- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа в начальной школе
Исследовательская работа в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова О.Н. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений любознательность , стремление наблюдать и экспериментировать ,самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения .Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное ,, естественное состояние ребёнка . Он настроен на познание мира и хочет его познать . Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения . Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников - серьёзная и сложная работа . она требует педагога высокого уровня знаний . хорошего владения методиками исследования живых объектов ,наличие научной библиотеки ,желание углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
-самостоятельного мышления;
-решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
-навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее плотно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину - главная задача учителя. Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
-видеть проблему;
-задавать вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определениям понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперимент;
-делать выводы и умозаключения;
-структурировать материал;
-корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
-аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
3 класс
Тема «Моя родословная»
Цель: заинтересовать детей в составлении своего генеалогического древа; развивать чувство исторической сопричастности к своему роду.
Задачи: научить элементарным приемам составления родословной, пополнять знания о своем роде. Формировать уважительное отношение к предкам памяти о них, развивать навыки познавательного общения в семье.
Проблемный вопрос «Знаешь ли ты родословную своей семьи?»
Работа в группах:
-
Составление кроссворда «Семья»
-
Проведение детского исследования «За что мы любим бабушек?» (Что умеют бабушки?, Что знают ?, Свидетелями каких событий в жизни нашей страны они были?)
-
Создание родословной, т. е. изображение в виде дерева родственных отношений на примере Еремина Дениса.
-
Знакомство с родословной своей семьи.
Использование материалов исследования:
-при изучении темы «Моя семья»»
-во внеклассной работе.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей. Стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. А это сближает детей и родителей.
Опыт работы показывает, что исследовательская работа способствует формированию информационной и коммуникативной компетентности, успешности и самореализации каждого участника, независимо от способностей. Получение знаний не только теоретических, но и практических, социально ориентированных.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:
Мотивация;
Выбор направлений исследований:
Постановка задачи;
Фиксация и предварительная обработка данных;
Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
Оформление результатов работы;
Грамотное представление исследовательской работы.
Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений
Эмпирические - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
Тема должна быть оригинальна;
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т. е. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, т. е. формируются так называемые «нравственные привычки».