- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики в 1 классе УМК Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Конспект урока математики в 1 классе УМК Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бодрова Ю.В. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Математика, 1 класс (Учебник Александровой Э.И.)
Тема: Как сравнивают по площади. (Урок открытия новых знаний)
Цели: 1. Учить первоклассников устанавливать связи
2. Восстановить в их памяти способы сравнения предметов по изученным признакам
3. Ввести понятие «площадь» фигуры
4. Организовать сотрудничество
5. Начать систематизировать представления о способах сравнения площадей. Оборудование: демонстрационные карточки с названиями признаков (длина, цвет, форма, периметр, ширина), карт____ (инд.), демонстрационная бочка.
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД
Деятельность учителя
Планируемая деятельность учащихся
-
Актуализация знаний. Создание ситуации успеха
- Постановка учебно-практической задачи
- Анализ условий и решение задачи
- Итоговая рефлексия
- Доброе утро, ребята! Сегодня наш класс мы превратим в конструкторское бюро. А кто работает в конструкторском бюро?
-Мы вообразим себя инженерами-строителями. Итак, конструкторское бюро начинает свою работу. Очень рада вас видеть. Сегодня, нас ждёт интересная работа, нам предстоит сделать новое открытие.
-Я вижу, что не все включились в работу, предлагаю провести "Мозговой штурм". Мы продолжаем работать с величинами. По каким признакам можно сравнивать фигуры?
- Какие признаки фигур мы отнесем к математическим величинам?
- Согласны ли вы, что размер - это величина?
- Согласны ли вы, что форма - это величина?
- Относится ли размер, форма к математическим величинам?
- На прошлых уроках, вы научились измерять периметр. Напомните, что это за величина?
- Кто знает как измерить периметр фигуры? Кто может, выполнять такие задания? И кто сможет научить других? Как вы это делаете?
- Предлагаю вам узнать новый признак сравнения фигур. Но вы должны самостоятельно догадаться что это за признак. Учитель открывает доску. На ней изображена взлетная площадка.
- Скажите, что это изображено?
- Правильно. Это строительная площадка, на которой воплощаются все проекты нашего конструкторского бюро. Такие же макеты строительных площадок есть и у вас на партах у каждой группы. Надеюсь, что вы помните, ребята, роман-сказку Н.Носова «Приключения Незнайки». Вот это главный герой (Прикрепляется изображение Незнайки). Вы узнали его?
-Верно. Так вот в этом романе-сказке был герой, который был полной противоположностью Незнайки. А как его звали? (Прикрепляется изображение Знайки).
- Имя он свое получил за то, что очень много знал, потому что много читал. Однажды, Знайка предложил своим друзьям-коротышкам сделать воздушный шар из резины и отправиться на нем в путешествие. Когда Знайка это придумал, он велел малышам собирать резиновый сок, для которого приготовил большую бочку:
- В процессе ее изготовления, Знайка сделал чертеж заготовок. Незнайка, который увидел этот чертеж, попытался разобраться, что изобразил Знайка. У него это не получилось. Но Незнайке очень хотелось полететь вместе с коротышками на воздушном шаре. А в путешествие брали только тех, кто участвовал в изготовлении воздушного шара.
- Ребята, помогите, пожалуйста, Незнайке разобраться какие детали бочки нарисовал Знайка?
- Как вы узнали, где заготовка для дна, а где для обруча? Чем они отличаются?
- Хорошо. Наш Незнайка на этом не захотел останавливаться и поэтому он попросил нас помочь изготовить бочку. - У каждой группы на партах лежат детали бочки, которую нужно сделать. Давайте начнем ее изготовление с того, что вырежем дно.
- Поднимите над головой и покажите что у вас получилось.
- А теперь, нам нужно вырезать заготовку обруча.
- Очень хорошо, что вы задали такой вопрос. А можно ли вырезать обруч?
- А почему нельзя его вырезать?
- Как же мы тогда поступим?
- Посмотрите, на партах у вас имеются небольшие куски проволоки. Можно изготовить обруч из неё. Как вы будете это делать, расскажите…
- Как не ошибиться и сделать подходящий обруч именно для нашей бочки?
- Отлично. Скажите, что это действие нам напоминает? Мы так работали когда находили у фигуры что?
- А можем ли мы утверждать, что обруч является периметром окружности нашей бочки?
- Правильно ли я вас поняла, что обруч бочки будет являться её периметром?
- Итак, какие детали бочки мы уже изготовили?
- Найдите у себя на партах боковые стенки нашей бочки. Это вот такая объемная фигура. Как она называется?
