-
дидактический материал;
-
наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
-
методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.
3. Наличие кадровых работников:
-
учитель начальных классов.
4. Организационно-педагогические условия:
-
сотрудничество с другими коллективами;
-
организация комплексных занятий.
Список литературы
Список литературы для педагогов
- Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
- Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. - 1988 - № 3;
- Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
- Арманд Т. Руководство по росписи тканей. - СПб. - 1992;
- Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. - М.:. - 1997;
- Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. - 1979;
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. - 2006;
- Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. - 1989;
- Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. - Л.: 1971;
- Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.
- Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
- Держава Рериха. - М.: Изобразительное искусство. - 1994;
- Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
- Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.:. Просвещение. - 1971;
- Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
- Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. - 1990;
- Народное творчество: журнал - 1995;
- Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. - Минск.: ПП «МЕТ». - 1994;
- Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).
- Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. - М., 2000.
- Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. - М: - 1976;
- Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
- Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука. - 1980;
- Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. - 1982;
- Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. - М. - 1969;
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. - 2006;
- Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
- Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
- Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Корюкин В.П. Батик. Художественное оформление тканей. - Л.- 1987;
- Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: - 1984;
- Народное творчество: журнал - 1995;
- Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. - Минск.: ПП «МЕТ». - 1994;
- Прекрасное - своими руками / сост. С.С. Газарян. - М. - 1986;
- Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
- Сараева Ю.С. Роспись по ткани. - Ростов-на-Дону. - 2000;
- Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе. - 1992;
- Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. - М.: Просвещение. - 1992;
- Шамаева Г., Кашинская Л. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. - М.: Компания «Ключ-с». - 1994;