Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

1 класс

Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению адресована учащимся 1 класса средней общеобразовательной школы, разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в соответствии с требованием ФГОС начального общего образования.
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение» являются следующие нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4. Приказ Минобразования Ростовской области от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5.Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония», Н.Б.Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI, 2013г. 6.Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. О.В.Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI, 2013г. Стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. Литературное чтение является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование: • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

• читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального само-совершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого. Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач: 1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам. Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 -10 лет. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение», 1класс Цель - практическое изучения детьми основ фонетики и графики, начал орфографии, развития речи и культуры речевого поведения; приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, через литературу.

Задачи курса: 1.Знакомство учащихся с основными единицами языка и законами их употребления. 2.Формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целым словом. 3.Освоение детьми графической системы языка и каллиграфических навыков. 4.Развитие речи и лингвистических способностей первоклассников. 5.Начальное литературно-эстетическое развитие учащихся. 6.Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствовать у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формировать способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста. Подготовительный период: 1.Развивать умения отличать устную речь от письменной. 2.Выделять предложения из речевого потока, анализировать их по количеству слов, строить графические модели предложений. 3.Раскладывать предложения на слова, слова на слоги и буквы, находить ударный слог. 4.Выделять согласный и гласный звуки из любого слога или слова. 5.Анализировать слова по их слоговому и звуковому составу, используя соответствующие модели схем. Основной период: 1.Уметь составлять предложения по картине. 2.Правильно произносить все звуки русского языка (литературного) и усвоить алфавитное название букв. 3.Совершенствовать умение распознать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки. 4.Различать парные твёрдые и мягкие согласные. 5.Образовывать слияние любого твёрдого и мягкого согласного с гласными звуками. 6.Развивать фонематический слух. Основные виды учебной деятельности •Развитие умения разъяснять заглавие текста. •Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. •Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов. •Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. •Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста. •Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Ценностные ориентиры учебного предмета Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого. Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»: • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения); • внимание к личности писателя; • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы; • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической). Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач

Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 1-м классе на изучение предмета «Литературное чтение» выделяется 129 часа (4 часа в неделю), из них 92 часа отведено на «Обучение грамоте», 38 часов «Литературное чтение».







Раздел 2. Содержание учебного предмета (курса) Послебукварный период (38 часов) Чтение. Развитие речи. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Освоение чтения по ролям. Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

1. «Звенит звонок - начинается урок» (6 часов) А. Барто «Стали грамотными». Г. Новицкая «Книжки». Р.Сеф «Учись читать!». Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». В. Голявкин «Болтуны». С. Маршак «Угомон». В. Орлов «Оправдался». Э. Мошковская «Можно всему- всему научиться…» Пословицы. Знакомство с литературными произведениями, раскрывающими тему организации досуга. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня, побасенка, загадка, считалка, путаница, небылица. Практическое освоение терминов «персонаж», «потешка», «песня», «колыбельная», «побасенка», «загадка», «считалка», «путаница», «небылица». Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Знакомство с олицетворением (без термина). Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Чтение по ролям. Составление картинного плана. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сочинение загадки, считалки, небылицы (по желанию). Участие в конкурсах загадок, скороговорок. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

2. «Час потехи» (9 часов) В. Смит «Час потехи»; Русские народные побасёнки. Загадки. С. Маршак; Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки»; В. Берестов «Искалочка»; русские народные считалочки; В. Берестов «За игрой». Словесные игры: скороговорки, небылицы. С. Маршак «Я видел»; К. Жуков «Чёрт и торт»; С. Маршак «Пудель». Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Знакомство с жанром басни. Знакомство с эпитетом (без термина). Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

3. «Что такое хорошо и что такое плохо». (11 часов) Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Всё вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны?». Эзоп «Собрался старик помирать…», Л. Толстой «Два раза не умирать», «Два товарища», В. Росин «Друзья познаются в беде», С. Михалков «Ошибка», «Прививка», Л. Яхтин «Силачи», М. Пляцковский «Добрая лошадь». Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня. Озаглавливаниепрочитанного, иллюстраций. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Книжные иллюстрации и их авторы.

