Конспект урока русского языка на тему: «Состав слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие. Русский язык. 2 класс.


Тема: Состав слова (обобщение) Программа: Планета знаний.
Учебник: Желтовская Л.Я. Русский язык ( часть 1). 2 класс- Москва: АСТ Астрель, 2010.
Учитель: Петрова Надежда Николаевна МБОУ СОШ № 5 г. Лермонтова Ставропольского края.
Цели:

  • Развивать умение отличать однокоренные слова по двум признакам (смыслу и общей его частью - корню).
  • Совершенствовать словарь учащихся.
  • Обучать подбору родственных слов, образованию новых слов с помощью приставки и суффикса.
  • Воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать формированию бережного отношения к природе.
Задачи: Обучающие:
  • Повторить признаки родственных слов;
  • Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
  • Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие:
  • Развивать память и орфографическую зоркость;
  • Развивать умение разбирать слова по составу;
  • Развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие:
  • Воспитывать любовь к природе;
  • Воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: предметные картинки, смайлики, компьютер, проектор, презентация.
Урок был проведен в ноябре 2010 г. Конспект урока включает ответы детей. Во время урока проводится 1 физминутка. Смена слайдов и эффектов анимации происходит по щелчку мыши.

КОНСПЕКТ УРОКА 1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за партой. Закройте глаза и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе. Открывайте глаза.
-Как вы думаете, теперь вам будет легче работать? Настроились на работу? Очень хорошо. Открываем тетради и записываем дату, классная работа.
2. Проверка домашнего задания.
-Ребята, вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (суффиксы и приставки в слове)
-Какое задание вы выполняли дома? (мы образовывали и записывали названия детенышей животных с помощью суффиксов)
-Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием ( стр. 87, упр.5) Слайд 2,3
-Какие части слов выделяли? (мы выделяли суффиксы) -Какую орфограмму обозначили? (обозначали безударную гласную) -Как проверить безударную гласную?
3. Сообщение темы урока.
-Ребята, что мы делали на прошлых уроках? (мы работали над составом слова) Слайд 4
-Что значит разобрать по составу слово? (это значит находить части слов и выделять их)
-Какие части слов вы знаете? (окончание, основа, приставка, суффикс и корень)
-Какова цель нашего сегодняшнего урока? (мы будем закреплять знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова)
-Для этого нам придется активно поработать на уроке.




4. Минутка чистописания.
-А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать куда - посмотрите на доску и попробуйте отгадать. Кто догадался? (в космос) Слайд 5,6
-С какой буквы начинается это слово? (с согласной буквы К)
-Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква К.
5. Словарная работа.
-Итак, мы отправляемся с вами в космос. А кто знает значение этого слова? (космос - вселенная, мир)
-Подберите однокоренные слова к слову «космос». -А вот какие слова получились у меня, посмотрите на слайд. Подумайте, какое слово «лишнее». Почему? Слайд 7
-Так какие слова получились? Выделите корень.( устно) Слайд 8 -Что такое космос мы выяснили, а теперь можно и в путь. Слайд 9

Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости хороших ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас-

И вот мы к полету готовы сейчас.


-Итак, в космос мы отправляемся на ракете. И первое, что мы посетим - это планета «Витаминка». Слайд 10. Здесь нас ждут словарные слова. (Орех, морковь, яблоко, ягода, арбуз, капуста) Слайды 11-17.
6. Обобщение. Слайд 18

Внимание! Взлет!

И наша ракета мчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой земли.


-Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) -Летим! Сейчас вы будете представлять как мы с вами летим. А Паша расскажет, что же нам встретится на пути. Слайд 19. Вы следите по тексту и постарайтесь найти в тексте слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь!

«Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню.»


-Так какое это слово? Назовите формы этого слова. Поставьте на строке цифру 1 и запишите эти слова. ( звезд, звезды, звездами, о звездах) Слайд 20.
-Выделите окончание и основы слов. Расскажите все. Что вы знаете об окончании. (окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.) -Проверим. Прочитаем.
-Сейчас мы с вами летим на одну из планет. Слайд 21. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете - посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, листья) Слайд 22.
-А какая часть самая главная? (корень)
-А дерево мы посадим необычное - словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего дерева корень - уч-. Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:

-Как вас называют в школе? (ученики)

-Почему вас так называют? (т.к. мы учимся)

-Как называют того человека, который учит? (учитель)

-Над какой пословицей мы работали на прошлом уроке? (ученье - свет, а неученье - тьма) -Запишите эти слова на вторую строку и выделите корень. -Проверим. Работаем цепочкой. -Как называют эти слова? (однокоренные) -Почему их так называют? (у этих слов общий корень, они родственные по значению) -Что такое корень? (корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных слов) -Проверим, прочитаем. -Вот какое красивое дерево выросло. На этой планете очень красиво. Воздух чистый, вода в реке прозрачная, небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть.
8. Физминутка. Слайд 25.



9. Обобщение. ( продолжение)
-А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой? (ромашка)
-На этой планете такой цветок называется приставочным. Слайд 26. -Как вы думаете, почему? (на лепестках приставки)
-Образуйте с помощью этих приставок и корня -сад- новые слова, запишем их на третьей строке, выделяя приставку. Слайд 27.
-Что такое приставка? (приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
-А сейчас нам предстоит отправиться на другую планету «Книжную», Слайд 28, 29, где мы поработаем по учебнику: стр. 87, упр. 3
-Читаем задание. (как можно образовать ласковые имена детей)
-Работаем в паре, помогаем если нужно друг другу, советуемся. Слайд 29. -Поставим на строке цифру 4 и запишем полученные слова, выделим суффикс. Проверим. Слайд 30.
-Что такое суффикс и для чего он служит?
-А теперь посмотрите на пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли. (окончание, основа, корень, приставка,суффикс) Слайд 32.
-Как называется такой разбор? (разбор слова по составу)
-А теперь проверим, чему мы научились на этих планетах.


10. Самостоятельная работа
-Сделайте разбор по составу. Слайд 33. -Проверьте.





11. Итог.
-Нам уже пора домой. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте узнаем, как называются эти планеты. Для этого надо отгадать кроссворд. Слайд 34.
1. Изменяемая часть слова. 2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 4. Общая часть однокоренных слов.
-Планеты, на которых мы побывали, называются Планетами МОРФЕМ. Морфемы - это части слов, которые мы сегодня выделяли. Слайд 35.

Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

Мы на землю приземлились.


-Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите мне. Слайд 36.

12. Домашнее задание.
-Домашнее задание я для вас приготовила на карточках, которые лежат в ваших дневниках.

  • Прочитайте предложения. Спишите, в однокоренных словах выделите корень.

Под осиной растут подосиновики. В лесу работает лесник. Рыбак ловит рыбу. Муравьи живут в муравейнике.









© 2010-2022