Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
План - конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами. Форма урока: урок - игра Тип урока: урок рефлексии Цели урока: Обучающие: - Обобщить знания об обозначении на письме мягкости согласных звуков гласными буквами. - Упражняться в чтении и записи транскрипции. - Обогащать словарный запас детей. Развивающие: - Развивать умение видеть в словах «опасные места». - Развитие речи, внимания, памяти, мышления, каллиграфических и гигиенических навыков письма. -Развивать коммуникативные компетентности учащихся. Воспитывающие: - Воспитывать интерес к изучаемому предмету. Здоровьесберегающие задачи:

1.Предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся.

2. Увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц. Оборудование: мультимедийная презентация урока; у каждого учащегося: рабочая тетрадь, учебник (авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), лестница самооценки.





Ход урока I. Организационный момент. 1.Отгадайте загадку Учитель: - Ребята, к нам часто на урок приходят сказочные герои. Сегодня - не исключение. Отгадайте загадку и узнаете нашего гостя. Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: Башню, дом и самолёт, И огромный пароход.


Ученик: - Карандаш. 2. Рефлексия Учитель: - Действительно, сегодня у нас в гостях сказочный герой карандаш. - Посмотрите, что он вам принёс. Слайд № 1 (Детям раздаются листочки с « Лесенкой»). Учитель: Как бы вы назвали эту лесенку? Ученица: - Лесенка Знаний. Учитель: - Почему? Ученик: - С каждым днём мы узнаём больше, а поэтому поднимаемся выше по лестнице Знаний. Учитель: - Возьмите карандаш и попробуйте оценить свои знания. Подумайте, на какой ступеньке вы находитесь в начале урока и поставьте знак +. Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.
II. Работа над каллиграфией. 1.Отгадайте загадку Учитель: - А вот какую загадку приготовил для вас карандаш. Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь - вода в руке? Слайд № 2
Ученица: - Снежинки. Учитель: - Подберите родственное слово к слову «снежинка». Ученики: - Снег, снежный, снеговик, Снегурочка. Учитель: - Какой корень имеют эти слова? Ученица: - Эти слова имеют корень снег или снеж. 2. Работа в тетради (стр. 15). Минутка чистописания. Слайд №3 Учитель: - Рассмотрите рисунки в тетради. - Какие буквы напоминают снежинки по своей форме? Ученик: - Снежинки напоминают буквы ж и х. Учитель: - Нарисуйте на первой строке снежинки. Учитель: - Наверное, когда вы рисовали снежинки в тетрадях, ваши руки замёрзли, я предлагаю их согреть. 3.Пальчиковая гимнастика. Слайд № 4 а) упражнение для ладоней Вот встречаются зайчата Как согреться нам, ребята? Чтобы побыстрей согреться, Надо спинками тереться. Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.
(Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. Повторяют четверостишие несколько раз). Слайд № 5 б) массаж пальцев Без пальто гулял глупышка, И замёрз он, как ледышка. Чтобы пальчик отогреть, Будем мы его тереть. Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.
(Учащиеся растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой. Затем тоже самое проделывают с мизинцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз). Слайд № 6 (Щёлкнуть по стрелке «назад»). Учитель: - Рассмотрите элементы строчных букв х, ж. Их надо писать безотрывно. - Посмотрите, как это делает мой помощник Карандаш.

Карандаш: Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не скривлюсь.
За работу я возьмусь.

