• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку на тему: Слова, в которых расходятся количество звуков и букв. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. (1 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: Слова, в которых расходятся количество звуков и букв. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учитель: Ретнёва С. И.

МБОУ лицей № 1

Урок русского языка в 1 классе

Слова, в которых расходятся количество звуков и букв. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Урок русского языка в 1 классе.

Тема: Слова, в которых расходятся количество звуков и букв. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. Цели: 1) Учить детей определять функции йотированных гласных, упражнять в нахождении слов, в которых расходится количество звуков с количеством букв. 2) Развивать у учащихся умение наблюдать за произношением. 3) Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. 4) Формировать умение определять тему, цели урока, строить монологические высказывания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Все книжки - на столе,

И здесь лежат тетрадки.

Нам некогда сейчас

Играть с друзьями в прятки.

А в школе, как всегда,

Всё ясно и привычно,

Хотя урок у нас сегодня

Будет необычный.

А начнем мы наше занятие с правильной посадки:

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

Запишите в тетрадях: число, классная работа. Комментируем.


  1. Актуализация знаний. Чистописание.

На доске записаны слова: линейка, майка, полью, гайка, ястреб, попугай, пою.

Выбери из данных слов такие, в которых есть звук [й'], но он не обозначен буквой «и краткое». (Ответы детей.)

-Почему выбрали эти слова?

(Так как в них хитрые гласные обозначают 2 звука.)

-А когда один звук?

(После согласного.)

-Предположите, какие буквы будем писать на минутке чистописания?

(Йотированные гласные.)

-Определите закономерность и продолжите ряд до конца строки.

еёюя ёюяе юяеё

  1. Постановка проблемы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с нашей гостьей - овечкой Бэ-э. Послушайте ее историю.

По берегу вдоль речки

Идёт-бредёт овечка,

Одна на целом свете,

Сама за всё в ответе.

В кудрявой шубке белой

Глядит она несмело

И рта не раскрывает-

Ни БЭ ни МЭ не знает.

Так в голове мелькнуло,

Как молния сверкнула:

«Заговорить должна я-

Не буду жить немая».

Решила и запела,

И всё в ней зазвенело:

Овечка окрылилась-

Её тайна приоткрылась!

А, Е, И, О, У, Э, Я-

Вот гласных галерея.

«И звуки эти для меня

Без них теперь мне жить нельзя.

Но только очень мало их,

Хочу я поискать других».

И поискала и нашла,

И по частям разобрала.

-Какие звуки ещё нашла овечка?

-В чем отличие гласных и согласных звуков?

(Ответы детей.)

-А как записать звучащую речь?

(С помощью букв.)

-А знаете ли вы, что звуков в русском алфавите 42? А сколько букв?

(33)

-В чем отличие звуков и букв?

(Мы буквы пишем, а звуки только слышим.)

-Сколько гласных букв? (10) А гласных звуков? (6) Почему?

(Ответы детей.)

-Сколько согласных букв? (21) А почему звуков больше?

(Ответы детей.)

-Сколько букв никогда не станут звуками? (2-ь, ъ)

-Почему?

-О чём мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей.)

-Для чего нам нужны эти знания?

(Ответы детей.)

-Чему мы будем учиться?

(Определять соответствие или несоответствие букв в словах.)


  1. Применение новых знаний.

1) Овечка не только научилось говорить. Она решила пригласить к себе гостей. Определите какие животные хотят попасть на день рождение к овечке?

ЕКАЛБ (БЕЛКА) НИЛФИ (ФИЛИН) ЦИСАЛИ (ЛИСИЦА)

ЬЯВСНИ (СВИНЬЯ) ТАСИ (АИСТ) ЫККОМОШН (МЫШОНОК)

КОЛСО (СОКОЛ)

2) Долго добирались звери, и, чтобы знать, кто успел вовремя, а кто опоздал, нужно выполнить задания. Ι в. Выпишите слова, в которых есть согласные буквы, обозначающие мягкие согласные, подчеркните их. (Белка, филин, лисица, свинья.) ΙΙ в. Выпишите слова, в которых есть согласные буквы, обозначающие только твердые согласные звуки. (Аист, мышонок, сокол.) Проверка. Доказательство.
3) Всем гостям хотелось узнать сколько лет исполнилось овечке. Для этого в праздничном торте, посчитайте свечи, на которых написаны слова, где звуков больше, чем букв. Докажите. Свечи со словами: осень, яблоко, веселье, поет, мел, деньки, мячик. (Яблоко, поёт) Называем позиции йотированных гласных.
4) Узнайте сколько подарков получила овечка. -Посчитайте свечи, на которых написаны слова, где букв больше, чем звуков. Докажите. (Осень, деньки, веселье.) Вывод. 5) -Что можно сказать об оставшихся словах? (Количество букв и звуков одинаково.) -Почему? (Йотированные гласные стоят после согласных) Итог: Несоответствие звуков и букв.

  • Если в слове есть мягкий знак.
  • Если е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

  1. Физминутка.

  1. Закрепление.

Сегодня мы многое узнали о нашей гостье, и самое главное, она помогла нам определить случаи несоответствия букв и звуков. Чтобы проверить ваши знания, прочитайте правила в учебнике с. 56, 57, 58. Работа с упражнением 71. - Чем походи все слова? (Звуков больше, чем букв.) Ι в. Выписать слова, где йотированные гласные стоят в начале слова. ΙΙ в. Выписать слова, где йотированные гласные стоят после гласной. Два человека выполняют задание у доски. Выполнить транскрипцию слова, где 4 буквы и 5 звуков. (Один человек выполняет задание у доски.)
  1. Итог.

-Что нового узнали на уроке? Чему учились?
  1. Рефлексия.

Давайте и мы поздравим нашу овечку с днём рождения. Если вам было интересно и всё понятно подарите розовую фигурку. Если было интересно, но не всё понятно - зеленую. Если не понравилось и совсем непонятно-желтую. Спасибо нашему гостю. Я благодарю всех за урок.
© 2010-2022