Урок по обучению грамоте для 1 класса. Буква Щщ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.

Тип: Изучение нового.

Цель и задачи:

Предметные:

знакомить с буквами Щ щ, обозначающими согласный звук [щ];

учить характеризовать звуки;

учить различать звуки и буквы;

учить читать слоги и слова с данной буквой;

Метапредметные:

учить сравнивать поэлементный состав букв;

учить сравнивать написанную букву с образцом;

контролировать свои действия при чтении и написании слогов и слов с новыми буквами;

учить принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные:

воспитывать и развивать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, взаимоподдержки, сотрудничества;

воспитывать способность к самооценке.

Оборудование: Общеклассные:

  1. Картинки с изображением щуки.

  2. Наглядный материал с напечатанными предложениями, слогами.

  3. Картинки с изображением буквы Щ щ.

  4. Лента букв.

  5. Слоги.

  6. Карточки с недописанными слогами.

Индивидуальные:

  1. Слоги.

  2. Тетради.

  3. Деформированное предложение.

  4. Цветные карандаши.

Литература:

  1. Русская азбука. В. Г. Горецкий

  2. Обучение грамоте. Е.В. Менькова

  3. Тесты по обучению грамоте. О.Н. Крылова

Этапы урока

ДД учителя

ДД учащегося

Формирование УУД

1. Организационный

момент

2. Актуализация знаний



3.Н.м.


Вычленение первых звуков в словах



Слого-звуковой анализ слова


Допиши слово



Взаимопроверка.

4.Физминутка

Работа в прописях.




5. Физминутка

Слоговое лото


Работа с учебником.

Работа с деформированным предложением.

Проверка.

Самооценка.

6. Итог

Проверка готовности к уроку.

1. Разминка: скороговорка

Щука щуренку купила капюшон.

2. На доске написаны слоги: кя за вю ве га де бё чу жи щу

Разложите на парте данные слоги на две группы.

Какой слог у вас вызвал затруднение?

Как вы думаете, кто прав?

Кто догадался о чём мы будем разговаривать на уроке?

Значит, тема сегодняшнего урока: буквы Щ щ, звук (щ).

Отгадайте загадку:

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает.

Назовите первый звук в словах: ЩУКА, ЩЕЛЬ

Что вы можете сказать про этот звук?

Докажите.

Гласная буква «у» может смягчать предыдущий согласный?

Гласная «е»?

Почему?

Есть ли разница при произношении первого звука в этих словах?

Кто догадался почему согласный (щ) в этих двух словах звучит одинаково?

Есть ли у звука (щ) пара по глухости - звонкости?

Что еще вы можете сказать про звук (щ)?

Вывод:

Дайте характеристику звуку (щ).

Сделайте слого-звуковой анализ слова ЩУКА


Придумайте и назовите слова в которых есть звук (щ)

На доске запись::

- ука

Ово-

Товари-

Ле-

-епка

-айка

Какое задание можно предложить?

Какую букву нужно вставить в слова?

Какой звук обозначает эта буква?

Все согласны?

Напечатайте только те слова, в которых нужно вставить букву Щ и проверьте друг у друга.

ФИЗМИНУТКА

Знакомство с письменными буквами Щ щ.

Сравнение заглавной Щ и прописной щ:

Есть ли разница при написании строчной и заглавной буквы щ?

Из каких элементов состоит буква щ?

Письмо букв и слогов в прописи.

Анализ предложения:

Сколько слов в предложении?

Какое слово первое?

Второе?

Третье?

Четвёртое?

Найдите и объясните орфограммы.

Докажите, что в слове ёрш на конце буква Ш.

Комментированное письмо предложения в прописи.

Гимнастика для глаз.

Прочитайте слоги и придумайте с ними слова.

Проверка.

С. 65 - жужжащее чтении слогов, слов с буквой щ.

О ком вы прочитали?

Что вы о них узнали?

Составить рассыпанное предложение из данных слов.

Два щенка играли на лужайке.

(слова напечатаны на карточках для каждой пары)

Напишите это предложение в прописи.

Проверка.

Оцените себя по шкале.

Вспомните, какая проблема у нас возникла в начале урока? ( кя за вю ве га де бё чу жи щу)

Кто теперь может ответить на этот вопрос?

Что нового вы узнали сегодня уроке?

(учитель благодарит учащихся за урок)

Проверяют

Произносят

(от тихого произнесения к громкому и наоборот).

(Две пары детей выполняют задание за доской)

Работа в парах (делят на твердые и мягкие согласные)

Часть детей относит слог ЩУ отнесли к мягким, часть к твёрдым.

Отвечают

Познакомимся со звуком (щ) и буквой Щ щ.

щука

[щ]

дают разные ответы

доказывают, что согласный, глухой

Нет

Да

Дает два звука и смягчает предыдущий согласный

нет

Звук (щ) всегда мягкий

Нет, он непарный глухой

Шипящий

Согласный, всегда мягкий, непарный глухой, шипящий

В слове щука 2 слога. Первый слог - ЩУ, второй - КА. Ударение падает на первый слог ЩУ. Я слышу слияние согласного, всегда мягкого, непарного глухого, шипящего звука Щ и гласного, ударного звука У; второй слог КА - это слияние согласного, твердого ,парного глухого звука К и гласного, безударного звука А.

Щука, щавель, щит, овощи, роща, щипцы


Вставить букву

Букву щ

Звук (щ)

Нет, в слове чайка надо вставить букву Ч.

Печатают в тетрадях и проверяют друг у друга

Есть - размер

Ответы детей.

Письмо детьми в прописи с.27.

4

Ёрш

И

Щука

Рыбы

Начало предложения с большой буквы, в слове ёрш звук (ш) в слабой позиции, в слове щука - сочетание ЩУ, в конце предложения стоит точка.

Ёрш - ерши

Ёрш и щука - рыбы.

(работа в группах, слоги лежат на парте)

Составление слов из данных слогов ЩА, РО, ЩУ, КА, КЛЕ, НОК, ЩИ, ЩЕ, ГОЛ

Отвечают

Отвечают

Дети составляют предложение, работая в парах.

Пишут в прописи с.27.

Сравнили с правильным вариантом.

Оценивают.

Отнести слог ща в группу с твёрдыми согласными или мягкими.

Отвечают

Отвечают

Регулятивные


Личностно-коммуникативные (учитывать разные мнения и формулировать своё мнение и позицию).

Затруднения, решение затруднения (фронтальная работа)

Регулятивные и личностные

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Фронтальная работа

Формулировать собственное мнение и позицию



Использовать знаково-символические средства, схемы


Фронтальная работа

Регулятивные и личностные



Контроль действия партнёра

Регулятивные и личностные


Формулировка собственного мнения и позиции



Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Строить речевое высказывание в устной форме

Контроль действия партнёров

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Ученик анализирует работу на уроке свою и своих товарищей




Приложение 1.

Карточки со слогами:

кя за вю ве га де бё чу жи щу

Приложение 2.

Карточки со слогами:

ЩА, РО, ЩУ, КА, КЛЕ, НОК, ЩИ, ЩЕ, ГОЛ

Приложение 3:

Карточки с деформированным предложением:

Два щенка играли на лужайке.


© 2010-2022