- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа элективного курса Географическое краеведение
Программа элективного курса Географическое краеведение
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Масорина И.П. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Лужниковская основная общеобразовательная школа»
Программа курса «Географическое краеведение».
Класс : 6
Учитель Масорина И.П.
Руководитель : Малых О.Л
В БУП определены к обучению предметы, в том числе предмет география в количестве одного часа, предметы, составляющие региональный компонент, и предметы, составляющие компонент образовательного учреждения.
При изучении курса в основной школе решаются следующие задачи:
-
Изучение особенностей природных компонентов окружающей местности ( поселение, район, область),
-
Овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе Родины ( своего населенного пункта),
-
Формирование практических навыков в изучении природы ( погоды, почв, рек, озер, растительного и животного мира) и населения своей местности,
-
Формирование приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами.
Содержание курса должно обеспечить устойчивые знания по природным компонентам ландшафта своей местности и четкое представление положения своей местности в системе координат и на картах географического содержания, являющиеся основой для продолжения изучения курса, реализующего региональный компонент.
Программа ориентирована на деятельный подход в обучении. Учебно- познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой. Программа предусматривает все типы уроков: комбинированные, урок объяснения, практическая работа, экскурсия, деловая игра, творческий урок. Рассчитана на 16 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ п\п
Название
Практическая работа
Ученик должен знать
Уметь
Называть , составлять
I
План и карта - 2ч
1.
Географическое положение своей местности.
Положение сельского округа на картах
( разного типа),пограничные сельские округа, состав, гербы поселений.
Определять положение сельского округа на градусной сетке:
- координаты,
- находить на глобусе и карте России, области,
- измерять расстояния до ближайших морей, Сев. полюса, экватора
- состав поселения,
- значение гербов сельских поселений,
2.
Путешествие по картам района
Определение расстояний, азимутов и направлений от районного центра до своего населенного пункта
Условные знаки, способы изображения явлений на картах поселений
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
- примеры использования в деятельности человека планов, карт н\п.
- краткую характеристику ГП своей местности
II.
Рельеф и минеральные богатства. - 3 ч.
1.
Положение территории на Валдайской возвышенности Восточно- Европейской равнины. Равнинность территории. Мелкие формы рельефа
-типы движения З.К. на территории,
-основные формы рельеф, среднюю высоту,
-своеобразие Г.П и особенности их залегания
- описывать равнинность территории,
- приводить примеры минеральных ресурсов,
-составлять характеристику форм рельефа,
- определять абсолютную высоту, горные породы родного края,
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2.
Горные породы. Осадочное происхождение Г.П.
Виды минеральных ресурсов: пески, глины, известняк, доломит
П\Р №2 «Описание горных пород»
Творческая работа : составление коллекции.
3
Основные формы рельефа : балки, долины рек, западины.
Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей
III.
Погода и климат - 3 ч.
1.
Климат своей местности. Описание погоды .
П\Р № 3. Описание погоды своей местности, составление картосхемы климатических показателей.
- тепловой пояс,
- времена года, их фенологическое начало,
-климатические показатели.
- определять t воздуха, давление, облачность , направление ветра при помощи приборов,
- вычислять ср.t,
-вычерчивать графики,
- давать характеристику погоды за период,
- приводить примеры влияния климата на жизнь человека.
2.
Климат и человек. Влияние климата на условия жизни и деятельности человека.
П\Р № 4. Атмосферные явления в жизни человека
3.
Положительные и отрицательные влияния человека на климат своей местности
Экскурсия.
( очистные сооружения, места свалок, родники)
IҮ
Воды - 2 ч.
1.
Разнообразие вод суши. Состав вод. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Река- главная часть состава вод суши и ее значение .Режим и питание поверхностных вод.
П\Р № 5. Обозначение на контурной карте рек своей местности.
(Обозначение на плане рек своего поселения)
- понятия: поверхностные воды,
- подземные воды,
- река и ее части, озеро, болото .
- виды питания рек,
-меры по охране рек.
- находить и показывать на карте реки своей местности,
-работать со статистическим материалом.
- сопоставлять карты района и планы участков сельских поселений находить и отмечать на них гидрологические объекты.
2.
Роль воды в жизни человека. Работа по направлению
« Малым рекам - большую жизнь».
Ү.
Органический мир родного края - 3ч.
1.
Растительный и животный мир родного края. Характер растительности, видовой состав растений и животных, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное значение. Красная книга
П\Р №6. Заполнение таблицы « Животные и растения своей местности»
2.
Почвы . Главные типы почв своей местности. Плодородность, различия в плодородности, почвенная карта.
- определение «почва»,
-главные типы почв,
Зависимость формирования почв от климата в разных частях своей местности.
- читать почвенную карту.
3.
Природные комплексы. Меры по охране природы.
Природные комплексы своей местности. Влияние человека на природу. Меры по охране природы
П\Р № 7. Описание природного комплекса своей местности.
- содержание основных понятий и терминов,
- характерных представителей растительного и животного мира,
-использование человеком ПК, меры по их охране,
- взаимосвязь между деятельностью человека и природой.
- приводить примеры влияния человека и его деятельности на природу родного края.
ҮI.
Население. Его численность и плотность размещения. - 2ч.
1.
Раса, языковая семья, группа. Особенности быта. Влияние природных условий на жизнь, быт и деятельность жителей нашего края.
2.
Основные типы населенных пунктов.
Размещение населения по территории сельского округа . Типы населенных пунктов ( деревни, хутора, поселки). Связь топонимов с природными компонентами и деятельностью людей.
Знаменитые люди своей местности.
П\Р № 8. «Обозначение на плане населенных пунктов своего поселения»
- понятия: плотность населения, типы населенных пунктов.
- показывать населенные пункты своего края,
- работать со статистическим материалом
Сопоставлять карты района и своей местности
ҮII
Итоговое занятие -1ч