- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира «Движение Земли»
Урок окружающего мира «Движение Земли»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шапочко Н.А. |
Дата | 20.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира 3 класс
Тема: Органы чувств
Учитель Шапочко Н.А.
Ход урока:
Слайд № 1 Цели: обучающая: познакомить с органами чувств человека и их ролью в нашей жизни, показать связь органов чувств с головным мозгом; развивающая: развивать валеологические навыки; воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью.
Ход урока.
Слайд № 2
-
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Вот уж начался урок.
Очень много интересного
Предстоит на нем узнать.
Мы о нашем организме
Будем знания получать.
-
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с вами начали говорить о человеке и его организме. Докажите, что человек - часть живой природы. Чем человек отличается от животных? Какие внутренние органы человека вы знаете?
Слайд № 3
Работа по таблице «Организм человека».
- Покажите, где расположено сердце. Какую роль оно играет в организме человека?
- Покажите, где расположены легкие. Какую работу они выполняют?
Слайд № 4 Работа по таблице «Нервная система».
- Какая система органов управляет деятельностью всего организма? Покажите по таблице расположение головного и спинного мозга.
- На что похожи нервы и для чего они нужны?
- Основная часть.
- Как вы думаете, что помогает человеку воспринимать окружающий мир?
- Зрение.
- Закройте глаза. Что вы можете сказать?
У каждого из вас Есть пара зорких глаз.
Ты глаза закрой ладошкой,
Посиди совсем немножко -
Сразу станет вдруг темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно -
Ничего вокруг не видно. Слайд № 6 (1 щелчок) Смогли бы мы правильно воспринимать окружающий мир без органов зрения? 70 % всей информации об окружающем мире мы получаем с их помощью. Рассматривание муляжа глаза. Оболочка глаза, хрусталик, сетчатка, глазной нерв. Слайд № 6 (2 щелчок)
- Так выглядит наш глаз. Он круглый, как яблоко. Его даже так и называют - глазное яблоко. В передней части глаза находится хрусталик. Он напоминает маленькое увеличительное стеклышко, благодаря которому мы можем видеть все предметы четко и ясно. Хрусталик отражает все увиденное на заднюю стенку глазного яблока (сетчатку), а оттуда по особому зрительному нерву информация передается в мозг. Когда мозг получил сигнал, мы видим то, на что смотрят наши глаза.
- Глазами вы видите различные предметы, их форму, величину, окраску. Что еще можно увидеть с помощью органов зрения?
- Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, надо бережно относиться к глазам.
- Самостоятельно прочитайте в учебнике, как надо беречь зрение.
- Слух.
Звучит музыка.
- Что вы слышали? Что вам помогло услышать музыку? (Уши.)
- Вы думаете, что у человека только два уха? Нет, на самом деле их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы.
Интересный факт. Ученик. При ярком свете слух обостряется, поэтому в концертных залах не гасят свет. А в темной комнате слабые звуки почти не слышны. Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск. При некоторых: формах глухоты, когда слуховой нерв не поврежден, звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола. Бетховен, когда оглох, слушал музыку с помощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.
Работа по учебнику. Чтобы сохранить хороший слух, уши надо беречь. Как их беречь? Об этом мы узнаем на страницах учебника.
Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить хороший слух? Правильно. Вы внимательно прочитали текст учебника. Хороший слух важен для некоторых профессий. Врач по шумам в сердце и жесткому дыханию ставит диагноз.
Вывод. Теперь мы знаем, что к органам чувств относятся органы слуха. Какие? (Уши.)
Физкультминутка.
- Обоняние.
Опыт. Учитель вызывает несколько учеников и завязывает им глаза. По запаху они должны определить находящийся перед ними предмет(яблоко, хлеб, лук, чеснок и т.д.).
Слайд № 10 (1 щелчок)
- Скажите, какой орган вам помог определить предметы по запаху? (Нос, орган обоняния.)
Слайд № 10 (2 щелчок) Во время сильного насморка мы пс рестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизы пахи, находящиеся в воздухе, перестают возбуждать обонятельные нервы. Давайте проведём опыт.
Опыт.
