- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
Статья: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулиева С.Ю. |
Дата | 19.07.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
Обобщение опыта Кулиевой С.Ю.,
учителя начальных классов МОУ «СОШ№19»,
по теме «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
г. Северодвинск 2013г.
Использование здоровьесберегающих технологий - путь к сохранению здоровья детей.
Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать
у него высокий уровень здоровья
вполне возможно.
Н. М. Амосов
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. На сегодняшний день нужны специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Сейчас отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. Эта проблема сегодня как никогда актуальна. В школу приходят уже больные дети и их немало. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на состояние здоровья? Можно ли выпустить из школы личность не только умную, но и здоровую? Что для этого делать? Какие способы и приемы применять для сохранения и укрепления здоровья детей? Учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей постоянным источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Поиск путей привел к необходимости организации каждого урока с позиции здоровьесбережения. Цель: Создание условий для сохранения здоровья каждого ребенка, через применение технологии личностно-ориентированного обучения. Задачи: 1. Изучить индивидуальные особенности учащихся 2. Использовать приемы, сохраняющие интерес детей к учебному материалу 3. Создать условия для самовыражения каждого ребенка. Теоретическое обоснование опыта. Теоретической основой моей работы стали труды И. С. Якиманской. «Личностно ориентированная педагогика предоставляет ребенку возможность реализовать себя в различных видах деятельности с опорой на его способности, ценностные ориентации и субъективный опыт, его развитие и саморазвитие». Я считаю, что применение этой технологии - один из путей здоровьесберегающего воздействия на обучаемого. Каждая технология обладает разным здоровьесберегающим потенциалом. Здоровый урок - урок личностно ориентированный, с тщательно отработанным содержанием, целесообразными и разнообразными методами взаимодействия ребенка и педагога, насыщенный двигательной активностью, интересный для учащихся, протекающий на фоне корректного общения. Технология опыта Индивидуализация и дифференциация учебного процесса Особенность нашей школы состоит в том, что она является «Территорией здоровья». Приоритетным направлением в учебно-воспитательном процессе является забота о здоровье всех школьников. В классе, где я преподаю, двадцать шесть детей. Каждый ребенок индивидуален, со своими личностными качествами. Поэтому перед собой ставлю задачу - изучить индивидуальные особенности учащихся. Цель - помочь каждому ребенку, чтобы он был успешным. Для этого: изучаю особенности учащихся при помощи наблюдения (подключаю тестирование, как дополнительный метод диагностики); мысленно объединяю учащихся в микрогруппы по определенным признакам (например, отношениям, уровням понимания и т.д.); даю учебную информацию и задания с учетом особенностей учащихся: их возраста, мотива, уровня понимания, типа мышления, внимания, памяти, уровня развития. Очень важно, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя участником процесса познания. Чтобы ребенок включился в познавательный процесс, не только продумываю дидактические средства и методические приемы, но и учитываю темп работы, желание учащихся коллективно обсуждать проблему или подходить к ее решению самостоятельно. Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. Моя заповедь - заметить даже самое маленькое продвижение учеников вперед и поддержать его успех, поэтому не забываю произносить такие слова: Прекрасно! Умница! Молодец! Я верю в тебя! Какой ты внимательный! И ученик, и учитель должны ощущать психоэмоциональную комфортность. Создавать положительную мотивацию удается за счет творческой атмосферы сотрудничества. Технология проблемного обучения и воспитания. Считаю, что проблемное обучение способствует развитию творческого мышления учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития. Исходя из этого, строю уроки на проблемной основе, организуя ребят в группы для решения проблемы. Работая в группах, дети учатся слушать и слышать друг друга, уважать мнение товарищей, самостоятельно мыслить в поисках путей решения проблемы. При этом каждый ребенок имеет право на собственное мнение. На своих уроках использую проблемные ситуации разной природы - это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения; необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели; выбор между несколькими объектами. Подбираю такие задания и вопросы, которые развивают мыслительную деятельность. Рефлексия учащихся показывает, что дети принимают проблемные уроки, выражают к ним конструктивное отношение. При проблемном обучении становится творческим не только усвоение, но и преподавание приобретает подлинно творческий характер. А самое главное - способствует