Конспект урока математики в 1 классе УМК Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Математика, 1 класс (Учебник Александровой Э.И.)

Тема: Как сравнивают по площади. (Урок открытия новых знаний)

Цели: 1. Учить первоклассников устанавливать связи

2. Восстановить в их памяти способы сравнения предметов по изученным признакам

3. Ввести понятие «площадь» фигуры

4. Организовать сотрудничество

5. Начать систематизировать представления о способах сравнения площадей. Оборудование: демонстрационные карточки с названиями признаков (длина, цвет, форма, периметр, ширина), карт____ (инд.), демонстрационная бочка.
Этапы урока Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся


  1. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха






  1. Постановка учебно-практической задачи











































































































































  1. Анализ условий и решение задачи































  1. Итоговая рефлексия





- Доброе утро, ребята! Сегодня наш класс мы превратим в конструкторское бюро. А кто работает в конструкторском бюро?

-Мы вообразим себя инженерами-строителями. Итак, конструкторское бюро начинает свою работу. Очень рада вас видеть. Сегодня, нас ждёт интересная работа, нам предстоит сделать новое открытие.

-Я вижу, что не все включились в работу, предлагаю провести "Мозговой штурм". Мы продолжаем работать с величинами. По каким признакам можно сравнивать фигуры?

- Какие признаки фигур мы отнесем к математическим величинам?

- Согласны ли вы, что размер - это величина?

- Согласны ли вы, что форма - это величина?

- Относится ли размер, форма к математическим величинам?

- На прошлых уроках, вы научились измерять периметр. Напомните, что это за величина?

- Кто знает как измерить периметр фигуры? Кто может, выполнять такие задания? И кто сможет научить других? Как вы это делаете?

- Предлагаю вам узнать новый признак сравнения фигур. Но вы должны самостоятельно догадаться что это за признак. Учитель открывает доску. На ней изображена взлетная площадка.

- Скажите, что это изображено?

- Правильно. Это строительная площадка, на которой воплощаются все проекты нашего конструкторского бюро. Такие же макеты строительных площадок есть и у вас на партах у каждой группы. Надеюсь, что вы помните, ребята, роман-сказку Н.Носова «Приключения Незнайки». Вот это главный герой (Прикрепляется изображение Незнайки). Вы узнали его?

-Верно. Так вот в этом романе-сказке был герой, который был полной противоположностью Незнайки. А как его звали? (Прикрепляется изображение Знайки).

- Имя он свое получил за то, что очень много знал, потому что много читал. Однажды, Знайка предложил своим друзьям-коротышкам сделать воздушный шар из резины и отправиться на нем в путешествие. Когда Знайка это придумал, он велел малышам собирать резиновый сок, для которого приготовил большую бочку:

Конспект урока математики в 1 классе УМК Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Конспект урока математики в 1 классе УМК Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Конспект урока математики в 1 классе УМК Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

- В процессе ее изготовления, Знайка сделал чертеж заготовок. Незнайка, который увидел этот чертеж, попытался разобраться, что изобразил Знайка. У него это не получилось. Но Незнайке очень хотелось полететь вместе с коротышками на воздушном шаре. А в путешествие брали только тех, кто участвовал в изготовлении воздушного шара.

Конспект урока математики в 1 классе УМК Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Конспект урока математики в 1 классе УМК Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Конспект урока математики в 1 классе УМК Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

- Ребята, помогите, пожалуйста, Незнайке разобраться какие детали бочки нарисовал Знайка?

- Как вы узнали, где заготовка для дна, а где для обруча? Чем они отличаются?

- Хорошо. Наш Незнайка на этом не захотел останавливаться и поэтому он попросил нас помочь изготовить бочку. - У каждой группы на партах лежат детали бочки, которую нужно сделать. Давайте начнем ее изготовление с того, что вырежем дно.

- Поднимите над головой и покажите что у вас получилось.

- А теперь, нам нужно вырезать заготовку обруча.

- Очень хорошо, что вы задали такой вопрос. А можно ли вырезать обруч?

- А почему нельзя его вырезать?

- Как же мы тогда поступим?

- Посмотрите, на партах у вас имеются небольшие куски проволоки. Можно изготовить обруч из неё. Как вы будете это делать, расскажите…

- Как не ошибиться и сделать подходящий обруч именно для нашей бочки?

- Отлично. Скажите, что это действие нам напоминает? Мы так работали когда находили у фигуры что?

- А можем ли мы утверждать, что обруч является периметром окружности нашей бочки?

- Правильно ли я вас поняла, что обруч бочки будет являться её периметром?

- Итак, какие детали бочки мы уже изготовили?