- Глубоко вдохните через нос и зажмите его.
- Что вы можете сказать? (Запах почти не чувствуется.)
Вот что происходит во время насморка, когда заложен нос. Не чувствуя запаха, человек может наносить вред своему здоровью. Как вы думаете, какой? (Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности: утечка газа, испорченнаяпища, плохой воздух и т.д.)
Интересный факт. Ученик. Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие. У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей, пищевиков. Слепые люди узнают названия газет по запаху. Вывод. Мы с вами узнали, что к органам чувств относится орган обоняния. Какой? (Нос.)
Для чего он нужен? 4. Вкус.
Опыт. Учитель вызывает несколько учеников и завязывает им глаза. Попробовав на вкус некоторые продукты, они должны определить, что находится перед ними (лимон, сыр, сахар и т.д.).
- Что нам помогает различать вкус продуктов? (Язык.)
Слайд № 11 (1 щелчок) Язык - это орган вкуса. На языке расположены особые вкусовые сосочки. С их помощью по вкусовым нервам передаётся сигнал в головной мозг и человек чувствует определённый вкус.
Интересный факт.
Слайд № 11 (2 щелчок) Ученик. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание - горькое.
- Орган вкуса играет большую роль в жизни людей. Как вы думаете, какую? (Определить несъедобные продукты, узнать испорченную пищу.)
Слайд № 11 (3 щелчок)
Поэтому к органу вкуса надо относиться бережно.
Работа по учебнику.
- Самостоятельно прочитайте в учебнике про орган вкуса - язык.
Используя полученные знания, попробуйте сделать некоторые выводы о бережном отношении к органу вкуса.
Работа по карточкам в парах.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
Слайд № 12
- Слишком ... (холодная/горячая) пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем ее вкуса. Пища должна быть не очень ... (холодной/горячей).
- При употреблении слишком ... (холодной/горячей) пищи мы тоже не чувствуем ее вкуса. Поэтому пища не должна быть слишком ... (холодной/горячей).
- Не пробуй ... (знакомые/незнакомые) тебе продукты на вкус без разрешения взрослых.
- Сильно ... (притупляют/обостряют) вкус простудные заболевания, курение.
Запомните это!
- Что интересного вы узнали, поработав по карточкам?
Интересный факт. Ученик. Некоторые профессии требуют идеально развитого вкуса. Дегустаторы - специалисты по распознаванию ароматов - различают свыше 70 сортов вин, беря на язык только одну каплю. Другие по глотку чая определяют его сорт, откуда привезён, как был упакован, нет ли в нём примесей. Вывод. Мы узнали, что к органам чувств относится орган вкуса. Какой? (Язык.) Для чего он нужен? 5. Осязание.
Слайд № 13 Опыт. Учитель вызывает несколько учеников и завязывает им глаза. Они должны описать и угадать данные им предметы на ощупь.
- Как вы думаете, что помогло учащимся отгадать предметы? (Орган осязания - кожа.)
Ущипните тихонечко друг друга. Что вы почувствовали? (Боль.)
Интересный факт. Ученик. На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль - это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза. Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. При ожоге у такого больного кожу можно снимать целыми кусками, не причиняя ему какого-либо беспокойства.
- Нужно стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений, содержать кожу в чистоте.
В ы в о д. К органам чувств относится и орган осязания. Какой? (Кожа.)
Для чего она нужна?
IV. Закрепление и обобщение изученного материала.
Работа в тетради.
Слайд № 15
С помощью учебника допишите определения:
Обоняние - это...
Осязание - это...
Взаимопроверка.
Рассматривание иллюстрации учебника.
- Посмотрите внимательно на данные иллюстрации и скажите, какие органы чувств помогают воспринимать окружающий мир. Почему вы так решили?
- Расскажите, какие правила гигиены органов чувств «зашифрованы» в рисунках. Покажите стрелками, к каким органам чувств они относятся.
- Итог.
Слайд № 16
- Перечислите органы чувств человека. Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств? Как нужно беречь органы чувств?
Прочитайте выводы по учебнику.
VI. Домашнее задание.
Подобрать интересные факты об одном из органов чувств.
Слайд № 17