Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Материал для проведения занятия кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»Занятие кружка

«Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ»

для студентов Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования педагогический колледж № 8 Санкт-Петербурга

Автор: Пылина Ирина Михайловна.

Тема: Как стать изобретателем.

Цель: Заинтересовать студентов данным курсом.

Задачи:

  • Показать необходимость учиться мыслить, используя при этом определённые знания.

  • Расширить круг знаний о приёмах мышления.

  • Заинтересовать теорией ТРИЗ.

  • Способствовать творческому развитию будущих учителей .

Ход занятия.

1.Введение.

Здравствуйте, меня зовут Пылина И.М.

1)Сегодня мы проведём с вами занятие кружка «Технология развития творческого мышления на основе ТРИЗ». Занятие будет необычным потому, что я постараюсь за одно занятие познакомить вас с основными понятиями ТРИЗ, попробуем решать задачи, используя приёмы ТРИЗ, ну и просто поиграем, окунёмся в атмосферу открытий.

2)Что такое ТРИЗ - это Теория решения изобретательских задач.

Основателем её стал Генрих Саулович Альтшуллер. (1 слайд)

Он стал изобретателем уже в детстве. Первое свидетельство об изобретении получил в 17 лет. 50 лет жизни посвятил развитию данной теории. И до 1998 год бал президентом ассоциации ТРИЗ.

Конечно, сегодня на занятии мы только слегка прикоснёмся к этой теории, но надеюсь, что кто-нибудь заинтересуется этим вопросом.

3)Ребята очень любят эти занятия , и на уроках нам всегда помогает «Старичок - тризовичок».

(показ рисунков)

4)Хочу начать с высказывания Всеволода Эмильевича Мейерхольда, которое вы мне поможете закончить: «У одних людей вид пропасти вызывает отчаяние, у других мысль о … мосте».

Закончите эту фразу. Получаются разные варианты ответов. Мы нашли с вами выход из этой ситуации.

2. Мозговой штурм.

Все занятия с детьми мы начинаем с разминки. Обязательно говорю, что все ответы могут быть правильными, если ты можешь объяснить. Предлагаю и вам.

Игра «Светофор». ( у каждого по 3 круга - красный, жёлтый, зелёный). Если вы знаете ответ - зелёный круг, сомневаетесь - Жёлтый, затрудняетесь - красный.

Попробуем ответить на вопросы: (поднимаем кружки)

Может ли быть такое:

  1. человек схватил в руку, совершенно не поранившись, летящую пулю? ( Да. Во время Гражданской войны французкий лётчик, летя на высоте 2 км. Заметил около лица движущийся предмет. Схватил. Оказалось это пуля. Начальная скорость пули 800-900 м/с, а к концу всего 40-50 м/с, т.е. скорость самолёта.

  2. Мальчик сварил яйцо в бумажном пакете. ( Да. Вода в открытом сосуде может быть нагрета только до 100 градусов. Этого хватит, чтобы сварить пищу. Нагретая вода

поглощает избыток теплоты бумаги и не даёт бумаге нагреваться более 100 градусов, т.е. не даёт воспламениться. Попробуйте.)

  1. 1 кирпич весит 1 кг и полкирпича. Какова масса кирпича? (2 кг).

ЧТО ПОМОГЛО, ИЛИ ЧТО ПОМЕШАЛО НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОПРОС? (ответ на ушко).

3. Знакомство с основными понятиям «Психологическая инерция»

1)На первых занятиях мы рисуем вот такую зловредную СТАРУХУ - познакомьтесь - это ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ. (показ рисунков)

Она мешает нам свободно думать, тормозит полёт наших идей. Посмотрим, на кого она оказала своё пагубное воздействие.

2)Анекдот: Пришёл нанаец к своему другу эскимосу.

Видит на полу шкуру белого медведя с разинутой пастью и спрашивает эскимоса:

- Ты сколько раз в него стрелял?

- 10.

- А сколько раз попал?

- Ни одного.

А от чего же он умер?

- ВАША ВЕРСИЯ… (от смеха).

3)А вот самые простые пример ПИ:

  • Как в автобусный салон к маме в сумку прыгнул …

  • Сено хоботом берёт толстокожий …

  • Столб стучит как барабан, на столбе сидит…

  • Клубком свернулась, только тронь. Иголки в сторону…

4)Ну что же, будем учиться разрушать чары ПИ. Предлагаю вам выполнить олимпиадное задание по ТРИЗ для 3-5 классов.

Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат.

5) И в заключении ещё один анекдот:

Скакал Илья Муромец три дня и три ночи, скакал пока… (скакалку не отобрали).

