Урок по литературному чтению теме И. Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Интегрированный урок

по теме:

«И.Соколов - Микитов.

Зима в лесу»


2 класс
















Валеева Р.Ш.

2012 - 2013 уч.г.

Интегрированный урок

внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология,

окружающий мир, музыка

2 класс

Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу" Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений. Задачи: 1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»; 2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения; 3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы; 4. обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;

5. создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.

Урок сопровождается слайдовой презентацией (Приложение 1)

Ход урока.


I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Цель: акцентировать внимание, вызвать интерес учащихся к теме урока, желание активно работать, получать и открывать новые знания. Создать на уроке условия психологического комфорта. Используемые педагогические приемы:

  • наглядные сопровождение (аудио-визуальное, на основе ИКТ):
  • Музыкально-художественное сопровождение - произведение П.И.Чайковского «Времена года» (звуки зимы);
  • эмоциональное стимулирование (костюм зимы, сундук);
  • слайдовая презентация иллюстраций зимнего пейзажа;
  • образец выразительного чтения стихов учителем;
  • педагогическое стимулирование (похвала, одобрение и т.д.)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Давайте улыбнёмся друг другу. Слайд 1 «Зимний лес»

На фоне музыкального сопровождения учитель с выражением читает стихи.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много разных сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама !!!
Красавица, волшебница-зима!
II этап. Целеполагание и актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности. Цель: определение проблемы и постановка цели урока на основе активизации познавательной деятельности и создания творческих условий для её решения. Используемые педагогические методы и приемы:

  • элементы проблемного диалога (подводящие вопросы);
  • активизация ассоциативного мышления на основе обыденных знаний обучающихся (характеристика зимы);
  • «мозговой штурм» (определение соответствия авторов пройденных произведений)
  • игра «Доскажи словечко»
  • поисковый метод (определение следов животных);
  • слайдовая презентация (игра «Загадочный сундучок»);
  • совместная постановка проблемы урока (подводящие вопросы проблемной беседе);
  • правильный поиск названий стихов и автора произведения;
  • самопроверка
  • создание проблемной ситуации (прогнозирование содержания текста);
  • педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся и т.д.)

Учитель: О чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)

Как только пора для Зимы наступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель - это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин - стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом - снежинки
И иней в последнем - в хрустальной корзинке.

- В моём Сундучке спрятались все зимние звуки. Давайте послушаем!

Слайд 2 «Звуки зимы»

Игра «Волшебный сундучок», учащиеся наполняют волшебный сундучок зимними словами - характеристиками.

Цель: пополнение словарного запаса, РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.

(ИЗ СПИСКА , ПРЕДЛОЖЕННОГО УЧИТЕЛЕМ ребята выбирают зимние слова)

Учитель: Прочитайте с доски слова. Положите в волшебный сундучок только зимние слова.
- Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)

- Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)

Слайд 3(зимние слова складываются в сундучок)

Учитель: Вы прочитали много произведений об этом волшебном времени года, и мы вспомним некоторые из них.
Целеполагание. Работа в парах. Создание проблемной ситуации. Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах - карточки с названием произведений и фамилиями авторов. Ваша задача - соединить фамилию автора с названием произведения.
Игра «Узнай автора произведения» .

Слайд 4

(Карточки) Соедините фамилию автора с названием произведения

С. Есенин

И. Соколов-Микитов

А. Барто

Ф. Тютчев

«Дело было в январе»

«Чародейкою зимою»

«Берёза» «Зима в лесу»

Самопроверка (слайд 5)

С. Есенин

«Берёза»

Ф. Тютчев

«Чародейкою зимою»

А. Барто

«Дело было в январе»

И. Соколов-Микитов

«Зима в лесу»
Учитель: Все верно сделали! Молодцы! Поэты восхищались этим волшебным временем года! А вы знаете эти стихи?
Игра «Доскажи словечко» Обучающиеся вспоминают строчки стихов любимых поэтов: 1.С.Есенин. «Белая береза под моим окном…….(принакрылась снегом точно серебром) На пушистых ветках снежною каймой…(распустились кисти белой бахромой) 2.А.Л.Барто «Дело было в январе…..(стояла елка на горе) А возле этой елки…(бродили злые волки). 3.Ф.Тютчев. «Чародейкою зимою…..(околдован лес стоит) И под снежной бахромою, неподвижною, немою……(чудной жизнью он блестит) Учитель стимулирует активность младших школьников
Введение в тему урока Учитель - Что вы заметили? А еще что можно сказать? ( все поэты, А И.С.Соколов -Микитов -писатель) - С каким автором и произведением ещё не встречались?
Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока. III этап. Открытие новых знаний. Знакомство с творчеством И.Соколова - Микитова и его произведением «Зима в лесу». Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений Используемые педагогические методы и приемы:

