- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру «Размножение и развитие растений»
Урок по окружающему миру «Размножение и развитие растений»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Упатова Т.Н. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СОШ №1021
Урок
по окружающему миру в 4 «А» классе
Учитель:Упатова Тамара Николаевна
Тема: Размножение и развитие растений
Цели: 1.Формирование знаний о развитии растений, знакомство с видами
размножения растений
2. Развитие речи, логического мышления учащихся, мыслительных
операций анализа и синтеза
3. Воспитание бережного отношения к природе, умения работать в
коллективе.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, слайды, гербарий,
карточки для самостоятельной работы, рисунки органов
растений, опытный материал (черенки, листья фиалки, луковица, чеснок, семена каштанов).
1. Организационный момент
-Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Тема конференции «Размножение и развитие растений» (слайд 1). Это очень важная тема, т.к. появление растений способствовало появлению и развитию всех остальных живых организмов.
Люди разных профессий собрались на нашей пресс-конференции.
Итак, на конференции присутствуют:
- экологи
- агрономы
-врачи
- эксперты
- Расскажите, чем занимаются люди вашей профессии.
2. Постановка цели урока
- Сегодня мы работаем по научным группам и попытаемся с точки зрения людей разных профессий взглянуть на проблему развития растений, познакомиться с видами размножения разных растений.
3. Актуализация опорных знаний учащихся
- Что такое размножение?
-
Как вы думаете, на сколько актуальна проблема размножения растений и какое значение имеет размножение растений ?
-
Назовите признаки жизни растений (слайд 2)
-Назовите условия жизни растений (слайд 3)
Питательные вещества
Воздух вода
Условия жизни растений
Тепло свет
- Как влияет погода на развитие растений?
-
Что вы можете рассказать о прогнозе погоды на сегодня?
-
-Какой вывод сделают эксперты? (Прогноз не благоприятен для развития растений: нет тепла, света мало, почва ненасыщена питательными веществами)
Групповая самостоятельная работа по карточкам.
- Какие крупные группы растений вы знаете?
- Выполнить задание 1 по карточкам
Фронтальная проверка(слайд 4)
-В ваших карточках растения были двух групп(высшие и низшие)
-А на какие группы наши врачи разделили бы эти растения?(слайд 5)
Ядовитые и лекарственные растения
- Назовите ядовитые растения.
- Какой вывод сделают эксперты о ядовитых растениях?
- А лекарственные растения сами расскажут о себе.
Сценка «Цветочный переполох»
Сценка «Цветочный переполох»
(По В. Брагину)
(У учащихся изображения растений)
- Посмотрите! - закричал Иван-чай. - Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?
- Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепестки, качать красной головой.
- Но как лечить? Чем?
- как лечить? - раздался скрипучий и сухой голос. - Это говорю я, старый поседевший Мох. - Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки… Перевязку!
- Перевязка изо мха хороша, - подтвердил Подорожник, но лучше приложите к ране Глухарке мой листок! И рана начнет заживать. Но не забудьте помыть листок, он может быть пыльным.
- Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! - Воскликнул Одуванчик. - Только этот настой улучшает аппетит!
- Что за вздор! - закричали Цветы. - У птицы перебито крыло, а ты говоришь про аппетит!
- Сердце! Прежде всего, следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! - предложила Валерьяна. - Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.
- Так прибавьте же и несколько моих капель, - послышался серебристый голос. - Может быть, мои капли вылечат сердце Глухарки, - добавил Ландыш.
- Терпение! Только витамины вылечат больную! - заговорил острым, колючим языком Шиповник. - Мои витамины будут укреплять здоровье Глухарки.
Долго еще продолжался спор, но, в конце концов, решили все вместе лечить Глухарку, кто как может.
-Какой вывод делают врачи ?
О питательных веществах
- Какие питательные вещества образуются в растениях? (слайд 6)
- Почему люди и животные не могли бы жить на земле без растений?
-
Какой вывод сделают эксперты
-
(В отличие от животных и человека, которые только потребляют питательные вещества, растения вырабатывают их для себя и других живых организмов.)