4. «Там чудеса…» (12 часов) А. Шибаев «Сказки просят», русские народные сказки «Лиса и рак». «Петушок и бобовое зёрнышко». Ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вор он, вор!», армянская сказка «Заказчик и мастер». Викторина «Сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине», В. Орлов «Абрикос в лесу»



Раздел 3. Тематический план

Содержание программного материала

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Раздел 1. «Звенит звонок - начинается урок»

6 часов Самостоятельно читают, описывают иллюстрацию, отвечают на вопросы. Объясняют смысл пословиц и сопоставляют пословицы с содержанием стихотворений раздела, читают наизусть понравившиеся стихотворения.

2

Раздел 2. «Час потехи»

9 часов Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.Различают жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка. Устное народное творчество. Читают текст выразительно.

3

Раздел 3. «Что такое хорошо и что такое плохо».

11 часов Объясняют значение слов; читают текст самостоятельно; отвечают на вопросы;подробно пересказывают текст; составляют план рассказа.Прогнозируют читаемое. Рассуждают, отвечая на вопросы к произведениям. Определяют главную мысль.

4

Раздел 4. «Там чудеса…»

12 часов Приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);отвечают на вопросы по содержанию сказок; кратко и подробнопересказывают сказки; высказывают свое отношение к героям сказки; подбирают заголовок к произведению;пересказывают сказку по картинному плану. Определяют свое отношение к персонажам. Исполняют роль литературного персонажа.

Всего

38 часов



Раздел 4. Календарно - тематическое планирование по литературному чтению (38 часов).

Тема урока, раздел

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

ТСО

Дата проведения

план

факт

Раздел 1.Звенит звонок - начинается урок (6 ч)

1

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными».

1

Учатся ориентироваться в учебнике. Читают плавно по слогам или целыми словами.

Компьютер, телевизор.

10.03.15

2

Г. Новицкая «Книжки»,

Р. Сеф «Учись читать!».

1

Воспринимают на слух стихотворные произведения в исполнении учителя и учащихся. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

11.03.15

3-4

Л. Пантелеев «Ау»;

С. Погореловский

«Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке».

2

Читают по ролям, отвечают на вопросы. Упражняются

в интонационно-выразительном чтении

Интерактивная доска

12.03.15

16.03.15

5

В. Голявкин «Болтуны»;

С. Маршак «Угомон».

1

Самостоятельно читают, описывают иллюстрацию, отвечают на вопросы

ИКТ

17.03.15

6

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…»; пословицы; обобщающий урок.

1

Соотносят пословицы с произведениями. Выразительно читают литературное произведение, обращая внимание на передачу логического ударения.

ИКТ

18.03.15

Раздел 2.Час потехи. (9ч)

7

В. Смит «Час потехи».

1

Различают элементы

книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

- самостоятельно

работают над выразительным чтением стихотворений

19.03.15

8

IVчетверть (31 часа)

Потешки; колыбельные песни.

1

Воспринимают на слух

художественные произведения разных жанров. Упражняются в интонационно-выразительном чтении. Совершенствуют навык смыслового чтения.

Компьютер, телевизор.

1.04.15

9

Побасенки.

1

Интерактивная доска

Компакт-диски с литерат. произведе-ниями.

2.04.15

10

Русские народные загадки; С. Маршак « Загадки».

1

Читают плавно по слогам или целыми словами.

Интерактивная доска

6.04.15

11

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки»;

В. Берестов «Искалочка».

1

Отвечают на вопросы по содержанию текста. Составляют рассказ по иллюстрации.

7.04.15

12

Русские народные считалочки;

В. Берестов «За игрой».

1

Различают жанры произведений: малые фольклорные жанры,

народная сказка, литературная сказка. Устное народное творчество. Читают текст выразительно.

Интерактивная доска

8.04.15

13

Словесные игры: скороговорки, небылицы; С. Маршак «Я видел».

1

Определяют эмоциональный характер текста. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания.

ИКТ

Портреты детских писателей. Компакт-диски с литерат. произвед.

9.04.15

14

А. Босев «С нами смех»;

П. Усачев «Если вы собрались в гости».

1

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания. Отвечают на вопросы по содержанию текста.

Интерактивная доска

13.04.15

15

С. Маршак «Пудель»; обобщение прочитанного.

1

Соотносят иллюстрации с текстом. Составляют картинный план.

14.04.15


Раздел 3. Что такое хорошо и что такое плохо.- (11 ч)

16

Л. Толстой «Правда всего дороже»,

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки».

