- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению теме И. Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)
Урок по литературному чтению теме И. Соколов - Микитов. Зима в лесу (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Валеева Р.Ш. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок
по теме:
«И.Соколов - Микитов.
Зима в лесу»
2 класс
Валеева Р.Ш.
2012 - 2013 уч.г.
Интегрированный урок
внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология,
окружающий мир, музыка
2 класс
Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу" Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений. Задачи: 1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»; 2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения; 3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы; 4. обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;
5. создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.
Урок сопровождается слайдовой презентацией (Приложение 1)
Ход урока.
I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Цель: акцентировать внимание, вызвать интерес учащихся к теме урока, желание активно работать, получать и открывать новые знания. Создать на уроке условия психологического комфорта. Используемые педагогические приемы:
- наглядные сопровождение (аудио-визуальное, на основе ИКТ):
- Музыкально-художественное сопровождение - произведение П.И.Чайковского «Времена года» (звуки зимы);
- эмоциональное стимулирование (костюм зимы, сундук);
- слайдовая презентация иллюстраций зимнего пейзажа;
- образец выразительного чтения стихов учителем;
- педагогическое стимулирование (похвала, одобрение и т.д.)
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Давайте улыбнёмся друг другу. Слайд 1 «Зимний лес»
На фоне музыкального сопровождения учитель с выражением читает стихи.
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много разных сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама !!!
Красавица, волшебница-зима!
II этап. Целеполагание и актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности. Цель: определение проблемы и постановка цели урока на основе активизации познавательной деятельности и создания творческих условий для её решения. Используемые педагогические методы и приемы:
- элементы проблемного диалога (подводящие вопросы);
- активизация ассоциативного мышления на основе обыденных знаний обучающихся (характеристика зимы);
- «мозговой штурм» (определение соответствия авторов пройденных произведений)
- игра «Доскажи словечко»
- поисковый метод (определение следов животных);
- слайдовая презентация (игра «Загадочный сундучок»);
- совместная постановка проблемы урока (подводящие вопросы проблемной беседе);
- правильный поиск названий стихов и автора произведения;
- самопроверка
- создание проблемной ситуации (прогнозирование содержания текста);
- педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся и т.д.)
Учитель: О чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)
Как только пора для Зимы наступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель - это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин - стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом - снежинки
И иней в последнем - в хрустальной корзинке.
- В моём Сундучке спрятались все зимние звуки. Давайте послушаем!
Слайд 2 «Звуки зимы»
Игра «Волшебный сундучок», учащиеся наполняют волшебный сундучок зимними словами - характеристиками.
Цель: пополнение словарного запаса, РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.
(ИЗ СПИСКА , ПРЕДЛОЖЕННОГО УЧИТЕЛЕМ ребята выбирают зимние слова)
Учитель: Прочитайте с доски слова. Положите в волшебный сундучок только зимние слова.
- Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)
- Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)
Слайд 3(зимние слова складываются в сундучок)
Учитель: Вы прочитали много произведений об этом волшебном времени года, и мы вспомним некоторые из них.
Целеполагание. Работа в парах. Создание проблемной ситуации. Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах - карточки с названием произведений и фамилиями авторов. Ваша задача - соединить фамилию автора с названием произведения.
Игра «Узнай автора произведения» .
Слайд 4
(Карточки) Соедините фамилию автора с названием произведения
С. Есенин
И. Соколов-Микитов
А. Барто
Ф. Тютчев
«Дело было в январе»
«Чародейкою зимою»
«Берёза» «Зима в лесу»
Самопроверка (слайд 5)
С. Есенин
«Берёза»
Ф. Тютчев
«Чародейкою зимою»
А. Барто
«Дело было в январе»
И. Соколов-Микитов
«Зима в лесу»
Учитель: Все верно сделали! Молодцы! Поэты восхищались этим волшебным временем года! А вы знаете эти стихи?
Игра «Доскажи словечко» Обучающиеся вспоминают строчки стихов любимых поэтов: 1.С.Есенин. «Белая береза под моим окном…….(принакрылась снегом точно серебром) На пушистых ветках снежною каймой…(распустились кисти белой бахромой) 2.А.Л.Барто «Дело было в январе…..(стояла елка на горе) А возле этой елки…(бродили злые волки). 3.Ф.Тютчев. «Чародейкою зимою…..(околдован лес стоит) И под снежной бахромою, неподвижною, немою……(чудной жизнью он блестит) Учитель стимулирует активность младших школьников
Введение в тему урока Учитель - Что вы заметили? А еще что можно сказать? ( все поэты, А И.С.Соколов -Микитов -писатель) - С каким автором и произведением ещё не встречались?
Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока. III этап. Открытие новых знаний. Знакомство с творчеством И.Соколова - Микитова и его произведением «Зима в лесу». Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений Используемые педагогические методы и приемы:
- работа со словарем (обогащения словарного запаса детей)
- работа с текстом (отработка умений):
- слушания образца художественного чтения («Живое слово»);
- выразительного, правильного, осознанного чтения (чтение «цепочкой», выборочное чтение, «жужжащее» чтение);
- выделения основной мысли текста озаглавливание частей текста обоснование своего выбора, составление плана рассказа (элементы метода критического мышления);
- анализа, сравнения, вывода;
- слайдовая презентация («И.С. Соколова - Микитов» «Первый снег», «Следы животных», «Охотник»);
- краткая биографическая справка о писателе на основе книжной выставки с произведениями писателя;
- беседа (обратная связь)
- педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)
Слайд 6 Портрет писателя
1.Рассказ учителя. Расширение кругозора учащихся. Мотивирование на читательский интерес. Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком. И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист». (выставка произведений И.С. Соколова - Микитова) Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся. Учитель: Ребята, сегодня познакомимся с произведением И.С Соколова-Микитова «Зима в лесу». ( Запись О. Табакова «Зима в лесу»)
2.Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».
А) прогнозирование проблемы произведения (Словарная работа по развитию речи): Учитель: Прочитайте ключевые слова на экране. О чем или о ком будем читать? (о мишке, о зайчике, о снеге, о звериных следах)
Слайд 7 Работа со словарем
- пороша - (свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега (толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.)
- большая толстая коряга
- медвежья лесная квартира
- заяц натропил
Б) Работа с текстом (Чтение произведения). Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения послушаем этот текст в записи народного артиста Олега Табакова.
Живое слово-самый тонкий инструмент, который помогает услышать и понять красоту окружающего мира. (И.С.Соколов- Микитов «Зима в лесу».)
Слайд 8 (развитие умения слушания)
3. Проверка восприятия (обратная связь).
-понравился ли вам этот рассказ?
- о чем написал автор в своем рассказе?
- какие животные встретились в лесу? - какую картину зимы нарисовал в своем рассказе писатель?
IV этап. Физминутка (музыкально - танцевальная пауза «Синий иней») Использование технологии здоровьесбережения.
Слайд 9
4. Работа над произведением И.С.Соколова - Микитова «Зима в лесу»
И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».
I.
Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки.
Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
II.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать.
Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка
Вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица...
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.
III.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.
5. Работа по частям. Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу)
1 часть. "цепочкой "
-
Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту.
-
Кому плохо в осеннем лесу и почему? Прочитайте.
-
Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.
-
Озаглавьте 1 часть этого рассказа
«Первый снег» Слайд 10
2 часть. " Жужжащее чтение".
-
Зачем отправился охотник в лес?
-
Кого в лесу увидел охотник?
-
Как озаглавим 2 часть рассказа?
«Cледы на снегу» Слайд 11
Игра «А, ну-ка отгадай!»
Косолапый, неуклюжий….(мишка)
Шустрая, запасливая……(белка)
Косой….. (заяц)
Хитрая, осторожная………..(лисица)
3 часть. "На диктора".Иванова Наташа, Серов Феликс, Шабуранов Рома)
Читает хорошо читающий ученик.
-
Кому лучше всех зимой в лесу?
-
Как медведь готовился к зиме?
-
Как чувствует медведь в этой берлоге?
-
Озаглавьте 3 часть рассказа.
«Медвежья квартира» Слайд 12
Учитель.
Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу»
Слайд 13
-
Первый снег.
-
Следы на снегу.
3.Медвежья квартира
Учитель:
Какие краски возьмете для рисования картины?
V этап. Закрепление и проверка понимания учебного материала. Творческая работа учащихся «Пишем страничку учебника». Цель: проверка понимания содержания урока, закрепление и обобщение знаний обучающихся и его практическая отработка через творческую работу. Используемые педагогические методы и приемы:
- метод групповой творческой работы «Пишем страничку учебника» (самостоятельная работа в творческих мастерских:
- ИЗО - студии («Зимняя сказка». Картинный план. «Первый снег»),
- Мастерская моделирования («Медвежья квартира»),
- Исследовательская мастерская («Следы на снегу»)
- Игровые мастерские («Пазлы», «Путаница», «Заплатка», «Доскажи словечко», «Зимний лес»)
- дозированная помощь учителя (учитель - консультант)
- беседа (обсуждение)
- метод аналогий;
- игровые приемы;
- приемы решения логических задач;
- работа с дидактическим материалом;
- уровневая дифференциация (групповая и индивидуальная работа)
- педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)
1.Творческая работа по парам (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества!
