ПЁТР 1, ЦАРЬ И ЧЕЛОВЕК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок Русский язык

КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: Окружающий мир. Класс: 4 «В». Учитель: Тарчукова Марина Юрьевна.
Тема: «ПЁТР 1, ЦАРЬ И ЧЕЛОВЕК».
Цель: Создать условия, которые помогут учащимся закрепить и получить новые знания о личности Петра 1 и роли его преобразований для России.
Задачи:

  • закрепить полученные знания о детстве Петра, первых преобразованиях в России;
  • продолжить знакомство обучающихся с личностью Петра 1, реформами, проводимыми Петром и его вкладом в развитие России;
  • стимулировать творческую активность, воображение, фантазию, творческий поиск;
  • развивать речь, память, мышление, внимание;
  • воспитывать интерес к урокам окружающего мира и умение работать в коллективе (слышать и слушать, высказывать своё мнение).

Оборудование для учителя: - слайдовая презентация.
Оборудование для учащихся:
  • карточки для работы в парах и групповой работы, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

  1. Приветствие гостей.
  2. Создание ситуации успеха.
Учитель: - Прочитайте четверостишие, записанное на экране. - Что вы можете сказать об этом отрывке?
Дети: - Перепутаны строки.
Учитель: - Восстановите этот отрывок.

3. Из тьмы лесов, из топи блат

1. Прошло сто лет, и юный град,

4. Вознёсся пышно, горделиво…

2. Полнощных стран краса и диво, Учитель: - Молодцы, ребята! О каком городе этот отрывок?
Дети: - О Санкт-Петербурге.
Учитель: - С чьим именем связано это событие?
Дети: - С именем Петра 1.
Учитель: - Послушайте теперь больший отрывок из произведения А.С. Пушкина «Медный всадник» и скажите, о чём думал Пётр 1 стоя на берегу реки Невы.


(Читает стихотворение ученик)

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон

И вдаль глядел.

Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво…


Дети: - Пётр 1 думал о том, что будет построен новый город Санкт-Петербург, который станет окном в Европу.

  1. Проверка усвоения предыдущей темы.

Учитель: - На экране записаны опорные слова, даты. Прочитайте и скажите, что их всех объединяет?


БОТИК «ПОТЕШНОЕ ВОЙСКО» 1703 ГОД 17 ЛЕТ


БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ 14 РЕМЁСЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Дети: - Все эти понятия связаны с жизнью Петра 1. Учитель: - Молодцы, ребята, вы не менее успешно справились и с этим заданием. Я думаю, что следующую работу вы тоже выполните хорошо. Поработаем в группах. У каждой группы есть конверт. В нём лежит таблица. С правой стороны этой таблицы напечатаны начала расшифровок опорных слов и дат, которые записаны на доске. Отдельно на листочках напечатаны эти опорные слова и даты. - Распределите эти слова и даты в хронологическом порядке, напротив первых фраз расшифровки. - После того, как вы распределите слова и даты по порядку, подумайте, как бы вы могли закончить каждую из фраз-расшифровок. - На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. - Теперь, представитель каждой группы называет расшифровку понятия, дав более подробный ответ.
1. «Потешное войско». - В детстве Пётр любил играть в войну. Из своих сверстников - дворян, приставленных к нему для потехи, он создал «потешное войско». 2. «Ботик». - Одна случайная находка оказала громадное влияние на дальнейшую жизнь Петра и всей России. В сарае на острове Измайловского пруда он обнаружил лодку невиданной прежде формы. Это был маленький кораблик, который мог ходить под парусами против ветра. 3. «В 17 лет». - Пётр стал во главе России. Страна остро нуждалась в деятельном правителе, т.к., отрезанная от моря она всё более отставала от других стран. Чтобы создавать армию и флот пригодились Петру навыки, полученные в детстве.
4. «14 ремёсел». - Плотник, кузнец, токарь, корабельный мастер, артиллерист, зубодёр, военачальник, организатор.
5. «Балтийское море». - Северная война со Швецией, которая длилась более 20 лет с целью завоевания своих древних русских земель у берегов Финского залива Балтийского моря.
6. «1703 год». - На одном из островов в устье реки Невы началось строительство Петропавловской крепости. 7. «Санкт - Петербург». - Вокруг крепости стал расти город, названный Санкт-Петербургом - городом Святого Петра. Учитель: - Ребята, а какие выводы о Петре 1 мы можем сделать уже сейчас, проанализировав те поступки, которые он совершал?
Дети: - Он многое, что умел делать. На все руки мастер. - Основатель Санкт-Петербурга.

