- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Технология интенсификации в обучении на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальной школе
Доклад на тему Технология интенсификации в обучении на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилович Е.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2
с.Кыштовка Кыштовского района Новосибирской области
адрес: 632270 НСО Кыштовка Кыштовский р-он ул.Волкова 55, тел 8-383-71 21 24-0
ДОКЛАД
Тема: Технология интенсификации учебного
процесса на основе схемных и
знаковых моделей учебного материала
в начальных классах.
Выполнила: Данилович Е. В.
Кыштовка 2016
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
Перспективность данной технологии - это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколько минут, играючи, просмотрев все изученное за учебный триместр в опорных конспектах. Такой "взгляд назад" закрепляет знания, побуждает к анализу, рождает новые мысли.
Условия возникновения - это поиск новых методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития творческого мышления учащихся.
Становлением опыта является применение данной технологии в учебном процессе, где данная методика позволила учить не только быстрее, но и лучше. И это "лучше" касается не только глубины и прочности знаний, но и их качества, а самое главное мотивации учения, отношения детей к самой учебной деятельности как к увлекательному труду, доставляющему удовольствие и радость развития ума, всех внутренних сил.
Теоретическая интерпретация опыта
Целевые ориентации этой технологии - обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование УУД.
Условия обучения - это многократное повторение, обязательный контроль, изучение крупными блоками, применение опор, схем, знаков ориентировочной основы деятельности, гуманизм, открытие перспективы для исправления, роста, успеха.
Сущность. Если применять данную технологию в учебном процессе, то результатом работы станет раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, системы опорных сигналов, способствующих быстрому восстановлению в памяти изученного материала, осознанию его структурно-логических связей и одновременно развитию ассоциативно- образного мышления, а также восприятия, внимания, воображения, устной и письменной речи, - все это подчинено одной цели. Цели создания условий, при которых ученик мог бы учиться более эффективно.
Новизна. Ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
В чем же заключается система работы при переходе на данную технологию?
Данная методика имеет свои особенности содержания:
1. Материал вводится крупными темами (блоками).
2. Поблочная компоновка материала.
3. Оформление учебного материала в виде опорных схем - конспектов.
Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными конспектами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов.
Этапы работы
1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление .
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.
Памятка учащемуся:
-Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
-Прочти заданный материал по книге.
-Сопоставь прочитанный материал с конспектом.
-Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
-Запомни наизусть конспект как опору рассказа.
-Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
3. Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос.
4. Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешне- речевой деятельности при усвоении происходит во время различных видов опроса.
5. Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы.
Результативность опыта.
Если применять данную технологию в учебном процессе, то это дает эффективные и воспитательные результаты:
-каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие и воля.
-Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируется честность, ответственность.
Для ученика опорный конспект (схема) является "репетитором". Ребенок не зависит от учителя. Он в любое время может обратиться к конспекту. Детям работа с опорными конспектами интересна.
Возможность внедрения опыта "технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах" представляет интересную область поиска для любого творчески работающего учителя. Главное - желание учителя, достаточное количество дополнительной литературы, делают возможным освоение данного опыта.
(Материал выставлен на сайт «Методическая копилка учителей начальных классов Кыштовского района»)