- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-конференция по литературному чтению на тему Земля-наш дом родной (3 класс)
Урок-конференция по литературному чтению на тему Земля-наш дом родной (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Силкина Л.В. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок-конференция по литературному чтению 3 класс
Тема : Земля - наш дом родной
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по разделу «Люби живое»
Задачи урока:
-
Развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их
-
Развивать творческие способности, речь, память, мышление
-
Проверить полученные при изучении раздела знания учащихся
Планируемые результаты:
-
Учащиеся будут отвечать на поставленные вопросы по теме раздела
-
Работать самостоятельно и в группе
-
Оценивать свои достижения
Оборудование:
Выставка книг по разделу учебника
Портреты писателей М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Белова, В. Бианки, Б. Житкова, В. Драгунского, В. Астафьева
Ход урока:
-
Оргмомент
-
Открытие конференции
Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты! Сегодня мы с вами собрались на конференцию, которая посвящена теме «Земля -наш дом родной». Я приглашаю в президиум корреспондентов «Лесной газеты» из отделов «Вести леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости»
-
Выступления участников конференции
- Слово для открытия предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса».
Стая птиц под снегом
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух!-сорвался, и в снег по самые уши.
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из под-снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют- и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?
- Какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке?
- Как называются эти рассказы?
- Кто автор?
- Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел».
«Грызуны в водоемах»
Я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуподводный образ жизни.
Речной бобр - крупный грызун, его масса 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.
Ондатра завезена в Россию в 1927 году. Родина её - Северная Америка.
Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоёмов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помёта за лето, по 4-7 детёнышей в каждом. Питается рогозом камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.
Ондатра имеет красивый ценный мех.
- Кто хочет дополнить это вступление?
- Расскажите о речных обитателях.
Работа в группах.
- Перед вами лежат карточки.
- Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.
Первыми заметили Пика большие…
Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась… и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда… скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.
- Откуда этот отрывок?
- Какая опасность грозила бедному мышонку?
- Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта»
Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес.
Определите, о ком идёт речь. Расскажите о пользе тех, о ком говорится.
Жалоба 1
«Сама знаю, что я не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».
Ответ: Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу- и они исчезнут.
Жалоба 2
«На земном шаре нет. Пожалуй, такого существа, о котором бы рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей мы не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно»
Ответ: Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых.
- Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?
- Слово предоставляется корреспонденту из отдела городских новостей.
- Я корреспондент из отдела городских новостей и хочу вам прочитать письмо одного мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьёзным и грозным он был -
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы, как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?
- В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?
- А вот корреспондент из отдела сельских новостей привёл с собой помощников.
Мальчик. Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь, что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё - ароматы цветов.
Но живу я не долго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
- Ребята, я знаю про мальчика, который обменял дорогую игрушку-самосвал на светлячка и был этому рад.
- Не подскажите ли мне, кто этот мальчик и откуда он?
4. Подведение итогов конференции
- Наша конференция подходит к концу.
- Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы.
- О чем заставили задуматься?
- Верно, они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!