- Совместите детали. Вот теперь мы полностью изготовили нашу бочку. Она у нас получилась точно такой, какой задумал её Знайка. На взлетной площадке у Знайки был полный порядок. На ней он разметил места где что находится. Помогите определить на взлетной пощадке место нашей бочки.
- Расскажите, как вы будете находить это место? Покажите, что у них должно быть одинаковым?
- Покажите, как это нужно делать?
- Можно ли это сделать «на глаз»?
- А в каких случаях?
- А когда нельзя или трудно определить «на глаз»?
- Тогда, мы с вами будем прикладывать друг к другу и определять… Ребята, а вы заметили, мы говорим о новом признаке фигуры. А какой признак фигуры мы с вами сейчас определяем? Как мы можем назвать его, если ищем на площадке? ( Ставится большой вопрос)
- Это место математики так и назвали площадь.
- Погладьте это место ладошкой. Итак, как вы поняли, что такое площадь?
- А если я скажу о площади фигуры, как ты покажешь её площадь?
- Мы уже можем зачеркнуть знак вопроса?
- Давайте обратимся к нетбукам и сравним следы от предметов, которые остались на взлетной площадке после того как коротышки, Незнайка и Знайка отправились в путешествие. На что похожи эти следы?
- По какому признаку я могу сравнить эти фигуры?
- И по новому признаку…
- Есть ли среди этих фигур одинаковые по площади? Докажи.
- Как ты узнаешь, у каких фигур площади одинаковые (равные)? А у каких фигур площади неодинаковые (неравные)?
- Как мы скажем об этом признаке фигур математическим языком?
- Значит, по какому признаку мы сравнивали фигуры?
- Сейчас 1 группа соберет в верхней строчке все фигуры, которые имеют большую площадь, а ребята 2 группы - фигуры, которые имеют меньшую площадь.
- Назовите фигуры с большей площадью.
- Назовите фигуры с меньшей площадью.
- Что вы можете сказать про квадраты?
- По какому признаку они равные?
- Вы замечательно поработали! Мы можем смело сказать, что наше конструкторское бюро справилось со всеми трудностями. -
- Что нового узнали на уроке?
- Как мы сравниваем по площади?
- Как бы вы назвали наш урок?
-???
- Конструкторы.
- Инженеры.
(На доске - условные обозначение величин. Дети озвучивают):
- По длине, ширине.
- По периметру.
- По высоте, размеру.
- Форме.
(Условные обозначения делятся на две группы):
- Длину, ширину, периметр, высоту.
(Дети показывают несогласие <<->>)
(Дети показывают несогласие <<->>)
- Нет, т.к. размер и форму нельзя измерить.
- Это длина границы любой фигуры.
( Все поднимают руку).
-Это можно измерить проволокой или толстой ниткой. Нужно приложить ее по контуру (границе, краю) фигуры.
- Взлетная площадка.
- Да, это Незнайка!
- Знайка!
- Здесь изображены стенки бочки, дно, кольцо, которым стягивают стенки бочки.
- Заготовка для дна - это закрашенная деталь, а заготовка обруча - это незакрашенная деталь.
(Дети берут листы бумаги и вырезают заготовку дна.)
(Демонстрируют)
- А как?
- Нет.
- Потому что внутри должна быть пусто. А у нас так не получится. Мы не сможем…
(Выслушиваются предложения детей)
(Варианты ответов детей из групп)
- Нужно обмерить по краю дно бочки.
- Периметр.
- Да.
- Да.
- Дно и обруч нашей бочки.
- Цилиндр.
- Мы будем ее подбирать…
- Дно и отпечаток (след)
- Накладывать друг на друга и примерять.
- Да.
- Когда круги сильно отличаются по размеру.
- Когда круги отличаются немного.
- ???
(Ответы детей)
- Это место, которое занимает наша бочка на площадке. - Покажу рукой место внутри фигуры.
- Да.
- На геометрические фигуры.
- По форме, по цвету.
- По периметру.
- По площади.
- Можно определить «на глаз» или наложить друг на друга.
-Та фигура, которая больше, значит площадь ее больше, а у маленькой фигуры - площадь меньше.
- По площади.
- Круг, четырехугольник, квадраты красного и синего цвета.
- Овал, треугольник, ромб.
- Они равные.
Они равные по площади.
- Мы узнали новый признак - площадь.
- Можно определить «на глаз» или наложить друг на друга.
- Новый признак.
- Урок площади.
- Сравнение по площади.
Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. - строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем.