Внеклассное занятие по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературному чтению.

Тема: Толстой Л. Н. «Детство».


Посвящается моей матери

Перепелица Марии Романовне


Цель: совершенствовать навыки литературного чтения, умение работать над текстом (анализировать, обобщать, делать выводы), развивать речь, читательский интерес, ценностное отношение к книге, умение правильно подбирать слова, формулировать ответы; формировать такие чувства как благодарность, нежность, любовь к матери.
Ход занятия:
I.Организационный момент. Подготовленный ученик читает молитву для матери. Молитва. «Храни тебя Господь!» - шепчу теперь я часто Негромкие, но важные слова. Пусть Он убережёт тебя от ран, От слов случайных, брошенных в досаде, И от друзей коварных оградит… Пускай во сне к тебе приходит часто И путь подсказывает верный… Пускай присмотрит за твоим здоровьем, Чтоб даже волос с милой головы не пал… Я об одном молю теперь всечасно: «Храни тебя Господь! Храни тебя Господь!»
Учитель: -Сегодня мы прочитаем рассказ, не просто рассказ, а рассказ-воспоминание о детстве великого русского писателя. Но мне бы хотелось, чтобы вы сами сказали, кто автор этого произведения.
II.Подготовительная работа.
1. Учитель: - Я зачитаю вам отрывки из разных произведений этого автора. Вспомните их название. а) В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.. («Лев и собачка») б) купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их… («Косточка») в) Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти… («Филиппок») г) Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно мгновение с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал на него и закрыл от собак… («Котёнок») д) По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль… («Акула») - Кто автор этих произведений? (На доске портрет Л. Н. Толстого) 2. Рассказ учителя о детстве писателя. Л. Н. Толстой родился в начале 19 века в имении Ясная Поляна (недалеко от города Тулы) в семье отставного полковника графа Николая Ильича Толстого и Марии Николаевны Толстой. В семье было пятеро детей. Когда Льву Николаевичу ещё не исполнилось и два года, внезапно умирает его мать. Чувствительный ребёнок не мог смириться с потерей мамы. К сожалению, в семье Толстых не осталось ни одной фотографии Марии Николаевны. В душе мальчика остался лишь светлый её образ: он помнил только голос и шелест платья своей мамочки. В яснополянском парке, недалеко от въездной дороги, есть холм. Ещё ребёнком, однажды, находясь на холме, он почувствовал присутствие души матери. Всю свою жизнь он ходил туда на встречу с ней. А через пять лет умер и отец. Дети остались круглыми сиротами. Воспитывали и опекали их родители. Но, оказывается, Л. Н. Толстой побывал однажды в нашем Россошанском районе. Тогда он назывался уездом. Об этом расскажет ученица нашего класса. 3. Рассказ ученика о пребывании Л. Н. Толстого в Россошанском районе. В конце 19 века на территории Россошанского района находилось имение Черткова Владимира Григорьевича. Чертков и Толстой вместе работали над созданием книжного издательства для народа. Они были очень дружны. В 1891 году Чертков в письмах очень просил Толстого приехать к нему в Ржевск, ему нужна была поддержка, у него тяжело болела жена. Лев Николаевич приехал вместе с дочкой Машей. Маша всё время посвятила больной. А Лев Николаевич много работал - писал письма, статьи. Известно, что Толстой объездил все ближайшие села, разговаривал с крестьянами и их детьми. Возвращался домой поздно. Иногда Чертков, беспокоясь долгим отсутствием, начинал его искать. На пятый день пребывания Толстых, жена Черткова Анна Константиновна, стала выздоравливать. Сейчас хутор Ржевск не сохранился. Лишь у небольшого пруда стоят, как стражи, два каштана, посаженные Толстым. «Замечательно красивое место. Полугора над крутым оврагом, поросшим лесом. Необыкновенно ярко всё: небо, земля, люди» - так писал Толстой, находясь в 1891 году в Россошанском уезде.
