- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект «Формирование языковой личности ученика начальных классов, как одна из тенденций современного образования»
Проект «Формирование языковой личности ученика начальных классов, как одна из тенденций современного образования»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Родионова Л.Э. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование языковой личности ученика начальных классов,
как одна из тенденций современного образования.
Родионова Любовь Эрнестовна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Средней общеобразовательной школы №7 ЗМР РТ» города Зеленодольска Республики Татарстан
«Начальное обучение - истоки создания личности» З.Романовская
«Ноль вашей работе, если вы не научили
детей быть людьми, дружить, уважать вас и друг друга, быть коммуникабельными, умеющими вести диалог, пусть он трижды будет пятёрочником» Ю. Вьюнкова
Итог работы учителя - её результативность. Говоря о результативности своей работы, я вспоминаю высказывания этих удивительных женщин, истинных занковцев, с которыми, к счастью, мне посчастливилось не только увидеться, но и не раз слушать их замечательные лекции, засиживаться допоздна, обсуждая нескончаемые проблемы обучения и воспитания. Благодаря им я научилась претворять в жизнь идеи Л.Занкова; отказавшись от чисто традиционной системы обучения, работать интересно и результативно в развивающем ключе; скучные уроки чтения, развития речи превратить в уроки- рассуждения, размышления, раздумья, в праздники души. Я испытываю радость от общения с детьми, ведь на моих глазах происходит формирование личности. Я слышу слова- благодарности, слова- признания родителей, удовлетворённых успехами детей. Дети живут на уроке. Познание соединяется с эмоциями, пережитые знания становятся убеждением. Пробуждаются природные силы ребёнка: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Дети учатся смотреть и видеть, слушать и отвечать, думать и задумываться, вступать в диалог, сопереживать. В занковские классы не должно быть специального отбора. Поэтому, неудивительно, что в основном на первом этапе речь ребёнка не настолько развита, чтобы уметь выразить свои мысли, дать доказательные ответы, описать предметы и явления, тем более сочетать устную и письменную речь. Но благодаря спокойной, ненавязчивой работе, связанной с созданием стимула к говорению, с отслеживанием результатов, огромной заинтересованностью семьи в успехах ребёнка, результат сказывается. К концу обучения в начальной школе дети успешно справляются с программными нормативами, у них высок интерес к книге - как к источнику знаний. А это так необходимо в дальнейшем обучении. А это значит, ребёнок «не потеряется» в среднем звене, будет успешен, так как сумеет всё, чем владеет, выразить устно, описать в своих работах, оформить в рефератах и т.д. И что самое главное - дети растут настоящими людьми, не совершают безнравственных поступков, умеют отстоять своё мнение, обосновать выбранное решение, вести диалог, владеют культурой общения. Истоки этой огромной кропотливой работы заложены уже в программе по обучению грамоте, в замечательном пособии, в «Азбуке» Н.Нечаевой. Автор удачно соединила воедино процессы обучения грамоте и грамотного владения родной речью. Именно здесь у детей продолжается формирование разговорной речи, совершенствуются навыки и умения монологической и диалогической речи, закладываются основы научной, деловой речи, дети получают первые навыки письменной речи. Каждый урок, когда в результате коллективного способа обучения, путём совместной учебной деятельности происходит контакт души педагога с душой ребёнка, идёт обогащение словарного запаса детей. Далее эта работа успешно продолжается на уроках чтения, русского языка, но я немного хочу остановиться на уроках развития речи, которые провожу уже с 1 класса. В отличие от норматива предпочтение отдаю сочинениям. Изложения мои дети тоже пишут, но не часто и не много. Классные сочинения пишем на сдвоенных уроках. При написании домашних сочинений можно пользоваться черновиками с урока, но обязательное условие для родителей: не писать за детей! Вначале идёт подготовительная работа, которая предполагает следующие этапы: 1. Устные рассказы детей. На уроках мои дети много говорят: описывают предметы, делятся впечатлениями. 2. Развитие активной речевой деятельности. Организую максимальное количество праздников, экскурсий. Потом мы рассказываем об этом, вспоминаем, делимся впечатлениями.
- Работа над многозначностью, прямым и переносным значением слов.