Урок по светской этике Золотое правило нравственности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 20

Золотое правило нравственности.

Цель : способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
Задачи:

  • развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

  • учить прогнозированию последствий своих поступков;

  • развивать готовность к социальному взаимодействию.

Оборудование урока:

  • учебное пособие

  • мультимедиа

  • раздаточный материал

Основные понятия урока:

Социальные нормы , мораль, нравственность , добро и зло, справедливость, совесть , дружба.

План урока:

1.Организационный момент. - 2 минуты.

2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение). - 5 минут.

3. Беседа по содержанию сказки. - 10 минут.

4.Работа в группах. - 5 минут.

5. Физкультминутка.

6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут.

7. Применение на практике приемов нравственного поведения. - 5 минут.

8. Итоги и рефлексия - 2 минуты.

9. Домашнее задание. - 1 минута.

  1. Учитель зачитывает сказку: (слайд 2)

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! - спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…» Беседа по сказке (слайд 3)
  1. Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
Вы правы, она совершила добрый поступок.
  1. Вопрос: А почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
  1. Задание: На лепесточках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро.
На доске учитель и дети собирают цветок: в центре слово добро. (слайд 4) - Какие правила регулирования отношений в обществе вы знаете? ( В ходе ответов на доске изображается схема). - А к какому из них относится понятие добра? Мораль - это правила доброго поведения. Их тоже много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали». - Почему его так называют? - А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»? Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
  1. Группам раздаются тексты для самостоятельной работы, зачитываем их вслух: (слайд 5)


Текст №1 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»

Текст №3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека. (слайд 6) - Почему? - Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро ? - А что нужно еще? Вы правы, нужно следовать трем основным правилам: (слайд 7) Первое: делай добрые дела. Второе: накапливай опыт добрых дел. Третье: говори добрые слова и улыбайся А как применить «золотое правило» в отношениях с друзьями, одноклассниками? (слайд 8)
  1. Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.
  2. В заключении учитель демонстрирует видеоролик к песне Булата Окуджавы:

«Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову.

На любовь свое сердце настрою…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

Итог урока, рефлексия.

Домашнее задание.

- читать параграф 20;

- подобрать пословицы по теме урока;

- нарисовать картину доброго дела, подобрать или написать к нему стихотворение (задание по выбору)

4


© 2010-2022