1

Объясняют значение слов; читают текст самостоятельно;

отвечают на вопросы;

подробно пересказывают текст; составляют план рассказа;

Компьютер, телевизор

15.04.15

17

В. Орлов «Кто первый»;

Э. Мошковская

«Не надо больше ссориться!»;

Л. Толстой «Кто прав?»

1

Читают текст выразительно, отвечают на вопросы;

подбирают пословицы к тексту;

редактируют текст, придумывают продолжение рассказа

Интерактивная доска

16.04.15

18

В. Осеева «Все вместе».

1

Компьютер Портреты детских писателей. Компакт-диски с литерат. произвед.

20.04.15

19

Е. Пермяк

«А для чего руки нужны?»

Эзоп «Собрался старик помирать…»

1

Прогнозируют читаемое. Рассуждают, отвечая на вопросы к произведениям. Определяют главную мысль.

21.04.15

20

Л. Толстой «Два раза не умирать»,

Л. Толстой «Два товарища».

1

Знакомятся с творчеством Толстого.

Читают выборочно. Читают выразительно. Характеризуют персонажей.

ИКТ

Портреты детских писателей. Компакт-диски с литерат. произвед.

22.04.15

21

В. Росин.

«Друзья познаются в беде».

1

Читают текст выразительно, отвечают на вопросы. Рассуждают на нравственную тему.

Интерактивная доска

23.04.15

22

С. Михалков «Ошибка».

1

Читают выразительно по ролям. Определяют главную мысль текста.

27.04.15

23

С. Михалков «Прививка».

1

Пересказывают

небольшой текст, выразительно читают, объясняют, что высмеивается в басне

ИКТ

Портреты детских писателей. Компакт-диски с литерат. произвед.

28.04.15

24

Л. Яхнин «Силачи».

1

Отвечают на вопросы по содержанию текста

29.04.15

25-26

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

Обобщающий урок.

2

Читают сказку, объясняют превращения слов

Знакомятся с книгами и произведениями по изученной теме. Читают выразительно. Характеризуют персонажей.

Интерактивная доска

30.04.15

4.05.15

Раздел 4. «Там чудеса…» (12ч)

27

А. Шибаев «Сказки

просят…»

1

Читают текст выразительно, отвечают на вопросы.

5.05.15

28

Русские народные сказки «Лиса и рак»;

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

Приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);

отвечают на вопросы по содержанию сказок;

кратко и подробно

пересказывают сказки;

высказывают свое отношение к героям сказки;

подбирают заголовок к произведению;

пересказывают сказку по картинному плану;

Интерактивная доска

Портреты детских писателей. Компакт-диски с литерат. произвед.

6.05.15

29-30

Ингушская сказка

«Заяц и черепаха».

2

7.05.15

11.05.15

Американская сказка

«Вот он, вор!»

31

Армянская сказка

«Заказчик и мастер».

1

12.05.15

32

Сказки А.С. Пушкина.

1

Читают выразительно. Характеризуют персонажей. Знакомятся с творчеством Пушкина.

ИКТ

Портреты детских писателей. Компакт-диски с литерат. произвед.

13.05.15

33

Итоговая проверочная работа.

1

Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. Ориентироваться в книгах, тексте.

14.05.15

34

Х.-К. Андерсен

«Принцесса на горошине».

1

Читают текст, находят нужные сведения, аргументируют свой ответ с ссылкой на текст.

Интерактивная доска

Портреты детских писателей.

Презентация

«Х.-К. Андерсен»

18.05.15

35

В. Орлов «Абрикос в лесу».

1

Определяют свое отношение к персонажам. Исполняют роль литературного персонажа.

19.05.15

36-37

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

2

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания. Отвечают на вопросы по содержанию текста.

Компьютер, телевизор

20.05.15

21.05.15

38

Обобщающий урок.

1

Прогнозируют читаемое. Рассуждают, отвечая на вопросы к произведениям. Определяют главную мысль.Обсуждают возможное содержание летнего чтения.

25.05.15



Раздел 5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

для учителя:

1. М.С. Соловейчик Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина. Букварь «Мой первый учебник» - в двух частях. (УМК «Гармония»). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.

2. О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония») - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г.

