Доклад на тему Интерактивные технологии в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1. Понятие о формах педагогического процесса………………………………4 2. Интерактивные формы обучения и воспитания, интерактивная модель обучения………………………………………………………………………….6 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...11 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12
























ВВЕДЕНИЕ



Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.


(Слайд 2)

1. Понятие о формах педагогического процесса

И з и с т о р и и с т а н о в л е н и я и р а з в и т и я о р г а н и з а-

ц и о н н ы х ф о р м о б у ч е н и я Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Форма обучения понимается как конструкция циклов обучения, реализирующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, форма отражает систему устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Однако, будучи выражением внешней стороны организации обучения, форма учебного процесса неразделимо связана и с его внутренней, процессуально-содержательной стороной. Эта связь определяется такими факторами, как цель, приёмы, средства обучения, структурирование изучаемого материала. (Слайд 3) В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система. В начальной школе используются все системы организации образовательного процесса, но преимущество имеет классно-урочная система. Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский глубоко научно обосновал все преимущества этой системы и создал стройную теорию урока. В каждом уроке К. Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. (Слайд 4) Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремлённости на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К. Д. Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков. (Слайд 5) Таким образом, урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников ( по А. А. Бударному).




2. Интерактивные формы обучения и воспитания, интерактивная модель обучения Так как школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека, то именно на школу возлагается главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в обществе. Для этого учителю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока. Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока: (Слайд 6)

  • уроки-путешествия
  • уроки-сказки
  • викторины
  • КВН
  • интегрированные уроки
  • мультимедийные уроки
  • уроки с элементами мультимедиа
  • уроки с использованием интерактивных технологий обучения.
(Слайд 7) Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. (Слайд 8) Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса. (Слайд 9)

О с о б е н н о ст и о р г а н и з а ц и и и н т е р а к т и в н ы х т е х но л о г и й , и х к о н ц е п т у а л ь н ы е п о з и ц и и , ц е л е в ы е о р и е н т и р ы и к л а с с и ф и к а ц и о н н ы е п а р а м е т р ы Философская основа: гуманистическая, природообразная. Методологический подход: коммуникативный. Ведущие факторы развития: социогенные. Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение. Преобладающие методы: диалогические. Организационные формы: разнообразные. Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: демократический, интерактивный характер сотрудничества. (Слайд 10)

Ц е л е в ы е о р и е н т а ц и и:

  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту участников;
  • поддержка активности участников;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта участников;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания;
  • поощрение творчества субъектов образовательного процесса.
(Слайд 11)

К о н ц е п т у а л ь н ы е п о з и ц и и :

  • информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;
  • интерактивное общение способствует умственному и творческому развитию;
  • при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями;
  • обратная связь может способствовать повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной и управленческой), что позволяет обеим сторонам устранять помехи.
(Слайд 12)

О с о б е н н о с т и о р г а н и з а ц и и Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область опыта, интересующего его. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания. Если в традиционном обучении учитель играет «роль фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном - роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. Учащиеся выступают полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не столько даёт знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.


(Слайд 13) Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.

  • В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса.
  • В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся
  • ( разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций ).
  • В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

Ф о р м ы и н т е р а к т и в н о г о о б у ч е н и я

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы: (Слайд 14,15 )

  • работа в малых группах ( в парах, ротационные тройки, два-четыре-вместе);
  • «большой круг»;
  • «вертушка»;
  • «аквариум»;
  • «карусель»;
  • «мозговой штурм»;
  • «круглый стол»;
  • ролевая игра;
  • деловая игра;
  • лекции с проблемным изложением;
  • эвристическая беседа;
  • уроки-семинары (в форме дебатов, дискуссий);
  • конференции;
  • использование средств мультимедиа;
  • метод проектов (как элемент урока, но скорее как внеурочная деятельность).
(Слайд 16 )

О с н о в н а я ц е л ь и н т е р а к т и в н о г о о б у ч е н и я Главная цель - целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим её потенциально внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя- обеспечить на уроке такую деятельность, которой способствуют современные интерактивные технологии.















ВЫВОДЫ



Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным. Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины. При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов -это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.с.245. 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г. 3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 2007г. с.162. 4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003. 5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г. 6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г. 7. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6. с.35-40. 8.Ушинский К.Д. О наглядном обучении. - И.Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, - 2005г. №1 с.12. 9. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.с.97-102. 10. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2. с.312-315. 11.Режим электронного ресурса mirrosta.ru 12. Режим электронного ресурса psymania.ru

12


© 2010-2022