Конспект урока русского языка в 3 классе по теме Снова о Ь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме Снова о ЬКонспект урока

Автор: Новоселова Людмила Анатольевна

учитель начальных классов МОАУ «СОШ №16 г. Балаково» Саратовской области

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК «Гармония»

Тема урока: « Снова о «Ь»?

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

  • знакомство с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;
  • выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • развитие мышления, внимания, речи;
  • воспитание уважения к родному языку, культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слова к той или иной части речи, умение анализировать слова и выявлять необходимость написания «ь» на конце слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Щведовой, карточки для схемы, листки с заданиями в группах
Оборудование: учебник, тетради с печатной основой, индивидуальные карточки, вспомогательные таблицы.

Ход урока I. Организационный момент. - Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?(Слайд 1)

Я волшебник. Захочу-

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник - отгадай,

Выше руку поднимай. (Мягкий знак.)

-Откройте и прочитайте тему нашего урока на с.180.

-Как вы думаете, над чем нам сегодня нужно будет поработать?



II. Минутка чистописания.(Слайд 2) тье ть ья чь Платье надо беречь снову, а честь смолоду. -Разберем на примере этой пословицы секреты Ь, которые мы уже знаем. Какую работу выполняет Ь в каждом случае?(разделительный, указывает на форму глагола, обозначает мягкость согласной)
III . Орфографическая минутка.(Слайд 3) Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан. - Что общего во всех словах? (Существительные.) - На какие III группы разделили бы слова? (Мужской род, женский род, средний род.) - Разделите на II группы. (Есть ь и нет ь.) III. Изучение нового материала. Выполнение упр. 504. - Давайте вернемся к орфографической минутке и сравним слова: грач и ночь. - Проведите анализ слов как частей речи. - Найдите признак, которым отличаются слова. - А теперь в упр. 503 найдите, что объединяет слова каждого столбика и что их отличает друг от друга. (Род.) - Какое обобщение помогли вам сделать эти слова? Верно ли оно? - Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64. Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь. - Достроим схему этого секрета мягкого знака в упр. 505 и объясним ее словами. Ж.р. - Ь Сущ. на [ч'] [щ'] [ш] / \ М.р.- Ь (Слайд 4) IV. Физминутка.
«Четвертое лишнее». Плащ, плющ, помощь, лещ мышь, тишь, ерш, тушь

луч, дочь, мяч, грач

- Если услышите лишнее слово - встаёте.



V. Закрепление изученного материала.
1.Образуйте от данных слов имена существительные с ь после шипящих на конце. Вещица - брошка - ночной - ржаной - речи -

2. Работа в парах.(задание в конвертах на парте). - Соедините начало и конец пословиц.

Луна и ноч..

И год хорош,

День и ноч..

Хорошую реч..

Лучше горькая правда,

чем сладкая лож..

сутки проч..

хорошо и слушат..

что мат.. и доч..

когда уродилась рож..


Самопроверка (Слайд 5) 3. Самостоятельная работа.(Слайд 6) - Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных. I вариант - записывает слова без ь. II вариант - записывает слова с ь. Шалаш.., багаж.., тиш.., ерш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ.. (Взаимопроверка.) VI. Итог урока. - О каком секрете мягкого знака вы узнали? - Как применять этот секрет при письме?  Домашнее задание: упр. 509.

Список использованной литературы:

  1. Учебник русского языка для 3 класса М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 2. - Смоленск, Ассоциация XXI век,2010г.

  2. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 3.- Смоленск, Ассоциация XXI век,2011г.

  3. С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.- Издательство "Азъ", 1992.



© 2010-2022