сохранению здоровья, так как развивает в учащихся конструктивное отношение к любым проблемам, умение их решать, что снимает отрицательные эмоции, психологическое напряжение; создает условия для самовыражения; усиливает познавательный интерес и познавательную активность учащихся. Технология рефлексивного обучения и воспитания Применение технологии рефлексивного обучения позволяют отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Применяю следующие приёмы: Психологические: -Использование цвета (цветом показать свое состояние) -Использование рисунка (нарисовать своё состояние); -Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Вопросно-ответный приём: -Как Вы себя чувствуете? -Какое у Вас настроение? Интеллектуальные: Приём незаконченного предложения. Например: Самым полезным на уроке для меня было… Самым интересным на уроке для меня было … На уроке я узнал … Мне это необходимо для… У меня хорошо получилось… На уроке я испытывал трудности… На уроке я понял или не понял… В чем ценность технологии рефлексивного обучения и воспитания? Во время рефлексии происходит осмысление своих внутренних перемен и "разрывов", своего интеллектуального и эмоционального движения. Она позволяет учителю устанавливать обратную связь. Данная технология приучает учащихся относиться ко всему осознанно. Рефлексивная технология позволяет показать объективную картину, как о состоянии детей, так и об их уровне понимания. Нервная система учащегося начальных классов очень чувствительна. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом отдыхе. На уроках таким отдыхом для них служит смена видов учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, релаксация. Подбираю физкультминутки с учетом изучаемой темы, провожу под музыку и делаю не слишком кратковременными, т. к. в противном случае они не выполняют своего назначения: утомление не снимается. Движение - необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его биологическая потребность. Поэтому, полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы. Например, стоя, дети задают друг другу вопросы, проводят небольшую беседу, игру, работают у доски. Ученики занимаются не только за партами, но и на ковре. У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряженности при выполнении учебных заданий. Дефицит движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза. Поэтому на каждом уроке провожу зарядку для глаз. Эти упражнения необходимы для снятия зрительного утомления. Использую игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий -организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба здоровью. Результативность. Мною были проведены открытые уроки:
- 2006-2007 уч.г. урок по программе «Полезные привычки» в 4 классе «Дружба»
- 2007 - 2008 уч.г. открытый урок математики «Счёт от 1 до5» для воспитателей, психологов, логопедов, методистов ДОУ о. Ягры и участие в совместном консилиуме « Создание условий для успешной адаптации первоклассников »
- 2008 - 2009уч.г. урок по литературному чтению «Борис Шергин «Рифмы» (семинар для учителей начальных классов школ города по теме «Создание ситуации успеха») Все проведённые уроки получили высокую оценку.
Учебный год, класс
Успеваемость уч-ся
Качество обучения уч-ся
2009-2010уч.г. 4 класс
100%
51%
2010-2011уч.г.1 класс
100%
Не оценивались
2011-2012уч.г. 2 класс
100%
60%
2012-2013уч.г.3 кл. 1 чет-ть
100%
62%
- Обучение бесконфликтному и доброжелательному взаимодействию с окружающими;
- Формирование у детей представления о ценности здоровья и бережного к нему отношения;
- Поддержание положительного микроклимата в коллективе;
- Развитие положительных качеств личности;
- Беседы по вопросам охраны здоровья и безопасного поведения
- Участие в классных и школьных выставках рисунков, фотографий, поделок
- Участие в декадах Здоровья, Безопасности
- Участие в мероприятиях по теме «Правильное питание»
- Посещение городского драмтеатра, городского краеведческого музея, кукольного театра г. Архангельска, музея деревянного зодчества Малые Корелы, музея С.Г. Писахова с участием в мастер-классе «Выполнение рисунка в технике монотипия»
- Участие в городской олимпиаде, посвящённой 300-летию М.В.Ломоносова
- Участие в межшкольной викторине, посвящённой юбилею С.Г. Писахова
- Участие в спортивных соревнованиях, как в спортивном зале, так и на свежем воздухе, и в бассейне.
- Классные, школьные праздники, организованные в сотрудничестве с родительским коллективом;
- Выпуск листовок в Уголок Здоровья
Учебный год, класс
Состояние
не вызывает тревоги
Пограничное
состояние
Состояние
не вызывает тревоги
2007-2008 уч. г. (1 кл.)
85%
15%
-
2008-2009 уч. г.(2 кл.)
100%
-
-
2009-2010 уч. г.
(3 кл. начало уч. года)
100%
-
-
Таким образом, в моей педагогической деятельности присутствуют все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.
При подготовке к каждому уроку я руководствуюсь следующими принципами здоровьесберегающей педагогики:
- Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
- Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
- Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.