  • работа со словарем (обогащения словарного запаса детей)
  • работа с текстом (отработка умений):
  • слушания образца художественного чтения («Живое слово»);
  • выразительного, правильного, осознанного чтения (чтение «цепочкой», выборочное чтение, «жужжащее» чтение);
  • выделения основной мысли текста озаглавливание частей текста обоснование своего выбора, составление плана рассказа (элементы метода критического мышления);
  • анализа, сравнения, вывода;
  • слайдовая презентация («И.С. Соколова - Микитов» «Первый снег», «Следы животных», «Охотник»);
  • краткая биографическая справка о писателе на основе книжной выставки с произведениями писателя;
  • беседа (обратная связь)
  • педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)
Наглядность: портрет писателя, выставка с произведениями писателя.

Слайд 6 Портрет писателя
1.Рассказ учителя. Расширение кругозора учащихся. Мотивирование на читательский интерес. Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком. И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист». (выставка произведений И.С. Соколова - Микитова) Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся. Учитель: Ребята, сегодня познакомимся с произведением И.С Соколова-Микитова «Зима в лесу». ( Запись О. Табакова «Зима в лесу»)
2.Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».
А) прогнозирование проблемы произведения (Словарная работа по развитию речи): Учитель: Прочитайте ключевые слова на экране. О чем или о ком будем читать? (о мишке, о зайчике, о снеге, о звериных следах)

Слайд 7 Работа со словарем

  • пороша - (свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега (толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.)
  • большая толстая коряга
  • медвежья лесная квартира
  • заяц натропил

Б) Работа с текстом (Чтение произведения). Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения послушаем этот текст в записи народного артиста Олега Табакова.

Живое слово-самый тонкий инструмент, который помогает услышать и понять красоту окружающего мира. (И.С.Соколов- Микитов «Зима в лесу».)

Слайд 8 (развитие умения слушания)
3. Проверка восприятия (обратная связь).

-понравился ли вам этот рассказ?

- о чем написал автор в своем рассказе?

- какие животные встретились в лесу? - какую картину зимы нарисовал в своем рассказе писатель?

IV этап. Физминутка (музыкально - танцевальная пауза «Синий иней») Использование технологии здоровьесбережения.

Слайд 9
4. Работа над произведением И.С.Соколова - Микитова «Зима в лесу»

И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».
I.
Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки.
Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
II.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать.
Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка

Вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица...
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.
III.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

5. Работа по частям. Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу)

1 часть. "цепочкой "

  • Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту.

  • Кому плохо в осеннем лесу и почему? Прочитайте.

  • Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.

  • Озаглавьте 1 часть этого рассказа

«Первый снег» Слайд 10

2 часть. " Жужжащее чтение".

  • Зачем отправился охотник в лес?

  • Кого в лесу увидел охотник?

  • Как озаглавим 2 часть рассказа?

«Cледы на снегу» Слайд 11

Игра «А, ну-ка отгадай!»

Косолапый, неуклюжий….(мишка)

Шустрая, запасливая……(белка)

Косой….. (заяц)

Хитрая, осторожная………..(лисица)

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

3 часть. "На диктора".Иванова Наташа, Серов Феликс, Шабуранов Рома)

Читает хорошо читающий ученик.

  • Кому лучше всех зимой в лесу?

  • Как медведь готовился к зиме?

  • Как чувствует медведь в этой берлоге?

  • Озаглавьте 3 часть рассказа.

«Медвежья квартира» Слайд 12

Учитель.

Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу»

Слайд 13

  1. Первый снег.

  2. Следы на снегу.

3.Медвежья квартира

Учитель:

Какие краски возьмете для рисования картины?

V этап. Закрепление и проверка понимания учебного материала. Творческая работа учащихся «Пишем страничку учебника». Цель: проверка понимания содержания урока, закрепление и обобщение знаний обучающихся и его практическая отработка через творческую работу. Используемые педагогические методы и приемы:

  • метод групповой творческой работы «Пишем страничку учебника» (самостоятельная работа в творческих мастерских:
  • ИЗО - студии («Зимняя сказка». Картинный план. «Первый снег»),
  • Мастерская моделирования («Медвежья квартира»),
  • Исследовательская мастерская («Следы на снегу»)
  • Игровые мастерские («Пазлы», «Путаница», «Заплатка», «Доскажи словечко», «Зимний лес»)
  • дозированная помощь учителя (учитель - консультант)
  • беседа (обсуждение)
  • метод аналогий;
  • игровые приемы;
  • приемы решения логических задач;
  • работа с дидактическим материалом;
  • уровневая дифференциация (групповая и индивидуальная работа)
  • педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)

1.Творческая работа по парам (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества!

