Урок по окружающему миру «Размножение и развитие растений»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ №1021

Урок

по окружающему миру в 4 «А» классе


Учитель:Упатова Тамара Николаевна

Тема: Размножение и развитие растений

Цели: 1.Формирование знаний о развитии растений, знакомство с видами

размножения растений

2. Развитие речи, логического мышления учащихся, мыслительных

операций анализа и синтеза

3. Воспитание бережного отношения к природе, умения работать в

коллективе.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютер, слайды, гербарий,

карточки для самостоятельной работы, рисунки органов

растений, опытный материал (черенки, листья фиалки, луковица, чеснок, семена каштанов).

1. Организационный момент

-Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Тема конференции «Размножение и развитие растений» (слайд 1). Это очень важная тема, т.к. появление растений способствовало появлению и развитию всех остальных живых организмов.

Люди разных профессий собрались на нашей пресс-конференции.

Итак, на конференции присутствуют:

- экологи

- агрономы

-врачи

- эксперты

- Расскажите, чем занимаются люди вашей профессии.

2. Постановка цели урока

- Сегодня мы работаем по научным группам и попытаемся с точки зрения людей разных профессий взглянуть на проблему развития растений, познакомиться с видами размножения разных растений.

3. Актуализация опорных знаний учащихся

- Что такое размножение?

  • Как вы думаете, на сколько актуальна проблема размножения растений и какое значение имеет размножение растений ?

  • Назовите признаки жизни растений (слайд 2)

-Назовите условия жизни растений (слайд 3)

Питательные вещества

Воздух вода

Условия жизни растений

Тепло свет

- Как влияет погода на развитие растений?

  • Что вы можете рассказать о прогнозе погоды на сегодня?

  • -Какой вывод сделают эксперты? (Прогноз не благоприятен для развития растений: нет тепла, света мало, почва ненасыщена питательными веществами)

Групповая самостоятельная работа по карточкам.

- Какие крупные группы растений вы знаете?

- Выполнить задание 1 по карточкам

Фронтальная проверка(слайд 4)

-В ваших карточках растения были двух групп(высшие и низшие)

-А на какие группы наши врачи разделили бы эти растения?(слайд 5)

Ядовитые и лекарственные растения

- Назовите ядовитые растения.

- Какой вывод сделают эксперты о ядовитых растениях?

- А лекарственные растения сами расскажут о себе.

Сценка «Цветочный переполох»

Сценка «Цветочный переполох»

(По В. Брагину)

(У учащихся изображения растений)

- Посмотрите! - закричал Иван-чай. - Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?

- Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепестки, качать красной головой.

- Но как лечить? Чем?

- как лечить? - раздался скрипучий и сухой голос. - Это говорю я, старый поседевший Мох. - Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки… Перевязку!

- Перевязка изо мха хороша, - подтвердил Подорожник, но лучше приложите к ране Глухарке мой листок! И рана начнет заживать. Но не забудьте помыть листок, он может быть пыльным.

- Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! - Воскликнул Одуванчик. - Только этот настой улучшает аппетит!

- Что за вздор! - закричали Цветы. - У птицы перебито крыло, а ты говоришь про аппетит!

- Сердце! Прежде всего, следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! - предложила Валерьяна. - Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.

- Так прибавьте же и несколько моих капель, - послышался серебристый голос. - Может быть, мои капли вылечат сердце Глухарки, - добавил Ландыш.

- Терпение! Только витамины вылечат больную! - заговорил острым, колючим языком Шиповник. - Мои витамины будут укреплять здоровье Глухарки.

Долго еще продолжался спор, но, в конце концов, решили все вместе лечить Глухарку, кто как может.

-Какой вывод делают врачи ?

О питательных веществах

- Какие питательные вещества образуются в растениях? (слайд 6)

- Почему люди и животные не могли бы жить на земле без растений?

  • Какой вывод сделают эксперты

  • (В отличие от животных и человека, которые только потребляют питательные вещества, растения вырабатывают их для себя и других живых организмов.)