Слайд №7 Повторение правило посадки при письме 4. Чтение и запись слов: хорь, хлеб, железо, жвачка, уха. Учитель: - Определите количество слогов в словах. Назовите слова с одним слогом, двумя, тремя. - Какие слова нельзя переносить? Ученик: - Нельзя переносить слова хорь, хлеб, уха. Учитель: - Почему? Ученики: -В словах хорь, хлеб один слог, поэтому их переносить нельзя. -В слове уха два слога, но переносить нельзя, так как одну букву не оставляют на строчке и не переносят, даже если она составляет слог.
Учитель: - Определите характер слогов в словах жвачка, хорь, уха (открытые или закрытые). - Разделите слова железо, жвачка для переноса, запишите. Учитель: - Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Ученица: - Хорь. Учитель: Почему? Ученица: - Мягкий знак звука не обозначает. Учитель: - Произнесите слово хлеб. Какой звук слышится в конце? Ученик: - В конце слова слышится звук [п]. Учитель: - Почему в этом слове пишем букву б? - Подберите однокоренные слова, определите корень. Ученики: Хлебный, хлебушек. 5.Упражнение для самоконтроля. Снежинки в воздухе кружились, Потом на строчки опустились. Соединиться с буквой той, Что вся сияет красотой. Учитель: - Лучшие буквы ж соединяют с ж-образной, а лучшие буквы х - с х - образной снежинкой. III. Сообщение темы, постановка цели. Ученическое целеполагание.

Учитель: - Ребята, учитель Карандаш знает интересную игру и предлагает нам в неё поиграть. Слушайте условие игры: слова хотели «перейти» дорогу, но не знали как это сделать, потому что над дорогой висел необычный светофор. На нём загорались синий и зелёный сигналы. Игра «Светофор» Слайд № 8 Учитель: - Подумайте и скажите, почему над дорогой висел такой светофор? Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами. Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.но [но] нё [н' о] сэ [cэ] се [с'э] ры [ры] ри [р'и] ма [ма] мя [м 'а] лу [лу] лю [л'у]
Учитель: - Какие согласные могли перейти дорогу на синий свет, а какие на зелёный? Ученик: - На синий свет перешли согласные твёрдые, а на зелёный - мягкие. Учитель: - Какие гласные пишутся после твёрдых согласных? Указывают на твёрдость согласных звуков при произношении? Ученица: - Гласные первого ряда: а, о, э, ы, у. Учитель: - Какие гласные пишутся после мягких согласных, обозначают мягкость согласных звуков? Ученик: - Гласные второго ряда: я, ё, е, и, ю. Учитель: - Перед вами слоги в «буквенной одежде». Но при записи они могут иметь и «звуковые костюмчики», «одежду». Учитель открывает транскрипцию с твёрдыми гласными. Учитель: - Чем отличается запись? Ученик: - Квадратными скобками. Учитель: - Такая запись называется транскрипция. - Сравните транскрипцию слогов с мягкими согласными. Чем отличаются записи? Ученица: - Мягкость согласных отличается запятой вверху, гласные полностью меняют свою «одежду». Учитель закрывает «буквенные» записи слогов, оставляет транскрипцию. Учитель: -Прочитайте слоги в транскрипции. Если вверху у согласного есть знак мягкости (запятая), то произносите его мягко. - Сформулируйте тему урока. Ученица: - Мы будем учиться различать мягкие и твёрдые согласные звуки. Учитель: - С какой целью нам надо научиться это делать? Ученица: - Это нам поможет правильно произносить и грамотно писать слова. Учитель: - Молодцы. Мы сегодня с вами будем развивать умение обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами. IV. Физкультминутка Учитель, кидая мяч, называет слог или слова с гласными 1(2) ряда. Учащиеся, бросая мяч ему обратно, должны тоже назвать слог или слово с гласным 1(2) ряда. V. Словарная работа. Слайд № 9 Учитель: - Как называется произведение, из которого Карандаш взял следующий фрагмент: …И кастрюля на бегу Закричала утюгу: - Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу! - * * * Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит… А за ними блюдца, блюдца - … Вдоль по улице несутся - … На стаканы - дзынь! - натыкаются, И стаканы - дзынь! - разбиваются. И бежит, бренчит, стучит сковорода: - Вы куда? Куда? Куда? Куда? Ученик: - К.И. Чуковский «Федорино горе». Учитель: - Кто запомнил, какие предметы убежали от Федоры? - Почему они убежали? - Как одним словом назвать все эти предметы? Ученица: - Посуда. Учитель: - Запишите в тетради: «посуда, кастрюля, сковорода, тарелка, стакан». - Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. Учитель: - Проверьте работу соседа по парте. Если есть ошибки, исправьте их простым карандашом. - Назовите слова, в которых есть мягкие согласные. Произнесите слоги, в составе которых есть мягкие согласные. Ученик: - Рю, ля, рел. - Как обозначена на письме мягкость этих согласных? - Попробуйте надеть «звуковую одежду» на эти слоги. Ученики: [р'у], [л'а], [ р'эл]. V. Повторение Гимнастика для пальцев.

