Конспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК - Русский язык 4 класс система Л.В.Занкова

Автор учебника: Полякова А.В.

Учитель: Ласточкина Галина Алексеевна

Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников.

преобразовывать информацию (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

находить второстепенный член предложения - обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям, графически его обозначать, отличать обстоятельства от дополнений.

Технология: проблемно-поисковая.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания.

I Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

ΙI Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся.

-Начать сегодняшний урок мне бы хотелось с поэтических строк Марины Дружининой

Снег ложится на дома.
Неожиданно пришла Зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки,
Холода, сугробы, Лёд,
И весёлый Новый год!

-Как вы думаете, почему именно они послужили началом урока?

Зима способна открыть нам не видимую прежде красоту). Вот и на уроке вам предстоит открывать новые знания .И я желаю всем вам и нашим гостям доброго дня. Пусть он несет всем радость общения).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Познавательные УУД

1. Строить алгоритм рассуждения (преобразовывать информацию из текста в алгоритм).

2. диалог к познанию нового

Личностные УУд.

Эмоциональная окраска.

III. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Ребята, какое задание можно придумать, в соответствии с предыдущими уроками?

Назовите наречие.

- Докажите, что это наречие. (Отвечает на вопрос как? обозначает образ действия, не изменяется, имеет одну начальную форму, образовано от прилагательного неожиданный)

Что значит « неожиданно»?

Оценка какой-л. ситуации, чьих-л. действий, которых не ждали, не предполагали.

Подумайте, каким фразеологизмом - синонимом можно заменить слово неожиданно

Как снег на голову - ... (неожиданно)

Совершенно неожиданно.

-Объясните написание этого слова.( -Не - приставка, пишется слитно. Ударный гласный и, безударные гласные о, о. Жи пишется с буквой и. Двойной согласный нн. Суффикс о.

Молодцы. Ребята, на основе повторения вы узнали правописание нового слова. Запомните его. Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценки.

Скажите, а для чего мы повторяли данный материал?

Хорошо. А из каких источников мы узнаём новое?

Откройте учебник. Найдите упр. 28.

Прочитайте.

Спишите второе предложения. Разберите по членам предложения и укажите части речи.

- Какой вопрос возникает?

Что общего между обстоятельством и дополнением. Сформулируйте тему урока.

- Представьте информацию о дополнении в виде схемы

Гл. сущ./мест.

Конспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнениеКонспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнениеКонспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнение


________________ ---------------


- Представьте информацию об обстоятельстве в виде схемы .



гл нареч. / сущ.

Конспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнениеКонспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнениеКонспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнение

Конспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнениеКонспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнениегде?

когда?

Конспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство и дополнение__________ куда?

откуда?

почему?

зачем?

как?


Так, что же общего между обстоятельством и дополнением?

(Второстепенные члены предложения.)

-Сейчас в группах вы займётесь исследовательской работой.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1.Извлекать информацию из словаря.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

На основе повторения получать новые знания.

4.Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5.Сравнивать и обобщать, делать выводы.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, связанный с действием, и отвечает на вопросы косвенных падежей, обычно стоит после слова, которое распространяет. Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным,

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, причину, цель, условие, образ и степень действия; характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? при каком условии? и др.

ΙY. Развитие умений - применение знания.

Физминутка.

Работа в группах.

Составьте алгоритм нахождения обстоятельства и дополнения в предложении. А в ходе исследования заполните таблицу


Подумайте, какую задача поставлена перед вами?

( Сравнить дополнение и обстоятельство)



Вид второстеп. члена

Вопросы

Значение

Примеры

Дополнение

косвенных падежей

предмет

Земля покрылась снегом.

Я думаю о тебе.

Обстоятельство

где? когда? куда? откуда? отчего? зачем? как?

места, времени,

образа действия

На деревьях набухли почки.

Вечером пошёл дождь.

Ребята жили дружно.

Проверка работы. Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценки.

Спишите.

Утром снег укутал деревья. Дуб дремлет в мохнатой шапке. Вечером выплывет месяц, и загорятся звёзды. Рассуждая по алгоритму найдите и подчеркните обстоятельство и дополнение.

( снег - как часть речи.)

По вариантам 1в-1пр.; 2в - 2пр.

Проверка.

Что можете сказать о третьем предложении. Как доказать, что вы правы?

Докажите.

Индивидуальная работа

Разобрать по членам предложения.

1 вариант:

Зимнее солнце ярко блестело на пелене снега.

2 вариант:

Лучи солнца весело играли на крышах домов.

Познавательные УУД

1. Строить алгоритм рассуждения (преобразовывать информацию из текста в алгоритм).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Рефлексия

Выберите правильные утверждения

Проверяем свои знания по новой теме.

У вас лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Как с ними работать и как они оцениваются, вы знаете. Пожалуйста, работаем.


1 уровень.
Спишите. Подчеркните обстоятельства и дополнения.. Выпишите словосочетания с вопросами. Определите падеж.
Веч..ром на л..сной п..ляне туристы разожгли костёр. М..ш..на (по)вернула направо. В марте изрядно греет солнце.
2.Подбери к предложениям соответствующие схемы.

Простые или сложные предложения записаны? Докажи.

1. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки.

1)_________ ========= _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

2)_________ ========= _ . _ . _ ._ ._ ._ _ _ _ _ _ _.

3 )_________ ========= , =========.

2. Веточки выпустили корешки и пригнулись к земле.

1) _________ ========= , =========.

2) _________ ========= _ _ _ _ _ _ _ _ и ========= _ _ _ _ _ _ _ _.

3.Допишите начатые предложения. Подчеркните главные члены предложения, дополнения и обстоятельства.
Мы (как?)…..готовились (к чему?) … . Солнце (как?)…осветило (что?) … .

4.Спишите. Подчёркнуть дополнение и обстоятельство в тексте

Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
(Е. Русаков)

Запись под диктовку.

На дворах и домах снег лежит полотном.

Назовите ключевые слова темы.

( обстоятельство, дополнение, вопросы косвенных падежей, наречие, существительное.)

Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценки.

- Что удалось на уроке, было самым интересным?

- Какие трудности встретились?

- Что помешало при выполнении заданий?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

4. Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4.Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5.Сравнивать и обобщать, делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Домашнее задание.

дополнить обобщающую таблицу о видах второстепенных членов примерами.

2. Упр. 29

VII. Итог урока



© 2010-2022