Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс составлена в соответствии с перечнем основных нормативных правовых документов, используемых при разработке рабочей программы.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
  2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);
  5. .Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507);
  6. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по окружающему миру, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  7. Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
  8. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  9. Примерная программа (основного общего образования) по окружающему миру (Окружающий мир. Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2009, 158 с.).
  10. Приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 г. № 405 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015- 2016 учебный год»
  11. Учебный план МБОУ Елкинской СОШ на 2015-2016 учебный год.


  1. Положение МБОУ Елкинской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

  2. Основная образовательная программа общего образования МБОУ Елкинской СОШ
  3. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Настоящая программа рассчитана на 68часов.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности

стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Раздел 2. Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру - это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.



Ценностные ориентиры содержания курса.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Раздел 3. Место учебного курса. Учебный план предусматривает 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир» на этапе начального общего образования для 3 класса, из расчета 2 часа в неделю; 34 учебных недели. Программа будет реализована за 68 часов В соответствии с календарным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2015-2016 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2014-2015 учебном году (23.02.2015г., 08.03.2015г., 01.05.2015г.), расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по окружающему миру во 3 классе в 2015-2016 уч.году будет реализована в объёме 3 - 68 часов/


Раздел 4. Содержание учебного предмета


№ п/п

раздел

Кол-во часов

Проверочные работы

экскурсии

Проект. деят-ть

Тест

Как устроен мир

7

1


1


Эта удивительная природа

19

1


1

2

Мы и наше здоровье

10

1

1

1

1

Наша безопасность

8

1


1

1

Чему учит экономика

12

1


1

1

Путешествия по городам и странам

12

1


1

2


итого

68







Раздел 5. Тематическое планирование.



№ п/п

раздел

Кол-во часов

Базовый и повышенный уровни образования

УУД

1

Как устроен мир

7

Базовый уровень (обучающийся научится)

- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

- исследовать с помощью опытов свойства воды, воздуха и почвы, моделировать круговорот воды в природе;

- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней.

раскрывать роль экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов;

понимать, как ведётся хозяйство в семье;

обнаруживать связи между экономикой и экологией;

рассказывать по карте о различных странах;

приводить примеры достопримечательностей разных стран. Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечки газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах;

понимать, что такое экологическая безопасность;

понимать необходимость здорового образа жизни.

Повышенный уровень ( обучающийся получит возможность научиться)

- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

- оформлять результаты исследовательской работы ("Человек и природа") с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

- планировать, контролировать и оценивать учебно - познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. пользоваться атласом определителем для распознавания природных объектов,

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

- оформлять результаты исследовательской работы ("Человек и общество") с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

Использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе

- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по городам и странам

12


раздел 6. Календарно-тематическое планирование курса окружающий мир 3А - 68 часов



п/п

Дата


Тема урока

Кол-во часов

Основные виды

учебной

деятельности

Требования к результату

план

факт

I четверть 18 часа

Как устроен мир(7ч.)

02.09


Природа. Ценность природы для людей.

1

Обучающиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Обучающиеся должны знать/ понимать классификацию природы.

Личностные:

формирование личного отношения к окружающему миру

Регулятивные:

выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные

взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные

способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке


04.09


Человек.

1

обучающиеся должны знать/ понимать

чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память,

мышление, воображение.

09.09


Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1


11.09


Общество.

1

обучающиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.

16.09


Что такое экология.

1

Обучающиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.

18.09


Природа в опасности! Охрана природы. Красная книга Ростовской области

1

Обучающиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

23.09


Обобщение знаний по теме: « Как устроен мир». Проверочная работа.

1

Обучающиеся должны уметь различать понятия государство,

территория. Знать герб, флаг России.

Эта удивительная природа(19ч)

02.10


Тела, вещества, частицы

1

обучающиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

Личностные:

формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

07.10


Разнообразие веществ. Тест.

1

обучающиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

09.10


Воздух и его охрана.

1

Обучающиеся должны знать состав и свойства воздуха.

14.10


Вода.

1

Обучающиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

16.10


Превращения и круговорот воды.

1

обучающиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение,

круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.

21.10


Берегите воду!

1

обучающиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

23.10


Что такое почва?

1

обучающиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел.

обучающиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве.

28.10


Разнообразие растений.

1

обучающиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения .

30.10


Солнце, растения и мы с вами.

1

обучающиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.

11.11


Размножение и развитие растений.

1

Обучающиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

13.11


Охрана растений. Тест.

1

обучающиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

II четверть 14 часа

02.12


Разнообразие животных на Дону

1

обучающиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания

Личностные:

формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

04.12


Кто что ест.

1

Обучающиеся должны

знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

09.12


Наши проекты: «Разнообразие природы Донского края»

1

Обучающиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязи между растениями и животными степной зоны. Знать обитателей степи.

11.12


Размножение и развитие животных.

1

Обучающиеся должны знать способы размножения животных.

16.12


Охрана животных. Донские заповедники.

1

обучающиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.

18.12


В царстве грибов.

1

Обучающиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

23.12


Великий круговорот жизни.

1

Обучающиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

25.12


Обобщение по теме:«Эта удивительная природа». Проверочная работа.

