Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Школа Почемучек»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сургутский естественно-научный лицей

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО Приказ №_____ Заместитель директора по УВР

от «___»____20___г. ___________________________

(подпись, ФИО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Школа Почемучек» для 2а класса на 2014 - 2015 учебный год



Учитель Усынина Елена Витальевна

Рассмотрено на заседании кафедры ____________________________________ Протокол от ____________ № _______ руководитель кафедры ____________________________________

Пояснительная записка Рабочая программа «Школа Почемучек» для обучающихся 2-х классов составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ»;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
  • Основная образовательная программа общего образования лицея;
  • Положение о рабочих программах лицея;
Программа является компилятивной. При её разработке были использованы идеи А.И.Савенкова по работе с младшими школьниками над проектами.

Место курса в плане внеурочной деятельности лицея Рабочая программа «Школа Почемучек» предназначена для обучающихся 2а класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю для 2-х групп). Продолжительность занятия составляет 40 минут. Наполняемость одной группы: 10-13 человек. Приём осуществляется по желанию детей и их родителей. Предварительно проводится анкетирование.

Направление внеурочной деятельности Данная программа имеет научно-познавательную направленность. Занятия направлены на обучение младших школьников проектированию как универсальному умению.

Цели и задачи курса Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Общая характеристика курса Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.



Результаты освоения курса

В процессе изучения данного курса у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: - иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; - знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; - уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; - уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; - владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Определение результативности

Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в проектной деятельности. Первоначально оценка компетентности проводится при поступлении в объединение, когда проводится первичное анкетирование детей и их родителей. Взаимодействие с родителями обучающихся является важным в реализации программы. Она начинается с выяснения тех задач, которые родители хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на всех этапах его продвижения. Мониторинг роста компетентности производится в середине и конце учебного года. В систему определения результативности входят: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях и конкурсах, рефлексивные листы, оформление фотоотчётов, открытые мероприятия, самооценка, портфолио, продукты деятельности обучающихся, презентация, сообщение.

Содержание курса внеурочной деятельности Во 2 классе в разделе «Работа над исследовательским проектом» обучающиеся познакомятся с особенностями работы над исследовательским проектом; этапами работы над проектом; методами изучения природы; узнают о том, как выбрать тему будущего проекта; как правильно сформулировать главный и проблемные вопросы проекта; как выдвигать гипотезы и обосновывать их; научатся составлять план работы над проектом, отчёт о проделанной работе; выполнять опыты; наблюдения; измерения; изготавливать визитные карточки группы, пригласительные билеты.



Тематический план курса

Основные разделы

Количество часов

Теория

Практика

Работа над исследовательским проектом



34



7



27

1 четверть

8

3

5

2 четверть

7

2

5

3 четверть

10

1

9

4 четверть

9

1

8



Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Рабочая тетрадь для обучающихся

Усынина Е.В.. Рабочая тетрадь «Хочу всё знать!» для обучающихся начальной школы к курсу «Школа Почемучек». Екб: Гриф. 2012.

Методическое пособие с поурочными разработками

Савенков А.И.. «Методика исследовательского обучения младших школьников». С: Учебная литература. 2004.

Список используемой литературы

Горячев А.В., Иглина Н.И.. «Всё узнаю, всё смогу». Пособие по проектной деятельности в начальной школе. М: БАЛАСС. 2010.

Дубова М.В.. «Организация проектной деятельности младших школьников». Практическое пособие для учителей начальных классов. М: БАЛАСС. 2010.

Яковлева М.А. «Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне». М: ЭКСМО. 2013.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

цифровые лаборатории

DVD-диски:

  • Киножурнал «Хочу всё знать!» 1, 2, 3 части;

  • «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»;

  • Детская энциклопедия «Мне всё интересно»;

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;

  • «Большая детская энциклопедия. Интерактивное путешествие в мир знаний»;

  • «100000 «Почему?»» пособие для детей по проверке знаний родителей;

  • Электронная энциклопедия «Хочу всё знать: Человек»;

  • «Человек. Как мы устроены? Занимательная анатомия».

Технические средства обучения

Проектор, мультимедийная доска, компьютер, принтер.



Основные формы занятий Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная; предусматриваются как теоретические виды деятельности, так и практические. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.



Лист корректировки рабочей программы учителя Усыниной Е.В. к курсу внеурочной деятельности «Школа Почемучек» во 2а классе



№ урока

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту















































© 2010-2022