Доклад на тему: Внеурочная деятельность в рамках литературного образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеурочная деятельность в рамках литературного образования


«Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»

В.А.Сухомлинский


Сегодня никого не надо убеждать в том, какую огромную роль в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям, в развитии гармоничной личности играет литературное образование. Ни для кого не секрет, что компьютер и телевизор отняли у детей время на чтение, «замусорили» его сознание. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Рыночная литература испортила вкусы детей. Мальчишки и девчонки потеряли интерес к чтению. Однако не стоит забывать, что и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе. Всё вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по формированию читательского интереса и приобщению к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывала потребность в чтении. В примерной (базисной) программе по литературному чтению (материалы государственного стандарта второго поколения) включён раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению», который является вспомогательным элементом содержания литературного образования. Внеурочная деятельность в рамках литературного образования предполагает два направления: проектная деятельность и организация кружковой работы. Цель внеурочной деятельности по литературному чтению: развитие литературно-творческих умений учащихся и расширение круга чтения младших школьников. Изучив литературу, обобщив собственный опыт и опыт коллег по данной теме, я выстроила систему организации внеурочной деятельности, которая предоставляет широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Разнообразные формы занятий во внеурочное время способствуют формированию интереса к книгам и стремления к чтению:

  • библиотечные часы
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Понимая значимость воспитания книголюба, налажено сотрудничество с центральной детской библиотекой. Совместно с работниками ЦДБ откорректирован и внедрён четырёхгодичный курс «Вслед за героями сказок», цель которого - приобщение юных читателей к творческому чтению. Каждый блок курса имеет свои особенности, но на протяжении всех 4 лет определяющими и неизменными направлениями курса являются: чтение, библиотерапия, творчество. Детская библиотека - самое подходящее место для того, чтобы помочь ребёнку стать творцом. В библиотеке выделены специальные места для реализации творческих порывов: - уголок юного художника-иллюстратора; - мастерская юного писателя; - уголок читательского творчества; - клуб «Домовёнок и К». На занятиях рождаются стихи, чистоговорки, загадки, сказки, маленькие спектакли. Дети становятся юными художниками, сочинителями, артистами. Функционирует полюбившийся детям музей литературных героев, где представлена иллюстративная выставка «Вернисаж портретов». Среди лучших работ есть и портреты, выполненные моими учениками.
  • экскурсии на выставку рукописной книги
Большой популярностью пользуются выставки рукописной книги, где каждый посетитель может не только увидеть необыкновенные шедевры, ежегодного конкурса детской рукописной книги, но и стать его участником. Не раз ребята становились победителями городского конкурса рукописной книги в разных номинациях.
  • час общения с книгой в природе

Данная система работы позволяет осуществить внедрение нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Во время занятий ребята вспоминают обитателей леса, которые живут в книгах, рассказывают об их повадках и характерах. Знакомятся с новыми книгами о животных, рассказывают весёлые истории.
  • творческая мастерская по созданию книжек-малышек
Нравится детям работать в мастерской по созданию книжек-малышек. Создавая мини-книги, ребята получают основы библиотечно- библиографических знаний. Принимая участие в городских конкурсах по созданию книжек-малышек, не раз становились победителями.
  • конкурс рисунков «Книжке новая одёжка - разноцветная обложка»
Ежегодно проводится традиционный конкурс детских рисунков «Книжке новая одёжка - разноцветная обложка». Ребята создают новые обложки для своих любимых книг. Этот конкурс стал у них одним из любимых.
  • час интересных идей
Говоря о творчестве детей на литературном материале, нельзя обойти и прикладное искусство. С помощью техники оригами, плетения, аппликаций дети воссоздают сказочные сюжеты, по следам прочитанных книг рождаются книжные закладки, поделки, плакаты.
  • читательская конференция
Для расширения круга чтения, для формирования монологической речи один раз в четверть в 4 классе проводится читательская конференция по прочитанным книгам. На конференции учащиеся представляют книги, которые они прочитали и рекомендуют их для чтения другим, слушают выступления других участников, записывают авторов и названия заинтересовавших книг. Успешным считается выступление, если другие учащиеся выбирают предлагаемую книгу. Результат конференции - составление списка книг для чтения на следующую четверть.
  • театр книги
Организация театра книги дело увлекательное и полезное. Здесь надо уметь конструировать игрушки, владеть словом, перевоплощаться. Рождение маленького спектакля приобщает детей к творчеству, к развитию литературных способностей. Для постановки спектакля берём небольшие, доступные по содержанию сказки. Особенно ребятам удалась инсценировка сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке». Все персонажи, созданные детьми, в умелых руках артиста говорили, прыгали, утешали, советовали. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы занятий во внеурочное время: занятие-спектакль, литературный ринг, конкурсы на декламацию стихов, Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой растёт ребенок, поэтому особое место в системе нашей работы занимает работа с родителями. Тесный контакт с родителями учащихся позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь. Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: «Роль чтения в жизни ребёнка», «Правильное чтение - залог успешного обучения учащегося», праздник « Папа, мама и я - читающая семья», информационный уголок, где помещена «Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге», библиорецепты, консультации на тему: «Книга в нашей семье», «Книга моего детства», «Моя настольная книга» и др.


Памятка для родителей


  1. Ничего не делайте за ребёнка из того, что он может и умеет сделать сам.
  2. Воспитывайте читателя личным примером.
  3. Не заставляйте ребёнка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
  4. Вспоминайте любимые книги своего детства, рассказывайте о них с восхищением.
  5. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка попадали действительно хорошие книги.
  6. Убедите ребёнка записаться в школьную или городскую библиотеку и контролируйте посещение её не реже двух раз в месяц.

Результатом работы родителей и детей стали тетради для литературного творчества, которые являются настоящим пособием по организации самостоятельного чтения и средством творческого развития читателя. В тетрадях ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, сказки, создают копилки слов, значение которых самостоятельно объяснить не могут. Система внеурочной деятельности позволит учащимся активно овладевать богатствами речи, развивать эстетический вкус, закладывать основы литературного образования младших школьников. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ею заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями. Это и гарантия возрождения духовности нового поколения, достойного великой литературы и великой страны.


Список литературы:

  1. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 285с. - (Начальная школа)
  2. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1. Чтение как творчество. Ч.2. Растим читателя- творца / авт.- сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И.Тихомировой - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1.). - Прилож. к журналу «Школьная библиотека»
  3. Школа, где процветает грамотность. School where Literacy Thrives: Сб.статей / Сост. Н.Н.Сметанникова.- М.: Школьная библиотека, 2005. - 112с.
© 2010-2022