  1. Определение темы и целей урока.


Учитель: - Ребята, как вы думаете, обо всём ли рассказали мы, изучая жизнь и деятельность Петра?
Дети: - Выслушиваются варианты ответов.
Учитель: - Достаточно ли подробно мы узнали о самом Петре 1?
Дети: - Нет.
Учитель: - Так о чём же мы сегодня поговорим на уроке?
Дети: - О Петре 1 - человеке и царе.
Учитель: - И что же мы постараемся узнать?
Дети: - Какие личные качества присущи были Петру и как они ему помогали управлять. Это и есть тема нашего урока.
Учитель: - Правильно, это и есть тема нашего урока.
Учитель: - На экране вы видите запись со многими неизвестными. Два вопроса мы уже открыли, повторяя материал предыдущего урока. - Как вы думаете, что может быть спрятано под другими вопросами?
Дети: - Дети предполагают.
Учитель: - На эти вопросы мы ответим, изучая тему сегодняшнего урока. ПЁТР 1, ЦАРЬ И ЧЕЛОВЕК

  1. Работа в парах.
Учитель: - О дальнейших преобразованиях Петра мы узнаем, прочитав текст на странице 92 - 94 (до вопроса).
Учитель: - После прочтения, посоветовавшись с соседом по парте, подготовьте ответы на вопросы, которые записаны на экране.
  1. Какие школы были открыты Петром? Зачем они были нужны?
  2. Как Пётр заставлял дворян учиться?
  3. О каких нововведениях Петра вы узнали?
  4. Как вы поняли слова Петра, обращённые к солдатам?

Дети: - Выслушиваются и обсуждаются ответы детей на вопросы.
Учитель: - Нужны ли были преобразования Петра 1 России?
Дети: - Выслушиваются и обсуждаются ответы детей на вопросы.
Учитель: - Ребята, узнали ли вы что-то новое о Петре, обсуждая ваши ответы. - Можем ли мы дополнить характеристику? - Как вы думаете, что может быть здесь написано о Петре?
Дети: - Дети предполагают.
Заботился об образованности людей. Введённые преобразования необходимы были России.
  1. Продолжение изучения новой темы.

Учитель: - Итак, мы видим, что за годы правления Петра было сделано много преобразований в России. Всё это создавалось с помощью неимоверных усилий всего русского народа. Царь Пётр не жалел себя, но и не думал о людях. - Как вы думаете, к чему это могло привести?
Дети: - Люди уставали, нищали, крестьяне бежали из деревень на окраины и даже за границу.
Учитель: - Давайте подтвердим ваше предположение, или узнаем ответ на этот вопрос (если не ответят), прочитав отрывок на странице 94 (2 абзац).
Учитель: - Прочитайте 2 объявления, записанные на экране.
«Продаётся девушка хорошего поведения и собою видная и отчасти портная». «В Рязанской губернии продаётся на вывоз 81 душа…»

Учитель: - О чём эти за объявления?
Дети: - Рассуждения детей.
Учитель: - Вы времена Петра усилилось КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. Такие объявления были обычными в газетах. - Что такое КРЕПОСТНОЕ ПРАВО?
Дети: - Высказывание детей.
Учитель: - Проверьте ваши предположения, прочитав на экране правильный ответ.

Крепостное право - форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти господ. Крепостное право длилось до 1861 года.

