Проект «Формирование языковой личности ученика начальных классов, как одна из тенденций современного образования»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование языковой личности ученика начальных классов,

как одна из тенденций современного образования.



Родионова Любовь Эрнестовна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Средней общеобразовательной школы №7 ЗМР РТ» города Зеленодольска Республики Татарстан


«Начальное обучение - истоки создания личности» З.Романовская


«Ноль вашей работе, если вы не научили

детей быть людьми, дружить, уважать вас и друг друга, быть коммуникабельными, умеющими вести диалог, пусть он трижды будет пятёрочником» Ю. Вьюнкова



Итог работы учителя - её результативность. Говоря о результативности своей работы, я вспоминаю высказывания этих удивительных женщин, истинных занковцев, с которыми, к счастью, мне посчастливилось не только увидеться, но и не раз слушать их замечательные лекции, засиживаться допоздна, обсуждая нескончаемые проблемы обучения и воспитания. Благодаря им я научилась претворять в жизнь идеи Л.Занкова; отказавшись от чисто традиционной системы обучения, работать интересно и результативно в развивающем ключе; скучные уроки чтения, развития речи превратить в уроки- рассуждения, размышления, раздумья, в праздники души. Я испытываю радость от общения с детьми, ведь на моих глазах происходит формирование личности. Я слышу слова- благодарности, слова- признания родителей, удовлетворённых успехами детей. Дети живут на уроке. Познание соединяется с эмоциями, пережитые знания становятся убеждением. Пробуждаются природные силы ребёнка: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Дети учатся смотреть и видеть, слушать и отвечать, думать и задумываться, вступать в диалог, сопереживать. В занковские классы не должно быть специального отбора. Поэтому, неудивительно, что в основном на первом этапе речь ребёнка не настолько развита, чтобы уметь выразить свои мысли, дать доказательные ответы, описать предметы и явления, тем более сочетать устную и письменную речь. Но благодаря спокойной, ненавязчивой работе, связанной с созданием стимула к говорению, с отслеживанием результатов, огромной заинтересованностью семьи в успехах ребёнка, результат сказывается. К концу обучения в начальной школе дети успешно справляются с программными нормативами, у них высок интерес к книге - как к источнику знаний. А это так необходимо в дальнейшем обучении. А это значит, ребёнок «не потеряется» в среднем звене, будет успешен, так как сумеет всё, чем владеет, выразить устно, описать в своих работах, оформить в рефератах и т.д. И что самое главное - дети растут настоящими людьми, не совершают безнравственных поступков, умеют отстоять своё мнение, обосновать выбранное решение, вести диалог, владеют культурой общения. Истоки этой огромной кропотливой работы заложены уже в программе по обучению грамоте, в замечательном пособии, в «Азбуке» Н.Нечаевой. Автор удачно соединила воедино процессы обучения грамоте и грамотного владения родной речью. Именно здесь у детей продолжается формирование разговорной речи, совершенствуются навыки и умения монологической и диалогической речи, закладываются основы научной, деловой речи, дети получают первые навыки письменной речи. Каждый урок, когда в результате коллективного способа обучения, путём совместной учебной деятельности происходит контакт души педагога с душой ребёнка, идёт обогащение словарного запаса детей. Далее эта работа успешно продолжается на уроках чтения, русского языка, но я немного хочу остановиться на уроках развития речи, которые провожу уже с 1 класса. В отличие от норматива предпочтение отдаю сочинениям. Изложения мои дети тоже пишут, но не часто и не много. Классные сочинения пишем на сдвоенных уроках. При написании домашних сочинений можно пользоваться черновиками с урока, но обязательное условие для родителей: не писать за детей! Вначале идёт подготовительная работа, которая предполагает следующие этапы: 1. Устные рассказы детей. На уроках мои дети много говорят: описывают предметы, делятся впечатлениями. 2. Развитие активной речевой деятельности. Организую максимальное количество праздников, экскурсий. Потом мы рассказываем об этом, вспоминаем, делимся впечатлениями.

  1. Работа над многозначностью, прямым и переносным значением слов.
Когда есть навык в устных рассказах, переходим непосредственно к написанию сочинений. Источниками для написания сочинений служат наблюдения за свойствами предметов, экскурсии, рассматривание художественных репродукций и картин и т.д. К написанию сочинений предъявляю требования, с которыми знакомлю и родителей: соответствие теме, полнота и последовательность изложения, выражение только своих чувств, использование только своего творчества, стилистическая и орфографическая грамотность. Черновые работы детей прочитываю, исправляю стилистические ошибки (но не красным), орфографические ошибки на изученные правила подчёркиваю, на неизученные правила - исправляю. Из наиболее типичных ошибок составляю зрительные диктанты. Использую сочинения по одному конкретному вопросу, такие как: «Расскажи о каком-нибудь математическом действии», «Что ты знаешь о предложении?», «Докажи, что мышь- дикое животное», «Зона пустынь», «Что общего и разного между кошкой и волком?», «Почему идёт дождь?», «Какие трудности испытываешь на уроках?», «Путешествия кита». Обучаю детей написанию сочинений-рассуждений, описаний, повествований. Наиболее часто использую следующие темы: «Зачем я учусь», «Для чего я читаю книги», «Каким я представляю себя через 15 лет», «Могут ли белки жить в воде?», «Если бы я был волшебником», «Самая дорогая вещь в нашем доме», «Хочу всё знать. А зачем?», «Чтобы я сделал, если бы проснулся взрослым», «О том, что меня особенно волнует», «О чём помнит моя семья», «Опиши один день из жизни своего сверстника, который не умеет читать и писать», «У тебя пропала собака». Огромная, целенаправленная работа по формированию языковой личности ученика находит логическое продолжение на других уроках, главное- не потерять значимость этого вопроса. Закончить хочу словами великого педагога В.А.Сухомлинского: «В душе у каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»




© 2010-2022