Исследовательская работа в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений любознательность , стремление наблюдать и экспериментировать ,самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения .Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное ,, естественное состояние ребёнка . Он настроен на познание мира и хочет его познать . Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения . Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников - серьёзная и сложная работа . она требует педагога высокого уровня знаний . хорошего владения методиками исследования живых объектов ,наличие научной библиотеки ,желание углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

-самостоятельного мышления;

-решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

-навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее плотно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину - главная задача учителя. Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

-видеть проблему;

-задавать вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определениям понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперимент;

-делать выводы и умозаключения;

-структурировать материал;

-корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

-аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

3 класс

Тема «Моя родословная»

Цель: заинтересовать детей в составлении своего генеалогического древа; развивать чувство исторической сопричастности к своему роду.

Задачи: научить элементарным приемам составления родословной, пополнять знания о своем роде. Формировать уважительное отношение к предкам памяти о них, развивать навыки познавательного общения в семье.

Проблемный вопрос «Знаешь ли ты родословную своей семьи?»

Работа в группах:

  1. Составление кроссворда «Семья»

  2. Проведение детского исследования «За что мы любим бабушек?» (Что умеют бабушки?, Что знают ?, Свидетелями каких событий в жизни нашей страны они были?)

  3. Создание родословной, т. е. изображение в виде дерева родственных отношений на примере Еремина Дениса.

  4. Знакомство с родословной своей семьи.

Использование материалов исследования:

-при изучении темы «Моя семья»»

-во внеклассной работе.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей. Стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. А это сближает детей и родителей.

Опыт работы показывает, что исследовательская работа способствует формированию информационной и коммуникативной компетентности, успешности и самореализации каждого участника, независимо от способностей. Получение знаний не только теоретических, но и практических, социально ориентированных.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:

Мотивация;

Выбор направлений исследований:

Постановка задачи;

Фиксация и предварительная обработка данных;

Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

Оформление результатов работы;

Грамотное представление исследовательской работы.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений

Эмпирические - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

Тема должна быть оригинальна;

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т. е. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, т. е. формируются так называемые «нравственные привычки».

© 2010-2022