Рабочая программа по русскому языку Школа России 2класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального и общего образования на основе авторской программы «Русский язык» (1 - 4) В П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», утвержденной МО РФ (Москва, 2011 г), образовательной системы «Школа России». Программа составлена из расчета 5 часов в неделю 170 часов в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 2 класса учебник «Русский язык 2 класс. Издательство: М., «Просвещение», 2012 год. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» (авторы В П. Канакина, В. Г. Горецкий). Издательство: М., «Просвещение», 2013 год; В П. Канакина, В. Г. Горецкий «Слова с непроверяемыми написаниями» - пособие в виде карточек к учебнику «Русский язык 2 класс. (М., «Просвещение» 2013 г.) В связи с целями и задачами МАОУ Видновской СОШ № 9 для 2 класса выбрана программа «Русский язык» 2 класс В П. Канакиной, В. Г. Горецкого по УМК «Школа России», так как содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса. Курс «Русский язык» и его предметная линия связаны с такими учебными предметами как «Литературное чтение», «Окружающий мир». Цели и задачи данной программы достигаются путём проведения различных видов уроков. Уроки контроля знаний осуществляются путем проверочных работ и контрольных диктантов.

Общая характеристика учебного предмета Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение русского языка отводится во 2 классе - 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). Исходя из учебного плана школы 34 учебных недель,5 ч в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

  1. Духовно-нравственное развитие учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций (семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии, российской гражданской нации, мирового сообщества).

  1. Интеграция духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в основные виды деятельности учеников (урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную).

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».

Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета «Русский язык». Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
№ Тема Количество часов по программе Сокращение и увеличение часов Количество часов практически 1 Наша речь

3

0

3 2 Текст

4

0

4 3 Предложение

12

0

12 4 Слова, слова, слова…

18

0

18 5 Звуки и буквы

59

0

59 6 Части речи

58

0

58 7 Повторение

16

0

16

Итого 170 170

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме.

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения программы

Наша речь (3 ч)

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»

Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.

1 неделя

2

Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя).

3

Диалог и монолог

Речь диалогическая и монологическая.

Текст (4 ч.)

4

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.

Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту

1 неделя

5

Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие

6 -7

Части текста . Построение текста: вступление, основная часть.

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».

2 неделя

Предложение (12 ч.)

8

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте

выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения,

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах

предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова

2 неделя

9

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания . Логическое (смысловое) ударение в предложении.

10

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

11

Члены предложения

3 неделя

12

Главные члены предложения (основа).

13

Второстепенные члены предложения (без деления на виды)

14

Распространенные и нераспространенные предложения

15

Связь слов в предложении.

16

Развитие речи. Коллективное составление рассказа «Золотая осень».

4 неделя

17

Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции «Картинной галерее» учебника)

18

Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

19

Контрольное списывание текста с дополнительным заданием

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Слова, слова, слова… (18 ч.)

20

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова,

Работать со страничкой для любознательных.

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова синоним

Работать со словарями синонимов учебника.

Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы

Знакомиться с этимологией слова антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Ударение. Определять ударение в слове.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Словесное и логическое (смысловое) ударение Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов,

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам.

4 неделя

21

Однозначные и многозначные слова.

5 неделя

22

Р/р. Прямое и переносное значения слов.

23

Работа с толковым и орфографическими словарями.

24

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

25

Синонимы и антонимы. Работа со словарём синонимов и антонимов

26

Обобщение по теме «Слово и его лексическое значение»

6 неделя

27

Р/р. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам

28

Родственные (однокоренные) слова.

Выделение корня в однокоренных словах.

29

Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов

30

Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов

и слов с омонимичными корнями.

31

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

7 неделя

32

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение

33

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения

34

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

Работа с орфоэпическим словарём

35

Перенос слов. Правила переноса


36

Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

8 неделя

37

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам,

Звуки и буквы (59 ч.)

38

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов.

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой обедом», используя опорные слова (под руководством учителя)

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах».

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

8 неделя

39

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями

40

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой «за обедом»

Употребление прописной (заглавной) буквы.

