- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное чтение И. Чаплик Трудный день
Литературное чтение И. Чаплик Трудный день
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дегтерёва О.М. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ольга Михайловна Дегтерёва
Аккольская средняя школа № 2
Акмолинская область
Тема: Й. Чапек. « Трудный день . Приключение пёсика и кошечки»
Цель: Знакомство с рассказом Й. Чапека « Трудный день. Приключения пёсика и котика»
Задачи:
познакомить с произведением, дать краткие сведения о биографии писателя.
обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия; учить давать характеристику героям, их поступкам; совершенствовать навыки качества чтения: правильность беглость, выразительность.
развивать умения выделять главную мысль произведения в целом; развивать умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли;
развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, интерес к произведениям писателя.
воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, умение дружить; воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку;
Прозвенел звонок для нас
Все зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели , спинки прямо,
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья
1.Организационный момент.
- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.
Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
-Как вы понимаете последние строчки?( высказывания детей)
-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть всё зависит от нас.
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
-Что вы ждёте от этого урока?
II . Подготовка к восприятию новой темы.
-Как называется раздел, который мы начали с вами читать?
Дети: « Мои друзья»
- Какие произведения вам особенно понравились? Назовите их
авторов.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о
дружбе
- Эпиграфом к нашему уроку станут слова известного
философа Цицирона
« В мире нет ничего приятнее дружбы , исключить из жизни дружбу - всё равно что лишить мир солнечного света»
-Чтобы узнать фамилию автора, с рассказом которого нам
предстоит работать , в цепочке букв зачеркните все буквы
английского алфавита ,а те буквы которые остались обведите и
прочитайте имя и фамилию писателя
DGQFЙYJОSЗDUЕFVWФSVЧFJDАUYПGSBЕWK
Правильно. Это известный писатель Йозиф Чапек
-Какие цели мы поставим перед собой?
-Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и
рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое увлечение
III.Слово об авторе
Йозеф Чапек родился в 1887-м году в городе Гронов в семье врача
Детство он провел в живописном городке Упице Уже в юности увлёкся литературой Художник работает и для детей, он иллюстрирует
собственную книжку «Рассказ о пёсике и кошечке» Веселые рассказы про пёсика и кошечку многие чешские дети знают наизусть. Каждый день с пёсиком и кошечкой случались забавные приключения В книгу вошли такие рассказы как «Трудный день», « В лесу», «Кукла Яринка», «Письмо в город», «В гостях у девочки», «Именинный торт». Йозеф Чапек умер в лагере Берген-Бальзен в апреле 1945 года, не дожив до победы нескольких недель
- А сейчас мы с вами познакомимся с одним из рассказов из книги Й. Чапека « Приключение пёсика и котика»
-Как вы думаете, кто является главными героями этой книги? (Кошечка и пёсик).
-А как живут кошка с собакой?
-Из какого произведения вы это узнали? ( из стихотворения Галины Зеленкиной« Как же жить без дружбы?»)
-Расскажите это стихотворение.
-Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать называется « Трудный день».
-Как вы думаете, почему он так называется? Бывали ли у вас трудные дни?
Б)Чтение текста.
В) Анализ произведения
***1часть читает учитель.
- Как жили пёсик и кошечка?
- Что они решили сделать?
- Как распределили обязанности?
*** 2 часть читают дети.
- Что произошло, когда песик вернулся домой?
- Что увидела кошечка, когда вышла из чулана?
*** 3 часть - дети.
- Какая проблема появилась у кошечки и пёсика?
- Как они решили эту проблему?
- Что стало с кошечкой и котиком, когда они помыли пол?
- Как вы думаете, что будет дальше?
*** 4часть.
- Так, что придумали герои рассказа?
*** 5 часть чтение про себя.
- Какие вопросы вы могли бы задать к этой части рассказа?
-Что сделали кошечка и песик, после того как постирали друг друга?
- Всегда ли кошка с собакой являются врагами.
IV. Физминутка Детям демонстрируется ролик « Необычная дружба животных» Исполняется песня « Настоящий друг»
V Групповая работа - А теперь откройте конверты. В них вы найдёте картинки к разным частям текста , Ваша задача расположить их в
хронологическом порядке
-Давайте проверим, чья группа выполнила работу без ошибок.
-Каждый возьмите по одной картинке и расскажите своему
соседу отрывок из рассказа, соответствующий этому эпизоду
Одновременно несколько учащихся выполняют индивидуальную работу
VI Мы с вами проделали большую работу ,готовясь к этому уроку: писали сочинения, провели опрос среди своих знакомых.
В нашем классе многие ребята любят рисовать. И вот целая серия рисунков кошек разных пород и окрасок.
