Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Природа в опасности.Охрана природы».

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
2. Учить правильному поведению в природе.
3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

1. Проектор.
2. Слайды.
3. Учебник, рабочая тетрадь.
4. Физическая карта Казахстана.
5. Выставка книг о природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос.)

- Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем,отдыхаем.)
- Что изучает наука экология? (Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.)
- Приведите примеры экологических связей:

а) Живое --> неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь,известняк.)
б) Неживое --> живое. (Воздух, вода, тепло,свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)
в) Растения --> животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)
г) Человек --> природа. (Человек охраняет природу.)
- Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение--> кузнечик --> скворец -->сокол.)
- Какое значение для людей имеет экология? (От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания,наслаждаться красотой природы и т.д.)

III. Сообщение темы и целей урока

Слайд №1.

Слайд №2.

1. Беседа.

Слайд №3.

- Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Слайд №4.

Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже,если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну е динственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты,другую - твой товарищ, третью, четвёртую, пятую -кто-то ещё, что же станет с природой?

Слайд №5.

А теперь поговорим о ранах больших.
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством,строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям.

Слайд №6.

Одни люди рубят деревья, чтобы продавать ценную древесину. Другие так освобождают землю для полей, чтобы сеять зерно.

Слайд №7.

Многие люди уничтожают леса, чтобы на их месте пасти скот. Когда скотина съест всю траву,пастбище превращается в пустыню.

Слайд №8.

Всё больше загрязняются воздух, вода. Ты знаешь,что они необходимы для жизни растений, животных,человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра - сточные воды с различными вредными веществами…

Слайд №9.

Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие,как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных.

Слайд №10.

Отработанные газы от промышленных предприятий и автомобильного транспорта загрязняют воздух.Из-за них становится трудно дышать, гибнут растения и деревья.

Слайд №11.

Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса, иногда даже и просто так.

2. Работа в рабочей тетради

- Откройте тетради на странице 10,найдите задание №1
- Прочитайте задание.
- Какое влияние на природу может оказывать человек? (Положительное и отрицательное.)
- Рассмотрите картинки.
- Найдите примеры положительного влияния человека на природу. В квадратике поставьте «+».Приведите свои примеры положительного влияния человека на природу.
А теперь найдите примеры отрицательного влияния человека на природу. В квадратике поставьте « -». Приведите свои примеры отрицательного влияния.
Давайте проверим, как вы выполнили эту работу.

Слайд №12.

3. Игра «Назови правило»

Слайд №13.

- Рассмотрите внимательно и назовите правила,которые «зашифрованы» этими условными знаками.

Урок

1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.
5. Не рвите цветы.
6. Не убивайте животных.

IV. Лекция учителя

- По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

Слайд №14.

Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России,огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей. Подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…. Прошло 27лет, и морские коровы навсегда исчезли.

Слайд №15.

Многие виды больших китов находятся под угрозой исчезновения, потому что на них хищнически охотились из-за жира, мяса, костей.Хотя в большинстве стран сейчас охота на них запрещена законом. Люди всё-таки убивают их или ловят случайно в сети.

Слайд №16.

Носорогам угрожает исчезновение, потому что их убивают из-за рогов. В некоторых частях Африки люди, защищающие носорогов, срезают им рога,чтобы охотники оставили их в покое.

Слайд №17.

Калифорнийские кондоры исчезли в природе.Потому что они медленно размножаются, им трудно добывать пищу и люди охотятся на них. Однако,прежде чем они совсем вымерли, спасли их яйца и вывели птенцов в специальных центрах. Молодых кондоров выкормили вручную до взрослого состояния. Когда стало возможно и безопасно, их выпустили назад в дикие места.

Слайд №18.

Многие бабочки, такие. Как западноафриканская бабочка-совка, исчезли, потому что люди коллекционировали их, а также потому, что были уничтожены те дикие места, где они обычно жили.

Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих уменьшилось на 36, а птиц на 94 вида.В последние годы на Земле ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно -по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

Слайд №19.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Ведётся такая работа и в нашей стране. Например, многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Слайд №20.

Во многих странах созданы природные заповедники, где животные живут в естественных условиях, не подвергаясь опасности. Люди приезжают туда посмотреть на них. Создаются заповедники- участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

Слайд №21.

В тайге возле озера Байкал находится гордость России - всемирно известный Баргузинский заповедник. Он славится кедровыми лесами.Горячими источниками. Прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, белки-летяги, рябчики, росомахи.
Росомаха довольно крупный зверь. С длинной,мохнатой шерстью. Питается она в основном погибшими животными и играет в природе роль санитара.
Очень интересна летяга. Это небольшой зверёк,родственник белки. В отличие от неё летяга умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и летать,точнее - планировать на немалое расстояние - до40 - 50 метров! Роль крыльев у неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами.

Слайд №22.

На севере России, на Таймырском полуострове,расположился Таймырский заповедник.Большой участок тундры взят под строгую охрану.Погода здесь не балует теплом: заморозки и снег бывают даже в июле. Зимой на водоёмах образуется лёд толщиной около 2 метров!
Среди обитателей заповедника - дикие северные олени.
В заповеднике гнездятся редкие птицы:краснозобая казарка и сокол-сапсан. Интересно,что краснозобые казарки часто строят гнёзда недалеко от гнёзд сокола-сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов.

Слайд №23.

Заповедник «Остров Врангеля»расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф.П.Врангеля.
На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Одно из удивительных животных заповедника - овцебык.

Слайд №24.

Приокско-Террасный заповедникнаходится на юге Московской области, на берегу реки Оки. Он был создан в 1945 году. Почти всю территорию заповедника занимает лес. Интересно,что здесь можно увидеть самые разные типы лесов.Благодаря такому разнообразию лесов очень богат животный мир заповедника.
Самый знаменитый зверь заповедника - зубр.

V. Работа по учебнику

Откройте учебник на странице 29 - 30. Прочитайте.
- Назовите мероприятия, которые проводятся по охране природы. (Переоборудованы заводы и фабрики, на месте вырубленных сажают новые леса,запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.)
- Куда заносятся сведения о редких растениях и животных? (В Красную книгу.)
- Как называются охраняемые территории? (Заповедники.)
- Рассмотрите фотографии на с.31. Почему они расположены парами? (Слева фотографии с отрицательным воздействием человека на природу,а справа - положительным.)
- Подберите к каждой фотографии надписи. (Дым заводов и фабрик. Сточные воды. Здесь побывал человек. Современные заводы и фабрики.Лесопосадки. Чистый воздух.)

VI. Работа в рабочей тетради

- Найдите на странице 12 задание №4.
- Прочитайте задание.
- Разгадайте кроссворд. Внимательно рассмотрите рисунки и впишите названия животных и растений. (Зубр,кабан, сосна, тетерев, ель, дуб, олень, лисица,барсук.)

VII. Итог урока

- О чём вы сегодня узнали на уроке? (Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.)

Слайд №25.

- Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
- На перемене ознакомьтесь с выставкой книг о природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать.



© 2010-2022