- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему: Внеурочная деятельность в рамках литературного образования
Доклад на тему: Внеурочная деятельность в рамках литературного образования
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шумилова С.Н. |
Дата | 26.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внеурочная деятельность в рамках литературного образования
«Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»
В.А.Сухомлинский
Сегодня никого не надо убеждать в том, какую огромную роль в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям, в развитии гармоничной личности играет литературное образование. Ни для кого не секрет, что компьютер и телевизор отняли у детей время на чтение, «замусорили» его сознание. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Рыночная литература испортила вкусы детей. Мальчишки и девчонки потеряли интерес к чтению. Однако не стоит забывать, что и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе. Всё вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по формированию читательского интереса и приобщению к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывала потребность в чтении. В примерной (базисной) программе по литературному чтению (материалы государственного стандарта второго поколения) включён раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению», который является вспомогательным элементом содержания литературного образования. Внеурочная деятельность в рамках литературного образования предполагает два направления: проектная деятельность и организация кружковой работы. Цель внеурочной деятельности по литературному чтению: развитие литературно-творческих умений учащихся и расширение круга чтения младших школьников. Изучив литературу, обобщив собственный опыт и опыт коллег по данной теме, я выстроила систему организации внеурочной деятельности, которая предоставляет широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Разнообразные формы занятий во внеурочное время способствуют формированию интереса к книгам и стремления к чтению:
- библиотечные часы
- экскурсии на выставку рукописной книги
- час общения с книгой в природе
Данная система работы позволяет осуществить внедрение нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Во время занятий ребята вспоминают обитателей леса, которые живут в книгах, рассказывают об их повадках и характерах. Знакомятся с новыми книгами о животных, рассказывают весёлые истории.
- творческая мастерская по созданию книжек-малышек
- конкурс рисунков «Книжке новая одёжка - разноцветная обложка»
- час интересных идей
- читательская конференция
- театр книги
Памятка для родителей
- Ничего не делайте за ребёнка из того, что он может и умеет сделать сам.
- Воспитывайте читателя личным примером.
- Не заставляйте ребёнка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
- Вспоминайте любимые книги своего детства, рассказывайте о них с восхищением.
- Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка попадали действительно хорошие книги.
- Убедите ребёнка записаться в школьную или городскую библиотеку и контролируйте посещение её не реже двух раз в месяц.
Результатом работы родителей и детей стали тетради для литературного творчества, которые являются настоящим пособием по организации самостоятельного чтения и средством творческого развития читателя. В тетрадях ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, сказки, создают копилки слов, значение которых самостоятельно объяснить не могут. Система внеурочной деятельности позволит учащимся активно овладевать богатствами речи, развивать эстетический вкус, закладывать основы литературного образования младших школьников. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ею заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями. Это и гарантия возрождения духовности нового поколения, достойного великой литературы и великой страны.
Список литературы:
- Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 285с. - (Начальная школа)
- Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1. Чтение как творчество. Ч.2. Растим читателя- творца / авт.- сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И.Тихомировой - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1.). - Прилож. к журналу «Школьная библиотека»
- Школа, где процветает грамотность. School where Literacy Thrives: Сб.статей / Сост. Н.Н.Сметанникова.- М.: Школьная библиотека, 2005. - 112с.