- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка в 3 классе по теме Снова о Ь
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме Снова о Ь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новосёлова Л.А. |
Дата | 03.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Автор: Новоселова Людмила Анатольевна
учитель начальных классов МОАУ «СОШ №16 г. Балаково» Саратовской области
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК «Гармония»
Тема урока: « Снова о «Ь»?
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
- знакомство с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;
- выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- развитие мышления, внимания, речи;
- воспитание уважения к родному языку, культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слова к той или иной части речи, умение анализировать слова и выявлять необходимость написания «ь» на конце слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Щведовой, карточки для схемы, листки с заданиями в группах
Оборудование: учебник, тетради с печатной основой, индивидуальные карточки, вспомогательные таблицы.
Ход урока I. Организационный момент. - Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?(Слайд 1)
Я волшебник. Захочу-
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай. (Мягкий знак.)
-Откройте и прочитайте тему нашего урока на с.180.
-Как вы думаете, над чем нам сегодня нужно будет поработать?
II. Минутка чистописания.(Слайд 2) тье ть ья чь Платье надо беречь снову, а честь смолоду. -Разберем на примере этой пословицы секреты Ь, которые мы уже знаем. Какую работу выполняет Ь в каждом случае?(разделительный, указывает на форму глагола, обозначает мягкость согласной)
III . Орфографическая минутка.(Слайд 3) Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан. - Что общего во всех словах? (Существительные.) - На какие III группы разделили бы слова? (Мужской род, женский род, средний род.) - Разделите на II группы. (Есть ь и нет ь.) III. Изучение нового материала. Выполнение упр. 504. - Давайте вернемся к орфографической минутке и сравним слова: грач и ночь. - Проведите анализ слов как частей речи. - Найдите признак, которым отличаются слова. - А теперь в упр. 503 найдите, что объединяет слова каждого столбика и что их отличает друг от друга. (Род.) - Какое обобщение помогли вам сделать эти слова? Верно ли оно? - Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64. Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь. - Достроим схему этого секрета мягкого знака в упр. 505 и объясним ее словами. Ж.р. - Ь Сущ. на [ч'] [щ'] [ш] / \ М.р.- Ь (Слайд 4) IV. Физминутка.
«Четвертое лишнее». Плащ, плющ, помощь, лещ мышь, тишь, ерш, тушь
луч, дочь, мяч, грач
- Если услышите лишнее слово - встаёте.
V. Закрепление изученного материала.
1.Образуйте от данных слов имена существительные с ь после шипящих на конце. Вещица - брошка - ночной - ржаной - речи -
2. Работа в парах.(задание в конвертах на парте). - Соедините начало и конец пословиц.
Луна и ноч..
И год хорош,
День и ноч..
Хорошую реч..
Лучше горькая правда,
чем сладкая лож..
сутки проч..
хорошо и слушат..
что мат.. и доч..
когда уродилась рож..
Самопроверка (Слайд 5) 3. Самостоятельная работа.(Слайд 6) - Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных. I вариант - записывает слова без ь. II вариант - записывает слова с ь. Шалаш.., багаж.., тиш.., ерш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ.. (Взаимопроверка.) VI. Итог урока. - О каком секрете мягкого знака вы узнали? - Как применять этот секрет при письме? Домашнее задание: упр. 509.
Список использованной литературы:
-
Учебник русского языка для 3 класса М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 2. - Смоленск, Ассоциация XXI век,2010г.
-
Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 3.- Смоленск, Ассоциация XXI век,2011г.
-
С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.- Издательство "Азъ", 1992.