- Преподавателю
- Начальные классы
- Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»
Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пылина И.М. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Занятие кружка
«Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»
для студентов Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования педагогический колледж № 8 Санкт-Петербурга
Автор: Пылина Ирина Михайловна.
Тема: Как стать изобретателем.
Цель: Заинтересовать студентов данным курсом.
Задачи:
-
Показать необходимость учиться мыслить, используя при этом определённые знания.
-
Расширить круг знаний о приёмах мышления.
-
Заинтересовать теорией ТРИЗ.
-
Способствовать творческому развитию будущих учителей .
Ход занятия.
1.Введение.
Здравствуйте, меня зовут Пылина И.М.
1)Сегодня мы проведём с вами занятие кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ». Занятие будет необычным потому, что я постараюсь за одно занятие познакомить вас с основными понятиями ТРИЗ, попробуем решать задачи, используя приёмы ТРИЗ, ну и просто поиграем, окунёмся в атмосферу открытий.
2)Что такое ТРИЗ - это Теория решения изобретательских задач.
Основателем её стал Генрих Саулович Альтшуллер. (1 слайд)
Он стал изобретателем уже в детстве. Первое свидетельство об изобретении получил в 17 лет. 50 лет жизни посвятил развитию данной теории. И до 1998 год бал президентом ассоциации ТРИЗ.
Конечно, сегодня на занятии мы только слегка прикоснёмся к этой теории, но надеюсь, что кто-нибудь заинтересуется этим вопросом.
3)Ребята очень любят эти занятия , и на уроках нам всегда помогает «Старичок - тризовичок».
(показ рисунков)
4)Хочу начать с высказывания Всеволода Эмильевича Мейерхольда, которое вы мне поможете закончить: «У одних людей вид пропасти вызывает отчаяние, у других мысль о … мосте».
Закончите эту фразу. Получаются разные варианты ответов. Мы нашли с вами выход из этой ситуации.
2. Мозговой штурм.
Все занятия с детьми мы начинаем с разминки. Обязательно говорю, что все ответы могут быть правильными, если ты можешь объяснить. Предлагаю и вам.
Игра «Светофор». ( у каждого по 3 круга - красный, жёлтый, зелёный). Если вы знаете ответ - зелёный круг, сомневаетесь - Жёлтый, затрудняетесь - красный.
Попробуем ответить на вопросы: (поднимаем кружки)
Может ли быть такое:
-
человек схватил в руку, совершенно не поранившись, летящую пулю? ( Да. Во время Гражданской войны французкий лётчик, летя на высоте 2 км. Заметил около лица движущийся предмет. Схватил. Оказалось это пуля. Начальная скорость пули 800-900 м/с, а к концу всего 40-50 м/с, т.е. скорость самолёта.
-
Мальчик сварил яйцо в бумажном пакете. ( Да. Вода в открытом сосуде может быть нагрета только до 100 градусов. Этого хватит, чтобы сварить пищу. Нагретая вода
поглощает избыток теплоты бумаги и не даёт бумаге нагреваться более 100 градусов, т.е. не даёт воспламениться. Попробуйте.)
-
1 кирпич весит 1 кг и полкирпича. Какова масса кирпича? (2 кг).
ЧТО ПОМОГЛО, ИЛИ ЧТО ПОМЕШАЛО НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОПРОС? (ответ на ушко).
3. Знакомство с основными понятиям «Психологическая инерция»
1)На первых занятиях мы рисуем вот такую зловредную СТАРУХУ - познакомьтесь - это ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ. (показ рисунков)
Она мешает нам свободно думать, тормозит полёт наших идей. Посмотрим, на кого она оказала своё пагубное воздействие.
2)Анекдот: Пришёл нанаец к своему другу эскимосу.
Видит на полу шкуру белого медведя с разинутой пастью и спрашивает эскимоса:
- Ты сколько раз в него стрелял?
- 10.
- А сколько раз попал?
- Ни одного.
А от чего же он умер?
- ВАША ВЕРСИЯ… (от смеха).
3)А вот самые простые пример ПИ:
-
Как в автобусный салон к маме в сумку прыгнул …
-
Сено хоботом берёт толстокожий …
-
Столб стучит как барабан, на столбе сидит…
-
Клубком свернулась, только тронь. Иголки в сторону…
4)Ну что же, будем учиться разрушать чары ПИ. Предлагаю вам выполнить олимпиадное задание по ТРИЗ для 3-5 классов.
Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат.
5) И в заключении ещё один анекдот:
Скакал Илья Муромец три дня и три ночи, скакал пока… (скакалку не отобрали).