Мы с ребятами создали фотомастерскую. Для неё все наши ребята приносили нам интересные фотографии кошек и собак.
А сейчас я хочу пригласить ребят Я думаю что они расскажут нам много интересного из жизни этих животных
Ученица Сначала мы провели опрос среди своих одноклассников, родственников, соседей, друзей. Мы спросили у них - Есть ли у вас кошка или собака?- Какое влияние они на вас оказывают - положительное или негативное? Все, у кого есть кошки или собаки, сказали, что животные положительно влияют на их жизнь. , делают жизнь человека более интересной..
Ученик Они очень умные животные.
У них есть какое-то шестое чувство, с помощью которого они понимают нас, наше настроение, поэтому, когда у нас что-то болит, или мы плачем - пожалеют, а если весело - прыгают и радуются вместе с нами.
Ученик Мы спросили других людей. «Как на вас влияют ваши животные?» и вот их ответы:
«Я люблю своих животных. Придешь после работы уставшей, а они прыгают, радуются, наперегонки бегают друг за другом. Садишься передохнуть пять минут - гурьбой на коленки забираются. Погладишь, и хорошо становится от мурлыкания и преданных собачьих глаз».
Ученица «Собака очень хорошо дисциплинирует. А ещё внучку помогает воспитывать - учит не причинять другим боль Общаясь с собакой, внучка учится сочувствовать, сопереживать и понимать окружающих».
Ученица «Моя маленькая собачка хорошая, добрая. С ней интересно играть. Она внимательно слушает, когда я с ней разговариваю. Наверное, понимает, что я ей говорю».
. Мы отобрали самый интересный материал.
Например, ученые доказали, что дети, растущие в контакте с кошкой, менее подвержены аллергии. Кошки снимают стресс. Они способны ускорять заживление ран и переломов, излечивать болезни, благодаря свойствам звука при мурчании.
Учитель
Взять животное в дом - это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить - не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств.
Французский писатель летчик Антуан де Сент Экзюпери сказал «Мы в ответе за тех, кого приручили» . Но , к сожалению, иногда хозяину становятся в тягость его обязанности по уходу за домашними питомцами, и он перестаёт пускать животное в дом.
По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть.
Бросая своих домашних животных или унося от дома, глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.
Я предлагаю вам подготовить сообщения по теме «Как мы можем помочь бездомным животным?»
VII. Работа в группах
Продолжая разговор о дружбе я предлагаю вам выполнить
следующие задания
Ученики первой группы должны к каждой букве слова «Дружить» подобрать слова, которые ассоциируются с этим словом
Д-доброта
Р- радость
У- удовольствие удача, успех
Ж -жизнь
И- интерес, игра
Т- тепло, терпение
Ь
2 группа составить правила дружбы
*Не ссориться
*Уступать
*Не бояться просить прощения, если обидел друга
*Быть вежливым
*Не жадничать
*Помогать друг другу
*Быть честным
*Быть внимательным
3 группа Прочитав начало пословицы должна найти её
продолжение
*Человек без друзей, что дерево без корней
*Нет друга ищи , а нашёл береги
*Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь
Добавьте этот список
4 группа Выбрать слова, которые на ваш взгляд, характерны для настоящих друзей
Добрый, вежливый, честный, трусливый, жадный, не бросит друга в беде, завистливый, умеющий хранить секреты, терпеливый, злой, сторгий, эгоист, хвастливый
Презентация работ
Мне бы не хотелось заканчивать наш урок на этой грустной ноте поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы викторины
-В какой сказке кот съел людоеда? ( Кот в сапогах)
- В какой сказке мышка взяла кошку в няньки?( сказка о глупом мышонке)
Один из самых обаятельных котов жил в деревне Простоквашино. Как его звали? ( Кот Матроскин)
-В какой сказке кошка вместе с Жучкой помогала хозяевам в нелёгком труде? ( Репка)
-Вспомни приметы: -если кошка у порога умывается? ( придут гости)
- Лежит на спине? ( к жаре)
- свернулась клубком? (к вьюге)
Подведение итогов
- Оправдались ли ваши ожидания?
-Что нового вы узнали? Выполнили мы те цели и задачи , которые поставили перед собой ?
Рефлексия
- с чем можно сравнить дружбу?( с цветком, с бабочкой , с солнцем, с камнем , с деревом…)
На столе лежат цветочки выбери себе один
Желтый У меня все получилось, я чувствовал уверенность и спокойствие
Розовый У меня были ошибки, но я всё понял и исправил
Красный У меня ещё не всё получается , мне нужна помощь
Учитель; Я хочу чтобы ваша дружба была крепкой как этот дуб и вас всегда согревало тепло рук ваших друзей.
Сегодня я довольна вашей работой Спасибо за урок.