Марина Цветаева Бежит тропинка с бугорка, Наши царства

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Азовская школа-гимназия»

Мустафаева Леннара Усеиновна 5


Тема: М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Цель: познакомить учащихся с творчеством М.И.Цветаевой; раскрыть мир поэзии, учить выразительно читать стихотворения «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»; развивать память, речь; обогащать словарный запас учеников; воспитывать любовь к своей малой Родине.

Оборудование: портрет М.И.Цветаевой, карточки для работы в группах.

ТСО: ноутбук, телевизор, диск с презентацией этапов урока.

Тип урока: ознакомление с новой темой.

Ход урока

I.Организационный момент (1 слайд)

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: «Ура!»,

Урок нам начинать пора!

II.Введение в чтение

1.Речевая разминка «Настроение»: (2 слайд)

Не по тропе, а около

Катилось «о» и «окало»:

«О» - охало, «О» - окало,

Не по тропе, а около.

Задание по группам:

- прочитать стихотворение так, как будто вас обидели до слёз;

- вы сильно удивились;

- у вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку;

- вы рассердились на своего лучшего друга и гневно говорите о его поступке;

- вы сладко спите, вам снится замечательный сладкий сон.

2.Чтение скороговорок: (3 слайд)

1)Ехал Грека через реку, (4 слайд)

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

2) Белые бараны (5 слайд)

Били в барабаны.

Без разбору били -

Лбы себе разбили.

III. Физкультминутка (6 слайд)

IV.Изучение нового материала (звучит мелодия) (7 слайд)

- Знаете ли вы, кто автор слов данной песни? (ответы детей)

Слово учителя о М.И.Цветаевой (8 слайд) - Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великой русской поэтессы - Марины Ивановны Цветаевой (показываю портрет и сборники стихотворений). За всю свою жизнь Марина Ивановна написала огромное количество стихотворений, ставших бесценными сокровищами русской литературы. На уроке мы познакомимся с некоторыми из них, а именно «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». ( зачитываю эпиграф к уроку) Их черёд настал. Теперь М.Цветаева - классик русской поэзии. Давайте познакомимся с биографией поэтессы. Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве в семье искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве, в Тарусе и отчасти за границей. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (на русском, французском и немецком языках), печататься - с шестнадцати, а в 1910 г. тайком от семьи она выпустила сборник «Вечерний альбом», замеченный и одобренный Б. Брюсовым, Н. Гумилевым, М. Волошиным. Затем последовали «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913). Годы Первой мировой войны, революций и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой, Она много писала, но мало печаталась. В начале Великой Отечественной войны она оказалась в эвакуации в Татарии. Здесь, бесконечно одинокая и измученная, 31 августа 1941 г. Цветаева покончила с собой. Наследие поэтессы велико и труднообозримо: это лирика, 17 поэм, 8 стихотворных драм и проза. На стихотворения Марины Цветаевой написано огромное количество песен. А сейчас, вашему вниманию, песня «Мне нравится, что вы больны не мной». (просмотр клипа). (9 слайд) V. Работа над стихотворениями 1. «Бежит тропинка с бугорка» (10 слайд) Учитель выразительно читает стихотворение «Бежит тропинка с бугорка». Учитель: - Какими чувствами наполнено стихотворение? (ответы учащихся) - Как бы вы его прочитали? Почему? (ответы) - О чём М.Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? (прочитайте эти строки) - О чём она грустит? (прочитайте) - Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете стихотворение? Физкультминутка «Тропинка»

« Спокойно идём по тропинке...Вокруг кусты, деревья, зелёная травка., птицы поют ... Шелестят листья...Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи ... Одна...вторая...третья...Снова спокойно идём по тропинке...Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим мостик, держась за перила ...Спокойно идём по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки... Прыгаем с кочки на кочку. Раз...два...три...Перешли болото, снова идём спокойно .Перед нами овраг, через него брошено бревно. Переходим овраг по бревну.. Осторожно идём! Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней ...Еле-еле отдираем ноги от земли...Идём с трудом...Вновь стала хорошей дорога.Спокойно идём. А теперь через тропинку упало дерево! Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево...Идём спокойно по тропинке...Хорошо вокруг!!! Вот и пришли .Молодцы!

Словарно-лексическая работа (11 слайд) -подберите синонимы к слову «даль» (горизонт, ширь, простор); -подберите антонимы к слову «сон» (бессонница, бодрствование); -найдите олицетворения (тропинка бежит, ока лениво движется) - признаки одушевлённости переносятся на неодушевлённые предметы; - почему сарай был царственным замком? (ответы) Значение слов (по презентации) (12,13,14,15 слайды)

Работа над выразительностью

Чтение рядами, чтение «мальчики-девочки», чтение хором, чтение «дублёр», чтение «я вам слово, вы мне десять», индивидуальное чтение.

2. «Наши царства» (16 слайд)

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. От чьего имени ведётся рассказ?

- О каких царствах идёт речь? Как вы себе их представляете?

- Какие два мира противопоставляются автором? (Мир взрослых и детства; взрослые не понимают детей).

- Как меняется девочка и их жизнь, когда они попадают в волшебное царство? Приготовьтесь читать выразительно.

VI.Итог урока (17 слайд)

Итак, с творчеством, какого поэта мы познакомились на этом уроке? Какое стихотворение больше понравилось?

Ну, вот и всё.

Урок к концу подходит!

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз!

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

VII.Рефлексия Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. - Если урок прошёл плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды - яблоки. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принёс - прикрепите зелёные листочки. VIII.Домашнее задание (18 слайд) Перечитать стихотворения М.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наше царство». Одно из стихотворений выучить наизусть.

© 2010-2022