Учитель оказывает дозированную помощь
У нас есть план рассказа, мы его составляли, чтобы передать своими словами содержание текста или пересказать его.
Творческая лаборотория: «В мастерской художника». Учитель дает задание по парам.
1 пара. ( ИЗО - студия) «Первый снег».
Задание: нарисовать пейзаж к 1 части. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и подготовить пересказ 1 части.
2 пара. (Мастерская «Следопыты»)
Задание: наклеить Следы животных и подготовить пересказ 2 части.
3 пара. (Мастерская моделирования) Медвежья квартира. ( Смастерить медвежью берлогу и приготовить пересказ 3 части.)
4 пара. ( ИЗО - студия «Зимняя сказка»
Задание: нарисовать обложку книги.
2.Самостоятельная работа в парах.
Игровые мастерские:
5 пара -Игра «Путаница»
Задание:
- составь предложения 1 части так, чтобы они были в правильной последовательности;
- приклей на страничку;
Обрадовались беляки-зайцы. Голодный и холодный шумит лес. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки.
Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
6 пара - Игра « Пазлы ».
Задание:
А) -собрать картинку и наклеить на страничку;
Б) - продолжи предложение, проверь по тексту.
Собрался по первой пороше охотник …
Вот пронеслась от дерева к дереву…
7 пара «Заплатка».
Задание:
-наклеить недостающие кусочки и подписать картинку;
-
-продолжи предложение и проверь по тексту учебника.
Вот пробежала через поляну….
Вот ночью … проскакал.
8 пара-Игра «Следопыты».
Задание:
- узнай следы зверей;
- допиши словечко;
Косолапый __________ Шустрая, запасливая____________
Беляк - _________ Осторожная, хитрая____________
9 пара - Оживи картинку, сделай ее зимней.
Выбери название и подпиши картинку.
-
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю.
-
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире.
-
Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
10 пара - «Мастерская писателя».
Задание:
-придумать концовку рассказа.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник…
VI этап. Систематизация и обобщение знаний. Проверка работы творческих групп
Цель: выявить уровень усвоения пройденного материала на уроке в форме .презентации творческого продукта. Используемые педагогические методы и приемы:
-
презентация творческого продукта творческих мастерских учащихся;
-
создание творческого продукта коллективной работы «Пишем страничку Учебника»
- педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся)
-
подведение итогов (оценка учебной деятельности учащихся на уроке)
Учитель:
У нас получилась книжка и картинный план, он вам поможет пересказать текст своими словами.
Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите, какая книжка-самоделка у нас получилась! Теперь вы тоже сможете стать учителями!
VII этап. Домашнее задание. Цель: развитие оригинального мышления и творческих способностей учащихся. Используемые педагогические методы и приемы:
- подготовка пересказа;
- уровневая дифференциация (задания по выбору):
Учитель: Предлагаю дома побыть волшебниками, художниками и поэтами. Девочкам - сочинить стихотворение о зиме или загадку. Мальчикам - придумать продолжение рассказа, а всем- подготовить пересказ текста.
VIII этап. Рефлексия. Вам понравился урок? - Кому было легко?
На парте у ребят картинки: снежинка - урок понравился, настроение хорошее, тучка - урок не понравился, настроение грустное (учащиеся оценивают урок)
X этап. Итог.
Учитель: Как только я цветок встречаю,
"Люби!" - ко мне цветок взывает.
Лишь подхожу я к деревцу,
"Погладь!" - склоняется к лицу.
А на гнезде увижу птицу,
"Привет!" - пропеть она стремится.
"Присядь!" - лягушка из болота.
"Побудь!" - кузнечик из осота...
О, как прекрасен мир вокруг!
Иду домой, как добрый друг!
Учитель раздает детям памятку «Правила друзей природы».
Межпредметная связь: более подробно с «Правилами друзей природы вы познакомитесь на уроке по «Окружающему миру» или на классном часе.
Будь природе другом!
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.
2. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Береги лягушек, жаб, головастиков.
5. Не лови диких животных и не уноси их домой.
6. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
7. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
8. Не шуми в лесу.
Учитель подводит итог. Оценивает работу учащихся на уроке. -Вы очень активно работали! Спасибо! Всем ставлю «5»! Молодцы! Вы это заслужили. Вы подарили мне радость общения. А где же мой сундучок? А там….наши герои! Угощайтесь! Спасибо за урок! До свидания!
Будь природе другом!
1.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.
2.Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
3.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4.Береги лягушек, жаб, головастиков.
5.Не лови диких животных и не уноси их домой.
6.Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
7.Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
8.Не шуми в лесу.