Групповая самостоятельная работа по карточкам

  • Выполните задание № 2: подпишите органы растений.

  • Проверка (слайд 7)

- Могли бы вы сказать какой орган у растения главный?

- Я предлагаю вам послушать ,что об этом говорят сами органы растений: кто их них самый главный?

Спор органов (выступления подготовленных учащихся)

Корень

Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.

Стебель

Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня - не было бы растения.

Лист (с возмущением)

Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть.

-Что могут сказать эксперты об этой удивительной кухне с научной точки зрения?

Цветок

Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня - не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света - все это забота обо мне. Будет цветок - будет семя, а значит - будет растение.

-Послушаем мнение экспертов о строении цветка.

4.Физ.минутка.

- Для чего цветет цветок?

- Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена?

Беседа об опылении (слайд 9)

-Прочитайте в учебнике на стр.80

-Как происходит опыление у растений?

-Что образуется на месте цветков после опыления?

Семя

Ваш спор неудачен. Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды - все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!

Вывод (эксперты): Какой орган растений самый главный?

5. Размножение растений

Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на лугу.

-Что вы услышали?(Звуки пчел,шмелей)(слайд 8-10)

1) Размножение семенами

- О чем можно сказать: по всему свету без билета?

- Почему?

- Как путешествуют семена? (учебник с.81, чтение вслух)

- Кто является помощником растений в распространении семян?

-Какой вывод можно сделать? (слайд 11)

Физкультминутка.(слайд 12)

Вывод (эксперты): Это самый распространенный вид размножения. Именно благодаря этому виду размножению все пространство суши покрыто растениями.

2) Другие виды размножения

- Как еще могут размножаться растения?

Опытный материал на столе: луковицы, клубни, черенки, побеги, усы, листья. Выводы

3)Обобщение:

-Как размножается большинство растений?

-Как образуются семена?

-Как распространяются семена?(слайд 13)

6.Развитие растения из семени.

-Как развивается растение из семени? (слайд 14)

-Какие условия нужны для прорастания семян

7.Закрепление пройденного.(слайды 15-26)

Самопроверка.

8.Практическая работа

(посадка лука,чеснока,огурца,каштана,фиалки)


  1. Домашнее задание: с.80-83читать , выполнить задание №38.

  2. Итог урока

1)Обобщение.

-Завершается работа нашей конференции. Сегодня мы смогли еще раз посмотреть на развитие и размножение растений глазами людей разных профессий.

- Скажите, уважаемые участники, есть ли в размножении более или менее важные пути?

- Какой вывод сделали на уроке врачи? Агрономы? Экологи?

- Что скажут наши эксперты?

2) Рефлексия.

-Что вам понравилось на уроке?

-Спасибо за работу. Урок окончен.

















Приложение


Сценка «Цветочный переполох»

(По В. Брагину)

(У учащихся изображения растений)

- Посмотрите! - закричал Иван-чай. - Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?

- Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепестки, качать красной головой.

- Но как лечить? Чем?

- как лечить? - раздался скрипучий и сухой голос. - Это говорю я, старый поседевший Мох. - Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки… Перевязку!

- Перевязка изо мха хороша, - подтвердил Подорожник, но лучше приложите к ране Глухарке мой листок! И рана начнет заживать. Но не забудьте помыть листок, он может быть пыльным.

- Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! - Воскликнул Одуванчик. - Только этот настой улучшает аппетит!

- Что за вздор! - закричали Цветы. - У птицы перебито крыло, а ты говоришь про аппетит!

- Сердце! Прежде всего, следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! - предложила Валерьяна. - Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.

- Так прибавьте же и несколько моих капель, - послышался серебристый голос. - Может быть, мои капли вылечат сердце Глухарки, - добавил Ландыш.

- Терпение! Только витамины вылечат больную! - заговорил острым, колючим языком Шиповник. - Мои витамины будут укреплять здоровье Глухарки.

Долго еще продолжался спор, но, в конце концов, решили все вместе лечить Глухарку, кто как может.




© 2010-2022