- Найдите у себя на партах боковые стенки нашей бочки. Это вот такая объемная фигура. Как она называется?

- Совместите детали. Вот теперь мы полностью изготовили нашу бочку. Она у нас получилась точно такой, какой задумал её Знайка. На взлетной площадке у Знайки был полный порядок. На ней он разметил места где что находится. Помогите определить на взлетной пощадке место нашей бочки.

- Расскажите, как вы будете находить это место? Покажите, что у них должно быть одинаковым?

- Покажите, как это нужно делать?

- Можно ли это сделать «на глаз»?

- А в каких случаях?

- А когда нельзя или трудно определить «на глаз»?

- Тогда, мы с вами будем прикладывать друг к другу и определять… Ребята, а вы заметили, мы говорим о новом признаке фигуры. А какой признак фигуры мы с вами сейчас определяем? Как мы можем назвать его, если ищем на площадке? ( Ставится большой вопрос)

- Это место математики так и назвали площадь.

- Погладьте это место ладошкой. Итак, как вы поняли, что такое площадь?

- А если я скажу о площади фигуры, как ты покажешь её площадь?

- Мы уже можем зачеркнуть знак вопроса?

- Давайте обратимся к нетбукам и сравним следы от предметов, которые остались на взлетной площадке после того как коротышки, Незнайка и Знайка отправились в путешествие. На что похожи эти следы?

- По какому признаку я могу сравнить эти фигуры?

- И по новому признаку…

- Есть ли среди этих фигур одинаковые по площади? Докажи.

- Как ты узнаешь, у каких фигур площади одинаковые (равные)? А у каких фигур площади неодинаковые (неравные)?

- Как мы скажем об этом признаке фигур математическим языком?

- Значит, по какому признаку мы сравнивали фигуры?

- Сейчас 1 группа соберет в верхней строчке все фигуры, которые имеют большую площадь, а ребята 2 группы - фигуры, которые имеют меньшую площадь.

- Назовите фигуры с большей площадью.

- Назовите фигуры с меньшей площадью.

- Что вы можете сказать про квадраты?

- По какому признаку они равные?

- Вы замечательно поработали! Мы можем смело сказать, что наше конструкторское бюро справилось со всеми трудностями. -

- Что нового узнали на уроке?

- Как мы сравниваем по площади?

- Как бы вы назвали наш урок?

-???

- Конструкторы.

- Инженеры.


(На доске - условные обозначение величин. Дети озвучивают):

- По длине, ширине.

- По периметру.

- По высоте, размеру.

- Форме.

(Условные обозначения делятся на две группы):

- Длину, ширину, периметр, высоту.

(Дети показывают несогласие <<->>)

(Дети показывают несогласие <<->>)

- Нет, т.к. размер и форму нельзя измерить.

- Это длина границы любой фигуры.

( Все поднимают руку).

-Это можно измерить проволокой или толстой ниткой. Нужно приложить ее по контуру (границе, краю) фигуры.

- Взлетная площадка.


- Да, это Незнайка!

- Знайка!






- Здесь изображены стенки бочки, дно, кольцо, которым стягивают стенки бочки.

- Заготовка для дна - это закрашенная деталь, а заготовка обруча - это незакрашенная деталь.

(Дети берут листы бумаги и вырезают заготовку дна.)

(Демонстрируют)

- А как?

- Нет.

- Потому что внутри должна быть пусто. А у нас так не получится. Мы не сможем…

(Выслушиваются предложения детей)

(Варианты ответов детей из групп)

- Нужно обмерить по краю дно бочки.

- Периметр.

- Да.

- Да.

- Дно и обруч нашей бочки.

- Цилиндр.


- Мы будем ее подбирать…

- Дно и отпечаток (след)

- Накладывать друг на друга и примерять.

- Да.

- Когда круги сильно отличаются по размеру.

- Когда круги отличаются немного.

- ???

(Ответы детей)



- Это место, которое занимает наша бочка на площадке. - Покажу рукой место внутри фигуры.

- Да.

- На геометрические фигуры.

- По форме, по цвету.

- По периметру.

- По площади.

- Можно определить «на глаз» или наложить друг на друга.

-Та фигура, которая больше, значит площадь ее больше, а у маленькой фигуры - площадь меньше.

- По площади.

- Круг, четырехугольник, квадраты красного и синего цвета.

- Овал, треугольник, ромб.

- Они равные.

Они равные по площади.

- Мы узнали новый признак - площадь.

- Можно определить «на глаз» или наложить друг на друга.

- Новый признак.

- Урок площади.

- Сравнение по площади.


Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2. - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. - строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем.

© 2010-2022