Литературное чтение И. Чаплик Трудный день

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ольга Михайловна Дегтерёва

Аккольская средняя школа № 2

Акмолинская область



Тема: Й. Чапек. « Трудный день . Приключение пёсика и кошечки»

Цель: Знакомство с рассказом Й. Чапека « Трудный день. Приключения пёсика и котика»

Задачи:

познакомить с произведением, дать краткие сведения о биографии писателя.

обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия; учить давать характеристику героям, их поступкам; совершенствовать навыки качества чтения: правильность беглость, выразительность.

развивать умения выделять главную мысль произведения в целом; развивать умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли;

развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, интерес к произведениям писателя.

воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, умение дружить; воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку;



Прозвенел звонок для нас

Все зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели , спинки прямо,

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья

1.Организационный момент.

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Как вы понимаете последние строчки?( высказывания детей)

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть всё зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

-Что вы ждёте от этого урока?

II . Подготовка к восприятию новой темы.

-Как называется раздел, который мы начали с вами читать?

Дети: « Мои друзья»

- Какие произведения вам особенно понравились? Назовите их

авторов.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о

дружбе

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова известного

философа Цицирона



« В мире нет ничего приятнее дружбы , исключить из жизни дружбу - всё равно что лишить мир солнечного света»


-Чтобы узнать фамилию автора, с рассказом которого нам

предстоит работать , в цепочке букв зачеркните все буквы

английского алфавита ,а те буквы которые остались обведите и

прочитайте имя и фамилию писателя


DGQFЙYJОSЗDUЕFVWФSVЧFJDАUYПGSBЕWK

Правильно. Это известный писатель Йозиф Чапек

-Какие цели мы поставим перед собой?

-Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и

рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое увлечение


III.Слово об авторе

Йозеф Чапек родился в 1887-м году в городе Гронов в семье врача

Детство он провел в живописном городке Упице Уже в юности увлёкся литературой Художник работает и для детей, он иллюстрирует

собственную книжку «Рассказ о пёсике и кошечке» Веселые рассказы про пёсика и кошечку многие чешские дети знают наизусть. Каждый день с пёсиком и кошечкой случались забавные приключения В книгу вошли такие рассказы как «Трудный день», « В лесу», «Кукла Яринка», «Письмо в город», «В гостях у девочки», «Именинный торт». Йозеф Чапек умер в лагере Берген-Бальзен в апреле 1945 года, не дожив до победы нескольких недель

- А сейчас мы с вами познакомимся с одним из рассказов из книги Й. Чапека « Приключение пёсика и котика»

-Как вы думаете, кто является главными героями этой книги? (Кошечка и пёсик).

-А как живут кошка с собакой?

-Из какого произведения вы это узнали? ( из стихотворения Галины Зеленкиной« Как же жить без дружбы?»)

-Расскажите это стихотворение.

-Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать называется « Трудный день».

-Как вы думаете, почему он так называется? Бывали ли у вас трудные дни?

Б)Чтение текста.

В) Анализ произведения

***1часть читает учитель.

- Как жили пёсик и кошечка?

- Что они решили сделать?

- Как распределили обязанности?

*** 2 часть читают дети.

- Что произошло, когда песик вернулся домой?

- Что увидела кошечка, когда вышла из чулана?

*** 3 часть - дети.

- Какая проблема появилась у кошечки и пёсика?

- Как они решили эту проблему?

- Что стало с кошечкой и котиком, когда они помыли пол?

- Как вы думаете, что будет дальше?

*** 4часть.

- Так, что придумали герои рассказа?

*** 5 часть чтение про себя.

- Какие вопросы вы могли бы задать к этой части рассказа?

-Что сделали кошечка и песик, после того как постирали друг друга?

- Всегда ли кошка с собакой являются врагами.


IV. Физминутка Детям демонстрируется ролик « Необычная дружба животных» Исполняется песня « Настоящий друг»


V Групповая работа - А теперь откройте конверты. В них вы найдёте картинки к разным частям текста , Ваша задача расположить их в

хронологическом порядке

-Давайте проверим, чья группа выполнила работу без ошибок.

-Каждый возьмите по одной картинке и расскажите своему

соседу отрывок из рассказа, соответствующий этому эпизоду

Одновременно несколько учащихся выполняют индивидуальную работу


VI Мы с вами проделали большую работу ,готовясь к этому уроку: писали сочинения, провели опрос среди своих знакомых.

В нашем классе многие ребята любят рисовать. И вот целая серия рисунков кошек разных пород и окрасок.

Мы с ребятами создали фотомастерскую. Для неё все наши ребята приносили нам интересные фотографии кошек и собак.