6)Отдохнём . Разгадайте ребусы. (на листах бумаги). В них зашифрованы крылатые фразы:
4. Сегодня мы говорим о способах активизации познавательной деятельности.
1) Хочу предложить вам игру, которая называется «ДА-НЕТКА». Я задумала слово, вы должны его отгадать, задавая вопросы, на которые, я могу ответить только ДА или НЕТ. (ТИГР).
Вы взрослые люди и поэтому я не объяснила вам, как просто играть.
2) С детьми мы сначала знакомимся с понятием СИСТЕМА, объясняя, что любой предмет - это система.
Это что-то часть чего-то. НС
Это что-то из чего-то. С (стул)
Это что-то для чего ПС ПС ПС ПС ПС
3) Поиграем: берёмся по цепочке за руки и называем подсистему. Система - ПАЛЬТО.
Потренируемся в определении надсистемы: банка, расческа, лыжи, телевизор, кузнечик.
4)А теперь поиграем ещё раз в «ДА- НЕТКУ», но уже используя знания системы. (ПУГОВИЦА)
5)Этот приём очень помогает на уроках русского языка при знакомстве с понятиями части слова, части речи, текст, предложение и т.д.
6)Говоря о системе, не могу не сказать, что школа - это тоже система.
Что является НС - ?.
А ПС - ?
Согласно теории академика Н.В. Кузьминой ПС - это :
-
Цель - зачем учить
-
Информация - чему учить
-
Средства - как учить
-
Ученик - кого учить
-
Учитель - кто учит.
Вы наблюдали, что если в какой-либо системе изменить или сломать даже самую малую деталь, т.е. ПС, то это повлечёт за собой глобальные изменения во всей системе. А если эта система школа, семья - это ведь живой организм. И любое грубое вмешательство переживается очень тяжело. Поэтому в жизни и работе постарайтесь бережно относиться к своим словам и поступкам по отношению к другим людям.
5. Приёмы разрешения противоречий.
2 слайд
Слова немецкого философа Вильгельма Лейбница: « На свете есть вещи поважнее даже самых прекрасных открытий. Это знание методов, которыми эти открытия были сделаны».
-
Задача - это противоречие, которое надо разрешить. На уроках мы с детьми знакомимся с целым рядом приёмов разрешения противоречий. Вот некоторые из них, в их объяснении нам помогут загадки и пословицы:
3 слайд
-
Дробление (Новая посудина, а вся в дырах)
-
Объединение (Когда рук много, работа спорится)
-
Матрёшки
-
Предварительное исполнение (Готовь сани летом, телегу зимой)
-
Заранее подложенная подушка ( Берегись бед, пока их нет)
-
Наоборот (И добро худом бывает)
-
Динамичность ( Ходит взад и вперёд, никогда не устаёт).
-
Вред в пользу. (Снег холодный, а от стужи укрывает)
-
Посредник (Легко чужими руками жар загребать)
2)Решение задачи «Удивительный напиток».
В Швейцарии производят удивительный напиток. Его продают в красивых прозрачных бутылках и сам он прозрачный. Удивительно же то, что в каждой бутылке с напитком находится настоящая целая груша. Горлышко у бутылки довольно узкое, никаких соединительных швов на бутылке нет. Как груши попадают в бутылки?
3 слайд
Для решения задачи используем ИКР - Идеальный конечный результат (ИКР) - идеальный образ решения задачи. Требуемое действие или свойство возникает само без каких-либо затрат и без возникновения вредных явлений.
ИКР задачи - Груши сами попадают в бутылку. Ваше решение…
4 слайд
6. Итог занятия.
Наша сегодняшняя встреча для меня тоже была задачей, которую я должна была решить. И у неё есть ИКР. Как вы думаете, какой? ( создать условия, чтобы вы сами захотели больше узнать о теории ТРИЗ.)
Для подведения итогов, я хочу познакомить вас с игрой «ХОРОШО - ПЛОХО»
-
1 этап - высказывания за и против (2 группы) СНЕГ.
-
2 этап - Мода постоянно меняется - это хорошо, потому что…, Но это плохо, потому что…
-
3 этап - цепочка противоречий. Это «ХОРОШО», потому что…, но это «ПЛОХО», потому что…, но это «ХОРОШО», потому что… . Наше занятие закончилось.
Спасибо за участие, надеюсь, сегодняшняя встреча вам была интересна.
Раздать жетоны по цвету шляп.
Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат.
Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат.
Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат.
Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат