Урок чтения для 4 класса по теме «А. П. Чехов «Белолобый»»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: А.П.Чехов «Белолобый»

Учитель МБОУ СОШ №5 г. Курчатов

Снигур Н.В.


Цели: 1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. 2. Формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, говорения. 3. Познакомить с литературоведческими понятиями: герои произведения, действующие лица. 4. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире, роли материнского инстинкта в жизни животных, о том, что часто нельзя побеждает хочу. 5. Воспитывать гуманное отношение к животным. Ход урока

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Назовите произведение, которое читали дома (Рассказ А.П.Чехова «Белолобый») - По жанру это - рассказ, а какова его тема? (О животных) - Только ли об этом? (Если дети не ответят, вернемся в конце урока) - О ком этот рассказ? (О волчихе и щенке. Об Игнате и волчатах.) - А кто из них главный, без кого не могло бы состояться рассказа? (Без волчихи и щенка) - Это герои произведения, а остальные действующие лица.
  1. Работа над образами, аналитическое чтение.

- Поговорим о главных героях. Какое чувство вызывает у вас волчиха?
( Чувство жалости, когда … Волнения, когда… Тревоги, когда… Удивления, когда … Уважения, когда… Симпатии, когда…
- Какой же вы ее представили? (самостоятельнаяч работа в паре: выбрать из данных слов подходящие к образу волчихи) заботливая осторожная нежная сердитая любящая неприветливая добрая предусмотрительная злая безжалостная голодная опытная умная старая мнительная слабая
(Двое уч-ся работали у доски.) -Проверка. - Как случилось, что щенок попал к волчихе? (зачитать отрывок) - Что вы можете сказать о щенке? (внешний вид, характер) -Так какой же второй главный герой произведения?
(Самостоятельная работа в паре со словарем оценки качеств характера)
Бесстрашный беззащитный Мужественный доверчивый Добрый умный Бесхитростный общительный Глупый робкий Безбоязненный ласковый Нежный приветливый Бестолковый комичный Веселый забавный
-Проверка.
3. Вывод
- Почему случилось так, что волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна? (Сильно пахло, она - мать, он - детеныш) - Идет борьба чувств: голода и материнства (зачитать доказательства) - На доске рисуется схема: Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»(отвращение) В (неприязнь) (желание съесть) (доверие) Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»» - Что еще повлияло на то, что волчиха не съела щенка? (дружба волчат со щенком, он такой же, как ее дети, обучение волчат охоте) -Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»» Дружба помогла закреплению чувств материнства)

(забота)

Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»


(отвращение) (дружба) (доверие) (неприязнь)

(желание съесть


  1. Работа с иллюстрацией.

- Где происходят эти события?

- Кто на переднем плане? Кто на заднем?

- Какие позы?

- Почему волчата расположены между щенком и волчихой?

- Как складываются обстоятельства для щенка?


  1. Выявление авторской позиции.

- Как автор дает понять внутреннее состояние и переживания волчихи? (озвучивает ее мысли, это прием очеловечивания животных)

- Так может быть это сказка? (Чехов называл это произведение «Сказка из собачьей жизни»)

- Какие еще приемы использует А.П.Чехов, чтобы мы лучше поняли главных героев? (Свое отношение автор передает словами голодная, волчиха, а не волчица; использует описание внешности, характера, логова; как развиваются события во времени; описание погоды - выборочное чтение)

- Посмотрим, как же автор выстаивает цепочку событий?

(домашним заданием было составление плана)

  1. Волчиха отправилась на охоту.

  2. Щенок вместо ягненка.

  3. В волчьем логове.

  4. Опять неудача!

  5. «Ходи в дверь!»

- Почему автор отправляет волчиху на охоту дважды?

(Чтобы показать, как тяжело выживать животным в природе, вызвать в нас сочувствие)

- Другими словами мы видим:

1. Надежда.

2. Неудача.

3. Борьба.

4. Неудача.

5. Наказан щенок.

- Что дает такое завершение? (удовлетворение)


  1. Работа с образом Игната.

- Зачем автор дает образ Игната?


Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»

Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»(забота)

Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»» Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»дружба

(отвращение) (дружба) (доверие) (неприязнь)

(желание съесть) наказал

Урок чтения для 4 класса по теме «А.П. Чехов «Белолобый»»

- Чтобы наказать Щенка за глупость, чтобы смягчить тяжелое впечатление от прочитанного.

- Каким вы себе представляете Игната? (образ Игната мы воспринимаем через восприятие волчихи - выборочное чтение)

- Автор использует прием профессиональной фразеологии, интересно, смешно, с юмором.


  1. Работа над названием произведения.

- Почему автор назвал свой рассказ «Белолобый»? А я бы назвала «Волчиха». (обращение к схеме взаимодействия героев и действующих лиц)

- С образом щенка связаны все остальные действующие лица; именно щенок, его образ помог нам лучше понять волчиху, узнать, как борются два чувства: голода и материнства)


  1. Рефлексия.

- Так чего же добивается автор своими приемами?

(Хочет воздействовать на наши чувства, познакомить с жизнью диких животных, показать, что в природе свои законы, все живое имеет право на жизнь, вызвать желание гуманного отношения к животным, показать борьбу инстинктов)

- Бывает ли в нашей жизни такая борьба, когда нельзя побеждает хочу?

- Добился ли автор поставленных целей? (Да. Отношение к животным, желание больше узнать о них, читать еще.)

- Читали ли вы ранее о событиях, ситуациях, похожих на описываемые в произведении А.П.Чехова? (Г.Скребицкий «Заботливая мамаша»)

- Сравните.

9. Домашнее задание

- Познакомиться с еще одним рассказом А.П.Чехова «Ванька»

© 2010-2022