А сейчас я хочу пригласить ребят Я думаю что они расскажут нам много интересного из жизни этих животных

Ученица Сначала мы провели опрос среди своих одноклассников, родственников, соседей, друзей. Мы спросили у них - Есть ли у вас кошка или собака?- Какое влияние они на вас оказывают - положительное или негативное? Все, у кого есть кошки или собаки, сказали, что животные положительно влияют на их жизнь. , делают жизнь человека более интересной..

Ученик Они очень умные животные.

У них есть какое-то шестое чувство, с помощью которого они понимают нас, наше настроение, поэтому, когда у нас что-то болит, или мы плачем - пожалеют, а если весело - прыгают и радуются вместе с нами.

Ученик Мы спросили других людей. «Как на вас влияют ваши животные?» и вот их ответы:

«Я люблю своих животных. Придешь после работы уставшей, а они прыгают, радуются, наперегонки бегают друг за другом. Садишься передохнуть пять минут - гурьбой на коленки забираются. Погладишь, и хорошо становится от мурлыкания и преданных собачьих глаз».

Ученица «Собака очень хорошо дисциплинирует. А ещё внучку помогает воспитывать - учит не причинять другим боль Общаясь с собакой, внучка учится сочувствовать, сопереживать и понимать окружающих».

Ученица «Моя маленькая собачка хорошая, добрая. С ней интересно играть. Она внимательно слушает, когда я с ней разговариваю. Наверное, понимает, что я ей говорю».

. Мы отобрали самый интересный материал.

Например, ученые доказали, что дети, растущие в контакте с кошкой, менее подвержены аллергии. Кошки снимают стресс. Они способны ускорять заживление ран и переломов, излечивать болезни, благодаря свойствам звука при мурчании.

Учитель

Взять животное в дом - это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить - не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств.

Французский писатель летчик Антуан де Сент Экзюпери сказал «Мы в ответе за тех, кого приручили» . Но , к сожалению, иногда хозяину становятся в тягость его обязанности по уходу за домашними питомцами, и он перестаёт пускать животное в дом.

По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть.

Бросая своих домашних животных или унося от дома, глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.

Я предлагаю вам подготовить сообщения по теме «Как мы можем помочь бездомным животным?»

VII. Работа в группах

Продолжая разговор о дружбе я предлагаю вам выполнить

следующие задания


Ученики первой группы должны к каждой букве слова «Дружить» подобрать слова, которые ассоциируются с этим словом

Д-доброта


Р- радость
У- удовольствие удача, успех
Ж -жизнь
И- интерес, игра
Т- тепло, терпение
Ь


2 группа составить правила дружбы

*Не ссориться

*Уступать

*Не бояться просить прощения, если обидел друга

*Быть вежливым

*Не жадничать

*Помогать друг другу

*Быть честным

*Быть внимательным


3 группа Прочитав начало пословицы должна найти её

продолжение


*Человек без друзей, что дерево без корней

*Нет друга ищи , а нашёл береги

*Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь

Добавьте этот список


4 группа Выбрать слова, которые на ваш взгляд, характерны для настоящих друзей


Добрый, вежливый, честный, трусливый, жадный, не бросит друга в беде, завистливый, умеющий хранить секреты, терпеливый, злой, сторгий, эгоист, хвастливый


Презентация работ


Мне бы не хотелось заканчивать наш урок на этой грустной ноте поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы викторины

-В какой сказке кот съел людоеда? ( Кот в сапогах)

- В какой сказке мышка взяла кошку в няньки?( сказка о глупом мышонке)

Один из самых обаятельных котов жил в деревне Простоквашино. Как его звали? ( Кот Матроскин)

-В какой сказке кошка вместе с Жучкой помогала хозяевам в нелёгком труде? ( Репка)

-Вспомни приметы: -если кошка у порога умывается? ( придут гости)

- Лежит на спине? ( к жаре)

- свернулась клубком? (к вьюге)


Подведение итогов

- Оправдались ли ваши ожидания?

-Что нового вы узнали? Выполнили мы те цели и задачи , которые поставили перед собой ?

Рефлексия

- с чем можно сравнить дружбу?( с цветком, с бабочкой , с солнцем, с камнем , с деревом…)

На столе лежат цветочки выбери себе один

Желтый У меня все получилось, я чувствовал уверенность и спокойствие

Розовый У меня были ошибки, но я всё понял и исправил

Красный У меня ещё не всё получается , мне нужна помощь

Учитель; Я хочу чтобы ваша дружба была крепкой как этот дуб и вас всегда согревало тепло рук ваших друзей.

Сегодня я довольна вашей работой Спасибо за урок.



© 2010-2022