6)Отдохнём . Разгадайте ребусы. (на листах бумаги). В них зашифрованы крылатые фразы:

4. Сегодня мы говорим о способах активизации познавательной деятельности.

1) Хочу предложить вам игру, которая называется «ДА-НЕТКА». Я задумала слово, вы должны его отгадать, задавая вопросы, на которые, я могу ответить только ДА или НЕТ. (ТИГР).

Вы взрослые люди и поэтому я не объяснила вам, как просто играть.

2) С детьми мы сначала знакомимся с понятием СИСТЕМА, объясняя, что любой предмет - это система.

Это что-то часть чего-то. НС

Это что-то из чего-то. С (стул)

Это что-то для чего ПС ПС ПС ПС ПС

3) Поиграем: берёмся по цепочке за руки и называем подсистему. Система - ПАЛЬТО.

Потренируемся в определении надсистемы: банка, расческа, лыжи, телевизор, кузнечик.

4)А теперь поиграем ещё раз в «ДА- НЕТКУ», но уже используя знания системы. (ПУГОВИЦА)

5)Этот приём очень помогает на уроках русского языка при знакомстве с понятиями части слова, части речи, текст, предложение и т.д.

6)Говоря о системе, не могу не сказать, что школа - это тоже система.

Что является НС - ?.

А ПС - ?

Согласно теории академика Н.В. Кузьминой ПС - это :

  • Цель - зачем учить

  • Информация - чему учить

  • Средства - как учить

  • Ученик - кого учить

  • Учитель - кто учит.

Вы наблюдали, что если в какой-либо системе изменить или сломать даже самую малую деталь, т.е. ПС, то это повлечёт за собой глобальные изменения во всей системе. А если эта система школа, семья - это ведь живой организм. И любое грубое вмешательство переживается очень тяжело. Поэтому в жизни и работе постарайтесь бережно относиться к своим словам и поступкам по отношению к другим людям.

5. Приёмы разрешения противоречий.

2 слайд

Слова немецкого философа Вильгельма Лейбница: « На свете есть вещи поважнее даже самых прекрасных открытий. Это знание методов, которыми эти открытия были сделаны».

  1. Задача - это противоречие, которое надо разрешить. На уроках мы с детьми знакомимся с целым рядом приёмов разрешения противоречий. Вот некоторые из них, в их объяснении нам помогут загадки и пословицы:

3 слайд

  • Дробление (Новая посудина, а вся в дырах)

  • Объединение (Когда рук много, работа спорится)

  • Матрёшки

  • Предварительное исполнение (Готовь сани летом, телегу зимой)

  • Заранее подложенная подушка ( Берегись бед, пока их нет)

  • Наоборот (И добро худом бывает)

  • Динамичность ( Ходит взад и вперёд, никогда не устаёт).

  • Вред в пользу. (Снег холодный, а от стужи укрывает)

  • Посредник (Легко чужими руками жар загребать)

2)Решение задачи «Удивительный напиток».

В Швейцарии производят удивительный напиток. Его продают в красивых прозрачных бутылках и сам он прозрачный. Удивительно же то, что в каждой бутылке с напитком находится настоящая целая груша. Горлышко у бутылки довольно узкое, никаких соединительных швов на бутылке нет. Как груши попадают в бутылки?

3 слайд

Для решения задачи используем ИКР - Идеальный конечный результат (ИКР) - идеальный образ решения задачи. Требуемое действие или свойство возникает само без каких-либо затрат и без возникновения вредных явлений.

ИКР задачи - Груши сами попадают в бутылку. Ваше решение…

4 слайд

6. Итог занятия.

Наша сегодняшняя встреча для меня тоже была задачей, которую я должна была решить. И у неё есть ИКР. Как вы думаете, какой? ( создать условия, чтобы вы сами захотели больше узнать о теории ТРИЗ.)

Для подведения итогов, я хочу познакомить вас с игрой «ХОРОШО - ПЛОХО»

  • 1 этап - высказывания за и против (2 группы) СНЕГ.



  • 2 этап - Мода постоянно меняется - это хорошо, потому что…, Но это плохо, потому что…



  • 3 этап - цепочка противоречий. Это «ХОРОШО», потому что…, но это «ПЛОХО», потому что…, но это «ХОРОШО», потому что… . Наше занятие закончилось.

Спасибо за участие, надеюсь, сегодняшняя встреча вам была интересна.

Раздать жетоны по цвету шляп.



Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат.

Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат.

Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат.

Найдите закономерность в распределении букв по квадратам. Впишите буквы Ф, Г, О в нужный квадрат

© 2010-2022