Зарядка для пальчиков на аппликаторе Кузнецова.

(в ритм постукивание тремя пальчиками правой и левой руки по аппликатору)

Тили - тили - тили - бом. Сбил сосну зайчишка лбом.

(темп нарастает) Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.

(Указательный и безымянный пальчики правой и левой руки "бегут" по аппликатору.) Поскорее сбегай в лес, (кулачками по аппликатору) Сделай заиньке компресс. 1. а) Упражнение 26, стр.26. Выполнение по заданию учебника, по «шагам». Учитель: - Прочитайте написанное. Выпишите только слова. - Какое слово состоит из двух слогов? Ученик: - Слово ура состоит из двух слогов, т.к. в этом слове две гласные буквы. Учитель: - Что можно сказать про остальные слова? Ученица: - Остальные слова односложные, в них одна гласная буква. Учитель: - В каких словах есть мягкие согласные звуки? Ученик: - Мягкие согласные звуки есть в словах: мир, мяч, вёл. Учитель: - Как на письме обозначена их мягкость? Ученица: - Мягкость согласных обозначена гласными буквами и, я, ё. Учитель: - Обозначьте мягкие согласные звуки зелёными буквами. Учитель: - Запишите слова самостоятельно. Слайд № 10 1. б) Дифференцированное задание по карточкам. Учитель: - Наденьте «звуковую одежду» для слов, записать транскрипцию: мир, мяч, вёл. ([м'ир], [м'ач'], [в'ол].) 2. Взаимопроверка упражнения учебника. 3. Физминутка. Слайд № 11

Отложите-ка тетрадки. Раз-два!
Становитесь на зарядку. - Раз-два!
Сладко-сладко потянулись, и прогнулись, и пригнулись.
Ваши мышцы все проснулись? Да!
Ваши губки улыбнулись? Да!
Пальчики к письму готовы? Да!
Мы работать будем снова? Да!
4. Предупредительный диктант. Слайд №12 Россия будет жить в мире. Люди не хотят войны. Учитель: - Назовите слова, которые нельзя перенести. Почему? Ученик: - Нельзя переносить слово жить, т.к.слово стоит из одного слога. Учитель: - Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? Ученики: - Россия, потому что удвоенная буква эс даёт долгий звук с. - Жить, т. к ь знак звука не обозначает. Учитель: - Назовите слово, в котором есть одна буква, обозначающая два звука. Ученик: - Это в слове Россия. - Разделите для переноса слова: Россия, войны. Запишите их. - Найдите «опасные» места в словах хотят, войны, жить. Докажите правильность их написания. - Можно ли эти предложения назвать текстом? - Какой темой они объединены? - Какие правила оформления предложения на письме вы использовали? - Составьте схемы предложений. Выполняется коллективно на доске и в тетрадях.
|___ ___ ___ _ ___ . |___ _ ___ ___ . 5. Игра «Узнай слог». Слайд № 13 - Слоги каких слов из предложений спрятались в транскрипции? [с'и], [м'и], [л'у], [д'и]. Ученики находят слова: Россия, мире, люди. VI. Физкультминутка Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь выше и сильней! 5. Игра «Грамматический футбол». Слайд № 14 Учитель: - У детской писательницы И. Токмаковой есть стихотворение «8 : 0». Если штангой сделать М, Если штангой сделать Л И забить в ворота Будет… МЕЛ. Последнее слово дети произносят хором. Далее игра продолжается.
Если О забить, как гол, Будет… МОЛ. У забьём - вратарь угнал! Будет … МУЛ, И… МИЛ, Ы… МЫЛ, А… МАЛ, Я… МЯЛ, Ё… МЁЛ - 8 : 0!

Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами. Ученики записывают слова в тетрадь, на доске один ученик распределяет слова в два столбика:
С твёрдым звуком [м] С мягким звуком [м']


- Обратите внимание на соединение гласных с л. - Отметьте твёрдые согласные точкой синего цвета, мягкие - зелёного. - Какие гласные указывают на твёрдость согласных звуков? На мягкость? 6. Физминутка. Слайд № 15

Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий.

Учитель:

- А теперь нам Карандаш предлагает выполнить вместе с ним зарядку для глаз. Внимательно глазками следите его путь перемещения. 7. Работа по рисункам к упражнению 27 на стр. 26-27. Учитель: - Игрушки вместе с нами изучают русский язык. Обезьянка и львица Эля играли с нами в «Футбол». -Какие слова они успели написать? Ученики: - Мял, мал, мил. Учитель: - А Дракоша и Зайчик пытаются найти слова из «Футбола» в упражнение 27 на стр. 26. Помогите им прочитать транскрипцию («звуковую одежду») слов. - Какие слова из «Футбола» записаны? Ученик: - Записаны слова мал, мял. Учитель: - Прочитайте остальные слова. - Сравните пары по звуковому составу и по смыслу. - Запишите пары слов. (Мол- моль, галка- галька.) - Какой буквой обозначили мягкость согласных? Ученик: - Мягкость согласных обозначена ь знаком. Учитель: - Значение какого слова вам было непонятно? Ученик: - Мол. - Вот какое определение слову мол нашёл Карандаш в толковом словаре: Слайд № 16

Из толкового словаря МОЛ - сооружение в виде стенки для защиты судов от морских волн в порту.

Учитель: - Составьте с этим словом предложение. Ученики: - Сооружение мол - защиает порт от волн. - Мол- задерживает движение волн.
8. Подвижная физкультминутка «Море волнуется - раз…» Слайд № 17
9. а) Письменное выполнение упражнения 28, стр. 27. Слайд № 18 Учитель: - Запишите слова, вставляя пропущенные буквы: I вариант - а II вариант - я На доске выполняют работу два ученика (по вариантам). 9. б) Проверка коллективная. Учитель: - Сравните слова по смыслу, звуковому и буквенному составу. - Какие слова нельзя переносить? Почему? VI. Итог урока. 1.Тест. Работа в парах. Слайд № 19 Учитель: - Наши игрушки по заданию Карандаша группой выполняли тест. Вот их ответы: 33 21 10 а о э ы у я ё е и ю паль-то, шос-се, язык, читай-те. Учитель: - Сформулируйте вопросы, на которые отвечали игрушки. Учитель: - Посоветуйте Карандашу, какое задание ему включить в следующий урок для своих учеников. 2. Упражнение на закрепление. Игра «Переодень слова». Слайд № 20 Учитель: - Помогите игрушкам « переодеть» слова: футбольный [м'ач] железный [л'ук] - Запишите «переодетые» слова и их транскрипцию на зелёной полосе в тетради. 3.Итоговая рефлексия. Учитель: - А сейчас возьмите листочки с лесенкой Знания. - Поднялся ли кто - нибудь из вас на ступеньку выше? - А кто ещё остался на том же месте? - Что нужно, чтобы подняться выше? - А как я вам могу помочь? Слайд № 21 Учитель: - Ребята, Карандаш оставил нам послание с пожеланием, давайте его прочитаем: «Желаю успехов в учёбе».








Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)

Поиск по сайту

Физкультминутка. Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
Физкультминутка. Разминка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно - поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.) На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

17


© 2010-2022