- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Устное народное творчество
Программа кружка Устное народное творчество
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чутчева Т.Е. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОРОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей, реализующих ФГОС
протокол №____ от ______2014 г.
Руководитель ШМО _____/ /
Утверждено приказом от №____
Директор школы __________/ /
Программа кружка
«Устное народное творчество»
(рассчитана на детей 7-11 лет)
(срок реализации 4 года)
Составила: Чутчева Т.Е.,
учитель начальных классов
п.Бородинский
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемыми результатами начального общего образования.
Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и
хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,
героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы.
Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного
творчества.
Цели занятий внеурочной деятельности «Народное творчество»:
Привитие интереса к различным жанрам устного народного творчества .
Задачи:
1. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
2. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
З. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую
литературу.
Программа занятий рассчитана на учащихся 4 классов.
Исходя из возрастных особенностей школьников, работа начальных классов будет более эмоциональной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу - раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности. На занятиях учитель может использовать следующие виды работ:
- выразительное чтение текста;
- комментирование текста.
- сравнительный анализ текста;
- фольклорные праздники;
- театрализованное представление текста;
- иллюстрирование;
- заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.
Занятия следует проводить с привлечением произведений других видов
искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.
Занятия направлены на формирование УУД (универсальных учебных действий).
Личностные УУД
Самоопределение: каждый ребёнок постепенно определяет, какая из тем наиболее близка и интересна, что хотелось бы узнать ещё по данной теме.
Смыслообразование: ребёнок постепенно определяет для чего он занимается определённой деятельностью, появляется мотивация к выполнению заданий.
Нравственно-этическая ориентация: постепенное оценивание полученного опыта, планы на дальнейшее его применение.
Регулятивные УУД
Целеполагание: постановка задачи , соотнесение известного и нет по теме.
Планирование: определение целей работы на занятиях кружка.
Прогнозирование: внутреннее предвосхищение будущего результата.
Коррекция: внесение корректив в план своих действий.
Оценка: осознание учащимся того, чего он может, а что нет, чему нужно научиться.
Саморегуляция: мобилизация внутренних сил для выполнения действий.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- выделение и формулирование цели работы;
- моделирование -преобразование собственной идеи в оформлении работы;
Логические:
- построение последовательности выполнения работы;
Коммуникативные УУД:
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- сотрудничество в групповой деятельности;
- постановка вопросов, возникших в процессе выполнения работы;
ИКТ в работе кружка: демонстрации презентаций и мультимедиа, поиск информации в интернете.
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Метапредметные
1 Мотивация к изучению устного народного творчества.
2 Формирование личностного смысла изучения устного народного творчества.
3 Готовность слушать собеседника и вести диалог
4 Уметь работать в группах.
5 Уметь доказывать способ правильного решения.
6 Уметь опровергать неправильное направление поиска. 7.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
1.Формирование понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 2.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных. 3.Формирование этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. 4.Формирование потребности в систематическом чтении.
5.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом 6.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. 7. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 8.Развитие у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений,
обогащение эмоциональной сферы учащихся нравственными, эстетическими чувствами. 9.Развитие творческой активности, умения передавать свои мысли, чувства, эмоции.
1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
4 Овладение навыками смыслового чтения текстов
5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
Распределение часов по темам:
-
,
-
Введение (1ч)
-
е
-
детский фольклор (2 ч),
-
•
-
загадки (l ч),
-
е
-
пословицы и поговорки (l ч),
-
•
-
народные сказки (5 ч),
-
е
-
обобщающее занятие (1 ч),
-
••
-
былины (4 ч),
-
•
-
суеверные рассказы (l ч),
-
••
-
предания и легенды (l ч),
-
••
-
сказы Бажова (l ч),
-
•
-
песенное и обрядовое творчество (6 ч),
-
е
-
народные заговоры (1 ч),
-
е
-
фольклор и русская литература (4 ч),
-
е
-
фольклорные праздники (3 ч),
-
•
-
итоговое занятие (2 ч) .
4 класс 34ч
№
Тема занятия
Формы и виды деятельности
1
Введение
Выставка
2
Детский фольклор. Колыбельные.
Прослушивание
3
Детский фольклор. Потешки, небылицы.
Рисование
4
Загадки.
Презентация.
5
Пословицы. Поговорки.
Конкурс.
6
Народные сказки.
Лепка из пластилина.
7
Любимая сказка.
Инсценировка
8
Сказочные герои
Представление
9
Народные сказки
Чтение
1
Обобщающее занятие
Конкурс
1
Былины
Беседа
1
Былины
Выставка
1
Илья Муромец
Чтение
1
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Чтение
1
Суеверные рассказы
Рассказ
1
Предания и легенды
Сочинение
1
Сказы Бажова
Знакомство
1
Песенное и обрядовое творчество
Беседа
1
Частушки
Прослушивание
2
Частушка-нескладушка
Сочинение
2
Школьные частушки
Конкурс
2
Народные песни
Прослушивание
2
Песни хороводные
Исполнение
2
Народные заговоры
Лепка из пластилина
2
Фольклор и русская литература
Беседа
2
А.С. Пушкин Сказки.
Чтение
2
И.А. Крылов Басни
Инсценировка
2
Сказочные герои
Конкурс
2
Анекдот
Рассказывание
3
Фольклорные праздники
Просмотр
3
Колядование
Исполнение
3
Гуляния
Исполнение
3
Итоговое занятие
Презентация
3
Итоговое занятие
Творческая работа
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.
Используемая литература:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373. 2. А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.//Москва «Просвещение» 2011г. 3. А.Б. Воронцова Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2011 . 4. М. Ю. Новицкая; С.Ю Афанасьева .. Методическое пособие. Мониторинг
патриотического воспитания в начальной школе. Москва. Издательство « Дрофа» 201Ог. 5. Г.Г. КУЛИЕИЧ «Сценарии общешкольных и клубных мероприятий»
Москва «ВАКО»2006
6. С. В. Савинова «Чтение в начальной школе»
«Учитель» 1997г. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
7. Книжки-раскраски