3. О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь к учебнику литературное чтение для 1 класса. Любимые страницы. (УМК «Гармония») - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. О.В.Кубасова. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

5. О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Методические рекомендации, 1 класс. (УМК «Гармония») - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

6. О. В. Кубасова. Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета « Литературное чтение» в рамках образовательной системы « Гармония» - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

7. О. В. Кубасова. Литературное чтение. Итоговая проверочная работа 1 класс - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

8.Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония», Н.Б.Истомина.

для учащихся:

1. М.С. Соловейчик Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина. Букварь «Мой первый учебник» - в двух частях. (УМК «Гармония»). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.

2. О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония») - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г.

3. О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь к учебнику литературное чтение для 1 класса. Любимые страницы. (УМК «Гармония») - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

4. О. В. Кубасова. Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014 г.

Экранно - звуковые пособия

СD диски соответствующие тематике учебных курсов. Презентации, соответствующие тематике занятия. Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Литературное чтение»

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Компьютер

Интерактивная доска

Сканер

Цифровой фотоаппарат (по возможности).

Видеокамера (по возможности).

Телевизор

Цифровые образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы:

• Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

• http:Nachalka.com.

• http:viku.rdf.ru.

• http:rusedu.ru.

• school-collection.edu.ru/

• center.fio.ru

• maro.newmail.ru

• skazochki.narod.ru/index_flash.html

• int-edu.ni

• standart.edu.ru/map.aspx

• standart.edu.ru/сatalod.

Демонстративные пособия

Плакаты писателей



Раздел 6. Планируемые результаты изучения учебного предмета « Литературное чтение »

К концу первого класса обучающиеся должны

знать:

• все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

уметь:

• вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

• различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

• правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

• знать способы их буквенного обозначения;

• обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

• определять место ударения в слове;

• полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,

• воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

• обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения:

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится:

• ориентироваться в учебной книге;

• читать язык условных обозначений;

• находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

• находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию;

• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и "Хрестоматией");

• сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии;

• находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.

В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества:

• работать с соседом по парте;

• распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них. Особое значение литературное чтение имеет для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. При формировании универсальных учебных действий (УУД), необходимо отметить следующие задачи учителя: 1. Развивать учебно-организационные умения первоклассников: -правильно пользоваться учебными принадлежностями; -принимать учебную задачу; -работать в заданном темпе; -планировать этапы предстоящей работы; 2. Определять последовательность учебных действий. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. 3. Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. 4. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.















Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» Личностные задачи/результаты: • формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности; • формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; • развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей; • обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей; • формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины; • формирование привычки к рефлексии; • совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости); • формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм; • развитие мышления, внимания, памяти; • развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Метапредметные задачи/результаты: • формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению; • приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества; • формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций; • формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами; • развитие ценностно-смысловой сферы личности; • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой; • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; • обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве; • выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме. Предметные задачи/результаты: • формирование положительной мотивации к чтению; • создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы; • развитие воссоздающего воображения; • обучение адекватному восприятию читаемого; • обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой специфике; • совершенствование всех сторон навыка чтения; • формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал; • развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение; • обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности; • изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения; • формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне); • обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями; • освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера; • формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете; • развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой); • обучение работе с книгой в единстве ее текстового и нетекстового содержания; • развитие литературных способностей.

Система оценки планируемых результатов.

Критерии оценивания. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником. В первом классе контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливается следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся: - устный опрос; - письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике; - тестовые диагностические задания; - графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д. - комплексные проверочные работы, проверяющие усвоенные учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год).



Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: - индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); - индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; - индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и грамотности); - индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; - умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей; - ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; - интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения. Способами оценивания результативности обучения чтению являются: - замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме); - ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; - выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интанационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса); - выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания; - выполнение заданий по ориентировке в книгах; - наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.); - наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; - наблюдения за читательской деятельностью учащихся; - анализ читательского дневника; - анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций; - анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии). Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения игровых проверочных работ. Текущее оценивание по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематическое оценивание проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде текстовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговое оценивание чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Учитывая возможности уровня сформированности навыка чтения первоклассников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: проверка сформированности слогового способа чтения не менее 25-40 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.

© 2010-2022