Конспект урока математики Сложение и вычитание многозначных чисел (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока математики в 3 классе

по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

«Школа 2100» Л.Г.Петерсон

Собянина И.В.

Учитель начальных классов

ГБОУ «Школа № 830» г.Москва

Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел». Основные цели:

1) сформировать умение выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик;

2) повторить устную и письменную нумерацию и сравнение многозначных чисел, соотношение между разрядными единицами; 3) тренировать вычислительные навыки (сложение и вычитание) Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение. Демонстрационный материал:

1) высказывание:

Школа - светлый, добрый дом

Для всех ребят, кто с ней знаком.

И всем, готовым в нём трудиться,

Вершина знаний покорится!


?

2) рисунок изображающий восхождение к вершине знаний:








3) нумерационная таблица с названиями разрядов и классов и «карманами» для цифр:

классы

Миллиарды

Миллионы

Тысячи

Единицы разряды сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед. числа












4 308


4 083

94 809


9 999

1 тыс.


10 с.

4)
5) задание для пробного действия:

750 035 + 6 350 =

Раздаточный материал:

1) индивидуальные рабочие листы с заданиями:

1. Запиши числа:

5 млн. 6 тыс. 72 =

34 млн. 1 =

409 тыс. =

2. Сравни:

4308 □ 4083

94809 □ 9999

1 тыс. □ 10 с







3. Расставить в порядке возрастания:

98, 4 295, 1 309 400, 3 846, 45 348 , 20 000, 923 527, 34 295, 500 004 В Е Я С Н Л А Е Н


4. Запиши полученные числа:

6 000+700+90= 50 000+4 000=

10 000+2 000 +100= 10 000+2 000+700+40+2=

40 000+9 000+ 500=

Работа с учебником

Конспект урока математики Сложение и вычитание многозначных чисел (3 класс)


Конспект урока математики Сложение и вычитание многозначных чисел (3 класс)


Конспект урока математики Сложение и вычитание многозначных чисел (3 класс)



Сигналы обратной связи: веселая и задумчивая «рожицы»: , .

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём сейчас урок.

2. Знакомство.


Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Зовут меня Ирина Валерьевна. А пришла к вам я не одна. Со мной к вам в гости пришла моя дочка Катюша. (Слайд 1) Она очень любознательная, любит учиться и открывать что-то новое. Надеюсь, вы в этом ей поможете. Ведь, правда?!


3 Мотивация к учебной деятельности. Цель:

1) мотивировать учащихся к деятельности на уроке через блицопрос, отражающий личный опыт детей;

2) определить содержательные рамки урока: продолжить работу над многозначными числами;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности. Организация учебного процесса (Слайд 2)

Школа - светлый, добрый дом

Для всех ребят, кто с ней знаком.

И всем, готовым в нём трудиться,

Вершина знаний покорится!

Учитель читает высказывание.

Вы согласны? (Да и нет. Бывает трудно и грустно. И т.д.)

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (...)

На каждом уроке мы поднимаемся к вершине радости. Посмотрите на нашу гору знаний. (Слайд 3)

Сейчас мы находимся на подступах к её вершине. Смотрите, сколько ступенек мы уже преодолели. Давайте ещё раз поднимемся по этой горе, чтобы достичь её вершины.

4. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель:

1) актуализировать знания устной и письменной нумерации многозначных чисел, разрядного состава числа, соотношения между соседними разрядными единицами;

2) тренировать устные приёмы сложения и вычитания, мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, аналогия;

3) мотивировать учащихся к пробному учебному действию;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия;

5) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса:

1) Чтение и запись многозначных чисел.

Запишите числа (под диктовку):

а) 5 млн. 6 тыс. 72; б) 34 млн. 1; в) 409 тыс.

Дети работают на индивидуальных карточках. Один ученик в это время выкладывает числа в нумерационной таблице с названием разрядов и классов.

Учитель выставляет на доске опорную схему для чтения многозначного числа.

Классы

Миллиарды

Миллионы

Тысячи

Единицы Разряды

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед.

сот.

дес.

ед. Числа а)






5

0

0

6

0

7

2 б)





3

4

0

0

0

0

0

1 в)







4

0

9

0

0

0

Вопросы для организации фронтального опроса:

Сколько единиц в разряде сотен тысяч в I числе? Во II числе? В III числе? (В I числе 0 сотен тысяч; во II числе - 0 сотен тысяч; в III числе - 4 сотни тысяч.)