Учитель: - Как вы поняли это объявление? Объясните его своими словами.
Учитель: - Итак, узнав больше о деятельности Петра, давайте попробуем открыть ещё одну характеристику.
Дети: - Высказывание детей.

Был безжалостным к себе и другим.


Учитель: - Ребята, как вы думаете, все ли преобразования Петра нравились его окружающим? Почему?
Дети: - Нет, потому что он заставлял учиться, много работать.
Учитель: - Царя иногда называли ещё и БРАДОБРЕЕМ. Как вы думаете, почему? - Давайте прочитаем в учебнике текст на странице 94 для дополнительного чтения и подробно узнаем об этом.
Дети: - Читает один из учащихся.
Учитель: (читает учитель) - Царь Пётр 1 ещё считал, что молодого человека украшают «благочестивые поступки и добродетели, коих три: приветливость, смирение и учтивость». Человек должен быть обучен «наипаче языкам, конной езде, танцеванию, шпажной битве, красноглаголив и в книгах начитан». А также, молодой человек должен: - повеся голову и потупя глаза на улице не ходить и на людей косо не заглядывать; - в обществе в круг не плевать, а на сторону; - перстом носа не чистить; - губ рукой не утирать; - за столом на стол не опираться, руками по столу не колобродить, ногами не мотать, перстов не облизывать, костей не грызть, ножом зубов не чистить, головы не чесать, над пищей, как свинья, не чавкать, не проглотя куска не говорить.
- Скажите, а нам сейчас эти правила нужно выполнять, или они устарели? Дети: - Рассуждения детей.
  1. Работа по иллюстрации.

Учитель: - Сравните облик двух людей, изображенных на 95 странице учебника, боярина допетровских времён, и графа Половкина, служившего при Петре. Дети: - Рассуждения детей.
Учитель: - Давайте попробуем открыть следующий вопрос. - Как эти поступки характеризуют Петра?

Во что бы то ни стало, стремился образовывать людей, не зная меры, вызывая негодование и гнев.

Требовал выполнения правил культурного поведения.


Учитель: - А теперь давайте вернёмся ко всем характеристикам, которые мы с вами открывали и определим, какие из них мы можем назвать положительными (+), т.е. нужными для России и характеризующие Петра с положительной стороны. А какие его черты и поступки отрицательные (-). (Поставить карточку со знаками «+» и « - ».)
- Но можем ли мы, ребята, судить однозначно об отрицательных чертах характера, которые мы с вами выделили?
Дети: - Выслушиваются мнения детей
Учитель: - Несмотря перегибы в его деятельности, которые мы с вами выделили, Пётр 1 сделал очень много для того, чтобы Россия поднялась с колен и была похожа на развитые западные страны.




  1. Итог урока.
Учитель: - Итак, по вашему мнению, нужны ли были преобразования Петра 1 для России? - Какую роль сыграла личность Петра в истории?
Дети: - Выслушиваются мнения детей
Учитель: - Несмотря на то, что прошло уже много лет со времён Петра 1, его имя знает каждый гражданин России, и каждый имеет свою точку зрения по поводу поступков, совершаемых Петром. Даже ваши одноклассники, выполняя задание по литературному чтению, обратились к образу этого человека и высказали противоположные точки зрения. Послушайте отрывки из их сочинений. (Учитель читает отрывки из сочинений.)
Ребята, в начале урока мы мало знали Петра как человека и как царя. - А сейчас? (учитель вывешивает ещё два вопроса)
Учитель: - Почему я повесила ещё вопросы?
Дети: - Выслушиваются мнения детей
Учитель: - Правильно, существует очень много литературы, которую мы можем прочитать и узнать больше о Петре 1.
  1. Домашнее задание.
Поэтому, дома вы не только прочитаете текст в учебнике (с.92-96), но и постараетесь найти дополнительный материал. ПЁТР 1, ЦАРЬ И ЧЕЛОВЕК

8

© 2010-2022