- Преподавателю
- Начальные классы
- Мир животных Куприна А. И
Мир животных Куприна А. И
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Чельдиева М.К. |
Дата | 09.05.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Мир животных
А. И. Куприна
Учительница н\кл
МКОУ СОШ № 2 г. Алагира
Чельдиева М.К.
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.
Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.
Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.
Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире - детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Поэтому я рекомендую для изучения в школе все эти грустные и смешные истории о животных, которые с особым интересом и сочувствием воспринимаются учениками. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…
Цели урока
1. Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.
2. Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.
3. Развитие способностей детей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.
Оборудование урока
1. Портрет А.И. Куприна.
2. Выставка книг.
3. Иллюстрации к произведениям писателя.
4. Электронная презентация.
5. Фильм по мотивам рассказа А.И. Куприна «Бальт».
Предварительная подготовка
1.Чтение рассказов Куприна о животных.
2. Индивидуальное задание ученикам: устное сообщение о писателе.
3. Составление электронной презентации.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя
В начале урока звучит мелодия из телепередачи «В мире животных».
- Почему именно эта мелодия прозвучала? (Ответы детей)
- У Александра Ивановича Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу. И сегодня на уроке мы поговорим о своеобразии рассказов А.И. Куприна, посвящённых миру животных.
2.Сообщение учащегося о писателе
Многие рассказы А. И. Куприна посвящены изображению животных (в основном - домашних).
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И.Куприн был великим «зверолюбом».
Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие - у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:
Сам Куприн -писатель
С нами был приятель.
«Все наши животные - собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери - были у нас членами семьи, - вспоминала дочь Куприна. - С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.
«В 1930 году, - пишет О.М. Михайлов, - писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».
Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла - «Ральф» (1934 г.).
Его рассказы о животных, рассыпанные по разным изданиям, действительно, могли бы составить целую книгу.
3. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми
Учащиеся по очереди показывают иллюстрации всему классу. Надо определить, к какому рассказу сделан рисунок, какой момент отображён. Затем своё предположение подтвердить цитированием. Если кто-нибудь из детей проиллюстрирует рассказ «Бальт», то можно будет посмотреть отрывок из фильма «Опасное арктическое приключение».
4. Идейно-художественный анализ рассказа «Завирайка»
А.И.Куприн был убеждён в том, что животные отличаются своей памятью, способностью различать время, пространство, звуки и даже цвета. У них, по его мнению, бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность и признательность, гнев и смирение, радость и горе. Не случайно рядом с заглавием рассказа «Завирайка» он дал подзаголовок: «Собачья душа».
Беседа по вопросам:
- Расскажите о первой встрече повествователя с Завирайкой. (Ответы детей)
- Какие ведущие черты его характера уже намечены? (Ответная реакция на доброту, твёрдость, доверчивость, проницательность)
- Какая портретная деталь это подтверждает? (Глаза: «Они не бегали, не моргали, не прятались…настойчиво спрашивали меня…»)
- Какие эпитеты использованы автором при описании внешности собаки? («Блестяще - чёрный, с густо - рыжими подпалинами, широкогрудый и т.д.)
- К какому оценочному эпитету ведут отмеченные средства выразительности? («Отличный гончий пёс»)
- Какие эпитеты служат выражению обобщающей характеристики? («Умна и мужественна»)
- Что ещё автор отмечает в характере Завирая? (Характер Завирая«кроткий и чистый»)
- Есть ли основания утверждать, что автор имеет в виду и человеческие взаимоотношения, когда пишет о собаке? (Есть. В рассказе «Завирайка»Куприн с восторгом пишет о кроткости и чистоте характера охотничьего пса, который «проявил такую преданную дружбу, такую силу доброй воли и такую сообразительность, какие и среднему человеку сделали бы большую честь». Куприн считает, что на розыски «приятеля» (попавшего в капкан Патрашку) заставил пойти Завирайку не тёмный инстинкт, а сознательный ум.)
5. Просмотр электронной презентации «Мир животных Куприна»
6. Подведение итогов
- Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром.Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).
7. Домашнее задание
Сочинение на тему «Рассказ, который мне понравился больше всего».