Что обозначает цифра 0 в записи числа? (Единицы разряда, в котором стоит цифра 0, отсутствуют.)

Назовите отсутствующие разрядные единицы I числа. (Единицы отсутствуют в разрядах: сотен тысяч, десятков тысяч, сотен класса единиц.)

2) Сравнение многозначных чисел.

Сравните числа

Учитель открывает на доске задание

4 308


4 083

94 809


9 999

1 тыс.


10 с.


Ученик у доски вставляет нужные знаки и объясняет свой выбор:

В числе 4308 единиц тысяч столько же, сколько в числе 4083, а сотен - больше (3 > 0), поэтому: 4308 > 4083.

В числе 94 809 пять разрядных единиц, а в числе 9999 только четыре. Поэтому: 94 809 > 9999.

В одной тысяче содержится 10 сотен, поэтому: 1 тыс. = 10 с.

3) Расставьте числа в порядке возрастания:

98, 4 295, 1 309 400, 3 846, 45 348 , 20 000, 923 527, 34 295, 500 004

В Е Я С Н Л А Е Н


- Проверим, что у вас получилось (Слайд 4)


- Прочитайте слово, которое у вас получилось.

В

С

Е

Л

Е

Н

Н

А

Я



- Что такое Вселенная? (Космическое пространство, и всё, что его заполняет) (Слайд 5)

- Я предлагаю вам отправиться сегодня в космическое путешествие. Готовы?! Посмотрите, что нарисует вам весёлая точка.


Физминутка для глаз (Слайд 6,7)


- Вот и ракета! Садитесь поудобнее. Поехали!

- Что можно увидеть в космосе? (планеты, астероиды, кометы, звёзды …) Какая планета самая большая, а какая меньше всех?! Всегда интересно это узнать и мы постараемся ответить на эти вопросы прямо сейчас, выполнив следующее задание.

Числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых. Необходимо определить, какие это числа, и мы узнаем диаметры некоторых планет Вселенной.

6 000+700+90=6 790 км - диаметр Марса

10 000+2 000 +100=12 100 км - диаметр Венеры

10 000+2 000+700+40+2= 12 742 км - диаметр Земли

50 000+4 000= 54 000 км - диаметр Урана

40 000+9 000+ 500= 49 500 км - диаметр Нептуна

Проверка. (Слайды 8,9,10,11,12)

- Диаметр, какой планеты больше? 54 000 км - диаметр Урана

- Диаметр, какой планеты меньше? 6 790 км - диаметр Марса

- Как сравнивать многозначные число?

- На какой планете мы живём? (Земля) 12 742 км - диаметр Земли

Пробное действие.

Итак, чем же мы с вами занимались? Какие задания выполняли? (Слайд 13)(Запись многозначных чисел, определение количества разрядов в многозначных числах, сравнение многозначных чисел, и т.п.)

- Готовы ли вы получить задание, в котором есть что-то новое? (Мы готовы, так как задания на повторение мы выполнили правильно, без затруднений…)

Учитель открывает задание для пробного действия (Слайд 14):

750 035 + 6 350 =

Что нового в этом задании? (Нужно найти сумму многозначных чисел 750 035 и 6 350.)

Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Научиться складывать многозначные числа.)

Сегодня на уроке мы будем учиться не только складывать, но и вычитать многозначные числа. Сформулируйте тему урока? (Сложение и вычитание многозначных чисел.) (Слайд 15)

Попробуйте выполнить это задание. (Слайд 16)

Задание выполняется самостоятельно на время - 1-2 минуты.

Стоп! Положите ручки. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли найти сумму 750 035 и 6 350.)

  • У кого есть ответ?

Учитель записывает возможные варианты ответов на доске.

Каким правилом или алгоритмом воспользуетесь, чтобы определить, кто прав. (Такого правила у нас нет.)

- Есть ли у нас этот алгоритм? (нет, его надо вывести)

5. Выявление места и причины затруднения. Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе:

Какое задание вы выполняли? (Находили сумму 750 035 и 6 350.)

Каким алгоритмом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом сложения и вычитания трехзначных чисел.)

В чем возникло затруднение? (Мы выполняли действие с многозначными числами, а у нас алгоритм для трехзначных чисел.)

Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма сложения многозначных чисел.) 6. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели. Организация учебного процесса на этапе :

Значит, какую цель нам надо поставить перед собой? («Открыть» алгоритм сложения многозначных чисел.)

Какая тема нашего урока? (Сложение и вычитание многозначных чисел.)

Уточните цель. («Открыть» алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел.)

Давайте подумаем, что нам может помочь. В чем различия между трехзначными и многозначными числами? (Больше разрядных единиц.)

- Как удобно записывать числа при письменном сложении и вычитании? (В столбик, разряд под разрядом.) Давайте вспомним алгоритм сложения трехзначных чисел (Слайд 17) Давайте воспользуемся этим алгоритмом и попробуем применить его при сложении многозначных чисел. Запишем наш пример в столбик. (Комментирование с проговариванием алгоритма)

- Какой же вывод мы сделаем?

Вывод: Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел такой же, как и трёхзначных чисел.

А теперь потренируемся.

7. Первичное закрепление Цель:

зафиксировать приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел Организация учебного процесса на этапе :

1) 4 (2 и 3 примеры), стр. 68

Знаете, ребята, чем любят заниматься космонавты в своё свободное время?! Не поверите, они всегда тренируют свой мозг, решая примеры. Вот и мы, как настоящие космонавты, решим примеры из №4 учебника. (Слайд 18)

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления с комментированием. Остальные учащиеся работают в учебниках.

2) 5, стр. 68 - работа в парах. (Слайд 19)

Ой, к нам гости! Не поверите, на пролетающей рядом ракете я заметила Незнайку, Буратино и Вини-Пуха. Они тоже решали примеры. (Проверь их записи и решение, найди ошибки.)

Обсудите с соседом, как решали один и тот же пример сказочные персонажи. Кто из них решил правильно? Кто ошибся? В чем заключается ошибка? У себя в тетрадях запишите правильное решение. (2 мин.)

Расскажите о своих наблюдениях. (Правильного решения нет. Незнайка и Буратино ошиблись в записи чисел в столбик: Незнайка записал единицы под сотнями, а Буратино - под десятками. Правильного решения у них быть не может. Винни-Пух записал пример верно, но ошибся в вычислениях: он забыл, что из разряда единиц тысяч он перевел 1 тыс. в разряд сотен, и в разряде единиц тысяч осталось не 3 тыс., а 2 тыс. При вычислении получится: 2 тыс. - 2 тыс. = 0.)

Вы правильно указали ошибки сказочных героев. А какое решение записали вы?

Кто из вас умеет выполнять действия с многозначными числами?

Как это проверить? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

(Слайд 20)

Проверка (Слайд 20)

8. Закрепление изученного.

Молодцы!

Наше космическое путешествие заканчивается. Ракета к отправке готова. Мы находились в открытом космосе долгое время - целых 45 минут. А какое расстояние мы преодолели?! Предлагаю вам решить ещё одну космическую задачу. (Слайд 21)

  • Расстояние от Земли до Луны 40 700 километров.

  • Расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 километров.

- Узнайте, на сколько км дальше от Земли находится Солнце, чем Луна? ( 1 459 300 км)

- Возвращаемся домой!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: сложение и вычитание многозначных чисел;

2) оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе:

Какую цель мы перед собой поставили? («Открыть» алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.)

Нам удалось достичь цель? (Да.)

Как мы это сделали? (Мы стали записывать решение столбиком, используя те же приемы, что и при сложении и вычитании в столбик двузначных и трехзначных чисел.)

ПРОГОВОРИТЬ АЛГОРИТМ СЛОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Где нам может пригодиться новое знание? (При решении примеров, задач и уравнений с многозначными числами.)

- Как вы думаете, я правильно поместила табличку на вершину Успеха? (Слайд 22) (Да, ведь мы вопрос решили.)

Кто в конце урока согласен с высказыванием о школьной стране, испытал успех, смог сам найти и исправить ошибки, если они появлялись, - поднимите знак 

У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел, покажите сигнальную карточку .

Вспомните свои проблемные места, которые вы выделяли в заданиях, и дома потренируйтесь дополнительно.

- Вы замечательно потрудились и доставили мне огромное удовольствие. Спасибо вам за урок! ( Слайд 23)

- А на память о нём я хочу раздать вам небольшие сувениры, которые пригодятся вам в учёбе.



7


© 2010-2022