Групповая самостоятельная работа по карточкам
-
Выполните задание № 2: подпишите органы растений.
-
Проверка (слайд 7)
- Могли бы вы сказать какой орган у растения главный?
- Я предлагаю вам послушать ,что об этом говорят сами органы растений: кто их них самый главный?
Спор органов (выступления подготовленных учащихся)
Корень
Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.
Стебель
Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня - не было бы растения.
Лист (с возмущением)
Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть.
-Что могут сказать эксперты об этой удивительной кухне с научной точки зрения?
Цветок
Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня - не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света - все это забота обо мне. Будет цветок - будет семя, а значит - будет растение.
-Послушаем мнение экспертов о строении цветка.
4.Физ.минутка.
- Для чего цветет цветок?
- Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена?
Беседа об опылении (слайд 9)
-Прочитайте в учебнике на стр.80
-Как происходит опыление у растений?
-Что образуется на месте цветков после опыления?
Семя
Ваш спор неудачен. Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды - все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!
Вывод (эксперты): Какой орган растений самый главный?
5. Размножение растений
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на лугу.
-Что вы услышали?(Звуки пчел,шмелей)(слайд 8-10)
1) Размножение семенами
- О чем можно сказать: по всему свету без билета?
- Почему?
- Как путешествуют семена? (учебник с.81, чтение вслух)
- Кто является помощником растений в распространении семян?
-Какой вывод можно сделать? (слайд 11)
Физкультминутка.(слайд 12)
Вывод (эксперты): Это самый распространенный вид размножения. Именно благодаря этому виду размножению все пространство суши покрыто растениями.
2) Другие виды размножения
- Как еще могут размножаться растения?
Опытный материал на столе: луковицы, клубни, черенки, побеги, усы, листья. Выводы
3)Обобщение:
-Как размножается большинство растений?
-Как образуются семена?
-Как распространяются семена?(слайд 13)
6.Развитие растения из семени.
-Как развивается растение из семени? (слайд 14)
-Какие условия нужны для прорастания семян
7.Закрепление пройденного.(слайды 15-26)
Самопроверка.
8.Практическая работа
(посадка лука,чеснока,огурца,каштана,фиалки)
-
Домашнее задание: с.80-83читать , выполнить задание №38.
-
Итог урока
1)Обобщение.
-Завершается работа нашей конференции. Сегодня мы смогли еще раз посмотреть на развитие и размножение растений глазами людей разных профессий.
- Скажите, уважаемые участники, есть ли в размножении более или менее важные пути?
- Какой вывод сделали на уроке врачи? Агрономы? Экологи?
- Что скажут наши эксперты?
2) Рефлексия.
-Что вам понравилось на уроке?
-Спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение
Сценка «Цветочный переполох»
(По В. Брагину)
(У учащихся изображения растений)
- Посмотрите! - закричал Иван-чай. - Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?
- Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепестки, качать красной головой.
- Но как лечить? Чем?
- как лечить? - раздался скрипучий и сухой голос. - Это говорю я, старый поседевший Мох. - Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки… Перевязку!
- Перевязка изо мха хороша, - подтвердил Подорожник, но лучше приложите к ране Глухарке мой листок! И рана начнет заживать. Но не забудьте помыть листок, он может быть пыльным.
- Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! - Воскликнул Одуванчик. - Только этот настой улучшает аппетит!
- Что за вздор! - закричали Цветы. - У птицы перебито крыло, а ты говоришь про аппетит!
- Сердце! Прежде всего, следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! - предложила Валерьяна. - Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.
- Так прибавьте же и несколько моих капель, - послышался серебристый голос. - Может быть, мои капли вылечат сердце Глухарки, - добавил Ландыш.
- Терпение! Только витамины вылечат больную! - заговорил острым, колючим языком Шиповник. - Мои витамины будут укреплять здоровье Глухарки.
Долго еще продолжался спор, но, в конце концов, решили все вместе лечить Глухарку, кто как может.