Рабочая программа по окружающему миру УМК Планета знаний 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза

М. П. Константинова


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

___________________

Г.А. Прибыткова

Приказ № ______

от «____ » _________ 2015 г.

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО Заместитель директора

учителей начальных по УВР

классов ________________

Рук. МО_____________ _ И.В.Гулидова

Л.А.Дрюнина

Протокол № _____ от «____» __________2015 г.






Рабочая программа

по окружающему миру

по УМК «Планета знаний»

для 1 «Г» класса

на 2015-2016 учебный год











Учитель начальных классов

Харина А.А.














г. Усмань, 2015 г.







  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» 1 класс.- М.: Астрель, 2009. Целями обучения окружающему миру являются:

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи обучения окружающему миру для 1 класса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделиро­вание, измерение и др.);

  • социализация ребенка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года; -приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785). Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373); -приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707; -приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540); -Программа по окружающему миру. Авторы программы: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов -М., Астрель, 2009 г.;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";

- Устав ОУ;

- основная образовательная программа начального общего образования ОУ;

- учебный план ОУ на 2015-2016 учебный год;

- календарный учебный график ОУ на 2015-2016 учебный год;

- Положение МБОУ СОШ № 2 г. Усмани № 30 о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Сведения об используемом УМК. Программа обеспечена следующим учебно - методическим комплексом:

Окружающий мир:1-й кл.: учебник / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: АСТ: Астрель, 2012 - 143, (1)с.: ил.- ( Планета знаний).

2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир».

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;

- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

3.Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на изучение окружающего мира отводится 66 часов ( 33 учебных недели по 2 часа), из них 2 часа в неделю взято из обязательной части БУП.

Авторская программа Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» рассчитана на 66 часов.

Изменений в авторскую программу не внесено.

4. Ценностные ориентиры содержания предмета «Окружающий мир». Изучение «Окружающего мира» направлено на формирование целостной картины мира и осознание в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Содержание предмета помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. В ходе изучения окружающего мира школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, учатся проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому изучение «Окружающего мира» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета «Окружающий мир». ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы: ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья; понимание необходимости бережного отношения к природе; могут быть сформированы: понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи; понимание своей сопричастности к жизни страны; понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ Человек и природа Обучающиеся научатся: называть характерные признаки времен года; различать и называть части растений; ухаживать за комнатными растениями; выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные; различать и называть основные части тела человека; называть органы чувств и рассказывать об их значении; приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных в жизни человека; приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей). Обучающиеся получат возможность научиться: различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы; характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных); называть основные возрастные периоды жизни человека; рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней; называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); рассказывать о способах движения и питания животных; рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных; различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения; рассказывать, как развивается растение из семени; выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество Обучающиеся научатся: называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес; выражать приветствие, благодарность, просьбу; выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены; рассказывать о профессиях родителей и работников школы; проявлять уважительное отношение к окружающим людям; выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах; приводить примеры видов труда людей; узнавать герб и флаг России, называть ее столицу; различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Обучающиеся получат возможность научиться: различать виды эмоционального состояния человека; воспроизводить гимн России. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся: понимать свое продвижение в овладении содержанием курса; понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы. Обучающиеся могут научиться: осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника; замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Обучающиеся научатся: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; называть и различать окружающие предметы и их признаки; устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток). Обучающиеся могут научиться: осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов; сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. Обучающиеся могут научиться: осуществлять взаимопроверку при работе в паре; сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

К концу обучения в 1 классе первоклассники должны знать:

•основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);

органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;

виды эмоционального состояния человека (грустный, веселый, удивленный, испуганный);

о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;

  • о предметах личной гигиены и их назначении;

  • о профессиях родителей и работников школы;

  • о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

  • свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

  • название страны, ее столицу;

  • герб и флаг России;

  • виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • названия частей растений;

•отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных
и хвойных растений;

  • названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);

  • о значении домашних животных в жизни человека;

  • наиболее характерные признаки времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды
    осадков, состояние растений и животных);

  • названия месяцев в году и дней в неделе;

  • названия некоторых охраняемых растений и животных.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);

  • выполнять элементарные правила личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;

  • приводить примеры видов труда людей;

  • вежливо выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом
    и в общественных местах;

  • различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • правильно вести себя в природе.

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

  • выращивать растение одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);

  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земновод­ных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

  • рассказывать о разнообразии труда людей;

  • устанавливать родственные связи между объектами живой природы;

  • пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.


6. Содержание программы учебного предмета «Окружающий мир»

1 класс (2 ч. в неделю - 66 ч)

Пришла пора учиться (13 ч.)

Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твое имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профес­сии работников школы. Взаимоотношения учитель - ученик, ученик - ученик. Необходимость бережного отношения к школь­ному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в шко­лу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой рас­порядок дня.

Человек (13ч.) Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особеннос­ти каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные части тела челове­ка: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятие физкультурой и спортом, предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружаю­щего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружаю­щих людей, сопереживать им. Первые представления о само­наблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблю­дательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (23 ч.) Природа живая и неживая. Явления природы. Первые пред­ставления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): ко­рень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные рас­тения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, теп­ло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Зна­чение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообра­зие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающи­еся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необхо­димо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жиз­ни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и живот­ным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17ч.) Наша страна - Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представ­ление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, ее состав. Статус ребенка в семье (дочь, сын, внук, внуч­ка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безо­пасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: привет­ствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, уме­ние вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и обще­ственных местах. Экскурсии: по школе; во дворе школы; в природу (начало осе­ни, середина осени, зима, весна).

Итоговая комплексная работа - 1 ч.

Экскурсии - 5 ч.

Проекты - 3 ч. по теме «Школа», «Одежда», «Растения».


7. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Содержание предмета

Характеристика деятельности обучающихся

Пришла пора учиться.

Что такое окружающий мир.

Ты и твоё имя. Твоя школа. Во дворе школы. Вот и лето прошло. Дорога в школу. Твой распорядок дня. Осень.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, поставленную учителем, оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Познавательные УУД: объяснять значение понятий «объекты и явления природы», составлять и применять в своей жизни режим школьника, основные правила личной гигиены, извлекать необходимую информацию из иллюстраций учебника.

Коммуникативные УУД: использовать в общении правила вежливости, договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Человек.

Как ты рос. Как ты воспринимаешь мир. Твоё тело. Как ты питаешься. Твоя одежда. Будь здоров! Твоё настроение. Будь внимательным!

Регулятивные УУД: осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, анализ собственной работы.

Познавательные УУД: различать эмоциональные состояния людей ( грусть, веселье, удивление, испуг), анализировать рисунок, составлять по нему рассказ, отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе группами, понимать высказывания друг друга.

Личностные УУД: ориентироваться на здоровый образ жизни.

Природа в жизни человека.

Полна природа удивленья. Вода и воздух. Зима. Времена года. Как устроено растение. Растения в нашем классе. Насекомые, птицы, рыбы, звери… Жизнь животных. Домашние животные. Береги природу, человек!

Регулятивные УУД: самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные УУД: отличать признаки деревьев, кустарников, травянистых, лиственных и хвойных растений, ухаживать за комнатными растениями,

Коммуникативные УУД: уметь работать коллективно, слушать и понимать речь других.

Личностные УУД: осознавать себя жителями планеты Земля, испытывать чувство ответственности за сохранение её природы.

Человек среди людей.

Наша Родина. Наш дом. Наши родственники. Хороший день. Весна. Наша безопасность. Будем вежливы. Мы едем, едем, едем… Скоро лето.

Регулятивные УУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД: правильно вести себя в природе, знать Герб и флаг России, название страны, столицы,

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Личностные УУД: проявлять чувство гордости за свою страну, доброжелательность в отношении к другим, отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких.

8. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения

образовательного процесса.

Литература для учителя:

  1. Программа, методические рекомендации по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2009.

  2. Поурочные разработки по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. / авт. - сост. Т. С. Гулуева - Волгоград: Учитель, 2012.

  3. Рабочие тетради № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И. В. Потапова.- М.: Астрель, 2014.
  4. Проверочные и диагностические работы 1 класс к учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова. - М.: Астрель, 2014.

Литература для обучающихся:

1) Окружающий мир:1-й кл.: учебник / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: АСТ: Астрель, 2012 - 143, (1)с.: ил.- ( Планета знаний).

Технические средства обучения и оборудование. 1. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival.1september.ru 4. Сайт «Планета знаний». - Режим доступа: planetaznaniy.astrel.ru 5. Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru
2. Информационно-коммуникативные средства. 1. Электронный учебник по окружающему миру 1 класс по УМК «Планета знаний». 2. Мультимедийные компакт-диски по окружающему миру по УМК «Начальная школа». 3. Презентации к урокам, созданные учителем. 3. Наглядные пособия. 1. Окружающий мир. 1 класс. Комплект таблиц по окружающему миру для начальной школы. 2. Самодельные наглядные пособия.
4. Технические средства обучения. 1. Персональный компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. мультимедийная доска.

4.Стол учительский с тумбой;

5. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
5. Учебно-практическое оборудование. 1. аудиторная доска с магнитной поверхностью. 2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 3. Магнитная доска. 4. Экспозиционный экран.








































© 2010-2022