Рабочая программа Умники и умницы (1класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Снопковская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Ново-Снопковская ООШ»

_______________________

Панфилов Е. И.


29.08.2014г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Умники и умницы»


1 класс

.



Составитель: Панфилова Ю. М.,

учитель начальных классов


2014

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2007 г. - с. 191 - 210. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям





Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема,

тип урока, форма проведения

Основные виды учебной деятельности учащихся

Контрольно-оценочная деятельность

1

01.09


1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)



Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.



Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.



Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Стартовый контроль Диагностика

2

04.09


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический Пооперационный контроль

3

08.09


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

4

11.09


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный контроль

5

15.09


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

6

18.09


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль Прогностический контроль

7

22.09


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

8

25.09


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

9

29.09


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический Пооперационный контроль

10

02.10


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

11

06.10


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный контроль

12

09.10


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

13

13.10


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль Прогностический контроль

14

16.10


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

15

20.10


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

16

23.10


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический Пооперационный контроль

17

27.10


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату Самоконтроль

18

30.11


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.



Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Прогностический Пооперационный контроль

19

10.11


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

20

13.11


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный контроль

21

17.11


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

22

20.11


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль

23

24.11


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

24

27.11


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

25

01.12


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический Пооперационный контроль

26

04.12


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

27

08.12


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный контроль

28

11.12


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

29

15.12


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль

30

18.12


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

31

22.12


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

32

25.12


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату Самоконтроль

33

12.01


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.



Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.



Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.



Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Прогностический Пооперационный контроль

34

15.01


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

35

19.01


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный контроль

36

22.01


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

37

26.01


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль

38

29.01


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

39

02.02


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

40

05.02


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Прогностический Пооперационный контроль

41

09.02


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

42

12.02


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный контроль

43

23.02


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

44

26.02


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль

45

02.03


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Прогностический контроль

46

05.03


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

47

09.03


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

48

12.03


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный контроль

49

16.03


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

50

19.03


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.



Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.



Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве



Прогностический Пооперационный контроль

51

30.03


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

52

02.04


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный контроль

53

06.04


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

54

09.04


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль

55

13.04


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.



Графический диктант

Прогностический контроль

56

16.04


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

57

20.04


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический Пооперационный контроль

58

23.04


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Самооценка

Самоконтроль

59

27.04


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Рефлексивный контроль

60

30.04


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

61

04.05


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль

62

07.05


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

63

11.05


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль

64

14.05


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Прогностический Пооперационный контроль

65

18.05


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Итоговый контроль, Самоконтроль

66

21.05


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Прогностический

Пооперационный контроль

Учебно - методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Методическое пособие для 1 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. - Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. - 34 с. - ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.



© 2010-2022