1

Обучающиеся должны знать классифи-кацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания

Мы и наше здоровье(10ч)

13.01


Организм человека

1

Обучающиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

Личностные

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные

характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативные

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

15.01


Органы чувств.

1

Обучающиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.

20.01


Надёжная защита организма. Тест.

1

Обучающиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

22.01


Опора тела и движение.

1

Обучающиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.

27.01


Наше питание

1

Обучающиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

29.01


Наши проекты: «Школа кулинаров»

1

Обучающиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

III четверть 22 часа

05.02


Дыхание и кровообращение.

1

Обучающиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.


10.02


Умей предупреждать болезни.

1

Обучающиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

12.02



Здоровый образ жизни. Экскурсия.

1

Обучающиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

17.02


Обобщение. по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

1

Выполнять тесты с выбором ответа

Наша безопасность(8ч)

24.02


Огонь, вода и газ.

1

Обучающиеся должны

знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Личностные:

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Регулятивные:

умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:

усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.

Коммуникативные:

уметь слаженно действовать в ситуациях опасности




26.02


Чтобы путь был счастливым.

1

Обучающиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

03.03


Дорожные знаки. Тест.

1

Обучающиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.

05.03


Наши проекты: «Кто нас защищает».

1

Обучающиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

10.03


Опасные места.

1

Обучающиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимос-ти действовать решительно и чётко.

12.03


Природа и наша безопасность.

1

Обучающиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.

17.03


Экологическая безопасность.

1

Обучающиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности.

19.03


Обобщение по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа.

1

Обучающиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Чему учит экономика (12ч.)

24.03


Для чего нужна экономика. Экономика Ростовской Области.

1

Обучающиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.

Личностные:

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные:

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить





Познавательные:

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке


26.03


Природные богатства и труд людей - основа экономики.

1

Обучающиеся должны знать основные составляющие экономики.

07.04


Полезные ископаемые Донской земли. Тест.

1

Обучающиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

09.04


Растениеводство на Дону.

1

Обучающиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.

14.04


Животноводство Донского края.

1

Обучающиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных.

16.04


Какая бывает промышленность.

1

Обучающиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.

21.04


Наши проекты: «Экономика родного края».

1

Обучающиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

23.04


Что такое деньги.

1

Обучающиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.

28.04


Государственный бюджет.

1

Обучающиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

30.04


Семейный бюджет.

1

Обучающиеся должны знать основы семейного бюджета.

IV четверть 14 часа

07.05


Экономика и экология.

1

Обучающиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.


12.05


Обобщение по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа.

1

Путешествия по городам и странам (12ч.)

19.05


Путешествуем по реке Дон.

1

Обучающиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте; знать достопримечательности на Дону.

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

Коммуникативные:



формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

21.05


Золотое кольцо России.

1



Золотое кольцо России. Тест.

1



Наши проекты: «Музей путешествий».

1

Обучающиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы



Наши ближайшие соседи.

1

Обучающиеся должны знать государства - ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.



На севере Европы.

1

Обучающиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.



Что такое Бенилюкс.

1

Обучающиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.



В центре Европы.

1

Обучающиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.



По Франции и Великобритании.

1

Обучающиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности



На юге Европы.

1

Обучающиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города.



Путешествие по знамени-тым местам мира. Тест.

1




Обобщение по теме: «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

1






Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


ЛИТЕРАТУРА


1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2010.- 368с. 2. А.А. Плешаков «Окружающий мир». Концепция и программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2009, 158 с. 3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010, 4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010. 5. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014 7. Плешаков А. А. Окружающий мир. Атлас определитель : Просвещение, 2014 Печатные пособия Таблицы по окружающему миру Гербарий растений Набор посуды для проведения опытов Технические средства обучения. Компьютер. Экранно - звуковые пособия. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по физической культур Мультимедийный класс

Раздел 8. Планируемые результаты

Базовый уровень (обучающийся научится)

- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

- исследовать с помощью опытов свойства воды, воздуха и почвы, моделировать круговорот воды в природе;

- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней.

раскрывать роль экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов;

понимать, как ведётся хозяйство в семье;

обнаруживать связи между экономикой и экологией;

рассказывать по карте о различных странах;

приводить примеры достопримечательностей разных стран. Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечки газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах;

понимать, что такое экологическая безопасность;

понимать необходимость здорового образа жизни.

Повышенный уровень ( обучающийся получит возможность научиться)

- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

- оформлять результаты исследовательской работы ("Человек и природа") с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

- планировать, контролировать и оценивать учебно - познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. пользоваться атласом определителем для распознавания природных объектов,

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

- оформлять результаты исследовательской работы ("Человек и общество") с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

Использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе

- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Система оценки ПЛАНТРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  • Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ - рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
  • Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.; индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей; графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:
  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.
Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися. Базовый уровень 0 - 60% 60 - 77% 77 - 90% 90 - 100%
менее 17 баллов 18 - 22 балла 23 -26 баллов 27-30 баллов
"2" "3" "4" "5"










Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся. Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.











СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ___________ Прилукина С.Н.

учителей начальных классов « »_____________2015 года

МБОУ Ёлкинской СОШ

От ______________2015 года № ______

____________ Янченкова Т.В.

26


© 2010-2022