41

Контрольный диктант № 2 за первую четверть

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

9 неделя

42

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

43

Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

44

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, на¬писание которой надо Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под¬бора однокоренного слова (слоны - слон, слоник; трава - травы, травка).др. проверять.

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным» гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. написания.

45

46

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

10 неделя

47

48

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

49

50

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

51

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.)

11 неделя

52

Проверочный диктант Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 кл.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.


Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при¬шла. Детство» (под руководством учителя).

Составлять текст из предложений.

53

Р/р Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.

54

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением

55

Упражнения в написании слов с безударными гласными

56

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.

Представление об орфограмме

12 неделя

57

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

58

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

12 неделя

59

Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».

Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

60

Согласный звук [й'] и буква «и краткое»

61

Слова с удвоенными согласными

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

13 неделя

62

Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

63

Проект «И в шутку и всерьез».

Находить совместно со сверстниками и взрослыми ин-формацию в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания

Участвовать в презентации занимательных заданий.

64

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти

65

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами

и, е, ё, ю, ь.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

13 неделя

66

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

14 неделя

67

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

68

Р/р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы

69

Проект «Пишем письмо»

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

70

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Применять правило написания слов с букво-сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,

71

Р/р. Работа с текстом.

15 неделя

72

Проект «Рифма»

73

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

74

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу

75

Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

15 неделя

76

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

16 неделя

77

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

78

Р.р. Работа с предложением и текстом.

Контрольное списывание текста

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов. обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

79

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка - трава, травушка; мороз - морозы, морозный).

80

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

16 неделя

81

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать ее в соответствии с изученными правилами.

17 неделя

82

83

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

84

85

86

Изложение текста по вопросам

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы

18 неделя

87

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания

88

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

89

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

18 неделя

90

Фонетический разбор слова.

91

Контрольный диктант№ 5 по теме «Правописание слов с парными согласными на конце слова и перед согласным»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

19 неделя

92

Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

93

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагать письменно текст по вопросам.

94

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи.

95

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

96

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание слов с мягким знаком»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

20 неделя

Части речи (58ч.)

97

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают с частями речи.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

20 неделя

98

Формирование умений работать с графической информацией.

99

Предметы и явления окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающи-ми эти предметы и явления

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов - имён существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

100

Общее представление об имени существи-тельном как части речи

101

Имя существи-тельное как часть речи: значение и употребление в речи

21 неделя

102

Одушевлённые и неодушевлённые имена существи-тельные

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что? подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

103

104

Формирование представлений о профессиях и людях труда.

105

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту

106

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собствен-ных.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существи-тельных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

22 неделя

107

Развитие познавательного интереса к происхождению имен и фамилий, истории названия своего города.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

108

Р/р. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Составлять устный рассказ по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя)

109

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Составлять устный рассказ о своем домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.

110

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях

Писать с заглавной буквы имена собственные.

111

Число имён существительных. Изменение существительных по числам.

Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга - книги). Произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. Работать с орфоэпическим словарём.

23 неделя

112

Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член)

113

Обобщение знаний об имени существительном. Существительное как часть речи

Определять грамматические признаки имён существи-тельных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множествен-ное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существитель-ного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматиче-скому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст.

Проверять текст.

23 неделя

114

Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательности при определении признаков имени существительного

115

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

116

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существитель-ное»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

24 неделя

117

Анализ и работа над ошибками

Обобщение знаний об имени существительном

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками.

118

Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление)

Распознавать части речи; характеризовать как части речи глагол; осознавать их роль в речи.

119

Упражнения в распознавании глаголов.

Выделять глаголы из речи, выявлять слова, которые обозначают действия предмета.

Составлять предложения, устанавливать связь слов в предложении.

Видеть глаголы в тексте, строить сообщения в устной и письменной форме.

120

Восстановление деформированного текста.

Контрольное списывание.

121

Составление рассказа по репро-дукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

25 неделя

122

Число глагола. Изменение глагола по числам.

Употреблять глаголы в определённом числе, соблюдать орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов

25 неделя

123

Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи

Соблюдать орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов

124

Правописание частицы не с глаголом

Писать частицу НЕ раздельно с глаголами,

125

Обобщение знаний о глаголе.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

126

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол»

Применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму

26 неделя

127

Работа над ошибками. Восстановление текста с нарушен-ным порядком предложений

Видеть, классифицировать и исправлять ошибки

Восстанавливать текст.