Учитель оказывает дозированную помощь

У нас есть план рассказа, мы его составляли, чтобы передать своими словами содержание текста или пересказать его.

Творческая лаборотория: «В мастерской художника». Учитель дает задание по парам.

1 пара. ( ИЗО - студия) «Первый снег».

Задание: нарисовать пейзаж к 1 части. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и подготовить пересказ 1 части.

2 пара. (Мастерская «Следопыты»)

Задание: наклеить Следы животных и подготовить пересказ 2 части.

3 пара. (Мастерская моделирования) Медвежья квартира. ( Смастерить медвежью берлогу и приготовить пересказ 3 части.)

4 пара. ( ИЗО - студия «Зимняя сказка»

Задание: нарисовать обложку книги.

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

2.Самостоятельная работа в парах.

Игровые мастерские:

5 пара -Игра «Путаница»

Задание:

- составь предложения 1 части так, чтобы они были в правильной последовательности;

- приклей на страничку;

Обрадовались беляки-зайцы. Голодный и холодный шумит лес. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки.

Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

6 пара - Игра « Пазлы ».

Задание:

А) -собрать картинку и наклеить на страничку;

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

Б) - продолжи предложение, проверь по тексту.

Собрался по первой пороше охотник …

Вот пронеслась от дерева к дереву…

7 пара «Заплатка».

Задание:

-наклеить недостающие кусочки и подписать картинку;

-Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

-продолжи предложение и проверь по тексту учебника.

Вот пробежала через поляну….

Вот ночью … проскакал.

8 пара-Игра «Следопыты».

Задание:

- узнай следы зверей;

- допиши словечко;

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

Косолапый __________ Шустрая, запасливая____________

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

Беляк - _________ Осторожная, хитрая____________

9 пара - Оживи картинку, сделай ее зимней.

Выбери название и подпиши картинку.

  1. Лучше всех в лесу лежебоке-медведю.

  2. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире.

  3. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.


Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

10 пара - «Мастерская писателя».

Задание:

-придумать концовку рассказа.

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник…

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

VI этап. Систематизация и обобщение знаний. Проверка работы творческих групп

Цель: выявить уровень усвоения пройденного материала на уроке в форме .презентации творческого продукта. Используемые педагогические методы и приемы:

  • презентация творческого продукта творческих мастерских учащихся;

  • создание творческого продукта коллективной работы «Пишем страничку Учебника»

  • педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся)
  • подведение итогов (оценка учебной деятельности учащихся на уроке)

Учитель:

У нас получилась книжка и картинный план, он вам поможет пересказать текст своими словами.
Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите, какая книжка-самоделка у нас получилась! Теперь вы тоже сможете стать учителями!

VII этап. Домашнее задание. Цель: развитие оригинального мышления и творческих способностей учащихся. Используемые педагогические методы и приемы:

  • подготовка пересказа;
  • уровневая дифференциация (задания по выбору):
- «Мастерская волшебника» (рисунки, стихи, загадки, кроссворды, аппликации о зиме).

Учитель: Предлагаю дома побыть волшебниками, художниками и поэтами. Девочкам - сочинить стихотворение о зиме или загадку. Мальчикам - придумать продолжение рассказа, а всем- подготовить пересказ текста.
VIII этап. Рефлексия. Вам понравился урок? - Кому было легко?
На парте у ребят картинки: снежинка - урок понравился, настроение хорошее, тучка - урок не понравился, настроение грустное (учащиеся оценивают урок)

X этап. Итог.

Учитель: Как только я цветок встречаю,

"Люби!" - ко мне цветок взывает.

Лишь подхожу я к деревцу,

"Погладь!" - склоняется к лицу.

А на гнезде увижу птицу,

"Привет!" - пропеть она стремится.

"Присядь!" - лягушка из болота.

"Побудь!" - кузнечик из осота...

О, как прекрасен мир вокруг!

Иду домой, как добрый друг!

Учитель раздает детям памятку «Правила друзей природы».

Межпредметная связь: более подробно с «Правилами друзей природы вы познакомитесь на уроке по «Окружающему миру» или на классном часе.

Будь природе другом!

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.

2. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Береги лягушек, жаб, головастиков.

5. Не лови диких животных и не уноси их домой.

6. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

7. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

8. Не шуми в лесу.

Учитель подводит итог. Оценивает работу учащихся на уроке. -Вы очень активно работали! Спасибо! Всем ставлю «5»! Молодцы! Вы это заслужили. Вы подарили мне радость общения. А где же мой сундучок? А там….наши герои! Угощайтесь! Спасибо за урок! До свидания!

Будь природе другом!

Урок по литературному чтению теме И.Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)

1.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.

2.Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

3.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4.Береги лягушек, жаб, головастиков.

5.Не лови диких животных и не уноси их домой.

6.Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

7.Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

8.Не шуми в лесу.


© 2010-2022