128

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Распознавать текст-повествование по его отличительным признакам

129

Развитие речи. Составление текста-повествования. Роль глаголов в тексте-повествовании.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

130

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу

131

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные

Определять грамматические признаки имени прилагательного, через связь с именем существительным

27 неделя

132

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

Определять грамматические признаки имени прилагательного, через связь с именем существительным

27 неделя

133

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

Использовать имена прилагательные для более точного описания предметов

134

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

Различать имена прилагательные среди однокоренных слов

135

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилага-тельного от формы числа имени существи-тельного

Определять число имён прилагательных и изменять их по числам

136

Зависимость формы числа имени прилага-тельного от формы числа имени существи-тельного

Определять форму числа имени прилагательного, через связь с именем существительным

28 неделя

137

Обобщение знаний об имени прилагательном

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

138

Проверочная работа «Проверь себя». Обобщение знаний об имени прилагательном

139

Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании.

Определять текст-описание по его признакам.

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

140

Р.р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений

141

Контрольный диктант № 9 по теме «Имя прилагательное»

Применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму

29 неделя

142

Составления текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя)

143

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)

Распознавать части речи; характеризовать как части речи глагол и местоимение; осознавать их роль в речи.

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.

144

Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи

145

Редактирование текста с повторяющимися именами суще-ствительными. Контрольное списывание

Заменить повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

146

Составление по рисункам текста-диалога.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

30 неделя

147

Текст - рассужде-ние. Структура текста-рассужде-ния

Определять текст-рассуждение по его признакам

148

Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно.

Проверочная работа «Проверь себя»

Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

149

Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.

Осознавать предлог как часть речи, употреблять его с именами существительными или местоимениями

150

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи

Писать предлоги отдельно от других слов

30 неделя

151

Правописание предлогов с именами существитель-ными.

31 неделя

152

Редактирование текста: восстано-вление деформи-рованного повествователь-ного текста по рассказу Б. Жит-кова «Храбрый утенок»

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

153

Обобщение знаний о частях речи

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

154

Контрольное списывание текста

Повторение (16 ч)

155

Виды текстов.

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.

Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

31 неделя

156

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

32 неделя

157

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении

158

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

159

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на корне слова и перед согласным.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным

32 неделя

160

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки речи, пользуясь схемой.

161

Части речи их различение. Разбор слова как части речи

33 неделя

162

Контрольный диктант № 10 за 2 класс

Применять изученные правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму

163

Разбор слова как части речи

Находить в тексте части речи с опорой на признаки речи, пользуясь схемой.

164

Слог. Ударение. Перенос слова.

Делить слова на слоги. Обозначать ударный слог.

Переносить слова по слогам.

165

Перенос слов по слогам

166

Звуки и буквы. Алфавит

Различать звуки и буквы. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

34 неделя

167

Звуко-буквенный разбор слов

168

Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

169

Упражнения в применении изученных правил правописания

170

Итоговый урок по курсу «Русский язык»

Итого -170 ч


описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Печатные пособия


- таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке; - таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса; - наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой; - словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь; - репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения


Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска с креплениями для таблиц;

- магнитная доска;

- персональный компьютер с принтером;

- ксерокс;

- интерактивная система


Экранно-звуковые пособия


- аудиозаписи в соответствии с программой обучения; - видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку; - CD - диски, соответствующие тематике программы по русскому языку; - мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Учебно-практическое оборудование


- простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик; - материалы: бумага (писчая).



Оборудование класса


- ученические столы одноместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего; - настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Литература для учителя:

  1. Примерная основная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов начальной школы. М., «Просвещение», 2012.

  2. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. - М. : Просвещение, 2011.

  3. Методические рекомендации для учителя. Издательство: М., «Вако», 2011.

Литература для учащихся: 1. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2012. 2. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2012. 3. Канакина, В. П. Русский язык. 1-4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. - М. : Просвещение, 2012.


Согласовано:

протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

от 25.08. 2015 г.

№___

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______ /Ловицкая Т.А./

25. 08.2015г.


© 2010-2022