III. Сообщение темы.
Л. Н. Толстой написал трилогию «Детство. Отрочество. Юность», где рассказывает о своём детстве, детстве братьев и сестры, о том, как они взрослели, о своих родителях, учителях, няньках. Мы сегодня прочитаем отрывок их этой трилогии под названием «Детство». Повествование идет от имени его брата Николеньки. На доске: трилогия - это произведение одного автора с общим замыслом и одними героями. Следите внимательно за текстом. После прочтения ответьте на вопрос: какие чувства вы испытали, читая и слушая этот рассказ?
IV.Первичное чтение произведения учителем и подготовленными учениками. (чтение выразительное, по ролям).
V.Работа над произведением.
1.Анализ эмоционального восприятия текста. - Какие чувства проснулись в вас после прочтения рассказа? - Как бы вы назвали этот рассказ, если были бы автором? - Почему детство - невозвратимая, но счастливая пора? 2. Лексическая работа. В тексте, возможно, были непонятные по смыслу слова. Это объясняется тем, что произведение написано более 150 лет назад. Зрачок - отверстие в радужной оболочке глаза, через которое проникает свет. Maman - мама (французское). Отрадно - радостно, в удовольствие. Гостиная - комната для приема гостей. Умиление - нежное, трогательное чувство. Ваточный халат - теплый, подбитый ватой.
Лелеять - нежить, заботливо ухаживать, беречь. Грёзы - мечты. 3.Анализ содержания с опорой на текст (выборочное чтение по вопросам учителя) Найдите в тексте ответы на следующие вопросы: а) С каким чувством вспоминает рассказчик о своем детстве? б) как обычно проводил вечера маленький Николенька? в) Прочитайте о том, как мальчик засыпает, сидя в кресле? г) Прочитайте о ком и о чем молится мальчик? д) О ком думает Николенька, засыпая? е) Бесспорно, мальчик всей душой любил свою маму. Найдите в тексте слова, фразы, подтверждающие это. 4. Работа над образами мальчика и мамы. Психологическое иллюстрирование - работа с карандашами. - Каким вы представляете себе Николеньку? Вспомните речь мальчика, мысли, желания. - Каким он был человеком? «Нарисуйте» ребенка, комнату, где происходят события. - Какой была его мама? Я вам напомню несколько слов, сказанных ею: ручка, ангел, душечка. - Как вы себе представляете эту женщину? Поднимите руку, кто из вас сейчас невольно, а может быть обдуманно описал свою маму. Я вас понимаю: ведь мама может быть только такой, какая она есть у каждого из нас - самая добрая, самая милая, прекрасная - единственная. - Если бы вы были, художником, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому рассказу? У вас на парте коробка карандашей, выберите 3 карандаша для иллюстрирования рассказа. - Почему вы выбрали эти цвета? Я думаю, что с такими цветами у вас ассоциируется ваше детство. 5. Музыкальное дополнение (слушание романса) Любовь к матери можно передать не только через цветовое изображение. В этом велика сила музыки. Л. Н. Толстой сам писал музыку (его вальс звучит в киноверсии его романа «Война и мир»), он очень любил русские романсы. Он говорил: «Тоска, присутствующая в романсах, вечно живет в его душе - это печаль от расставания с матерью». Послушайте его любимый романс в исполнении Анны Герман «Гори, гори, моя звезда..» Приложение 2. 6. Творческая работа учащихся. Наступаем момент в жизни каждого человека, когда он перед своею совестью держит ответ: что потеряно и почему, как прожита жизнь. И только совесть помогает найти ответы на эти трудные вопросы. - Почему взрослому человеку так дороги детские воспоминания? - Кто из вас узнал в Николеньке себя? - А как вас ласково называет мама? «Где найти слова, чтобы выразить бесконечную любовь и благодарность матери только лишь за то, что я помню ее взгляд, голос, нежность…» Л. Н. Толстой - Каждый из нас благодарен своей маме. Каждый за что-то свое. У вас есть листочек со словами «Благодарю маму за…..». Фраза оборвалась. Во-первых, потому что ее невозможно закончить, благодарность маме бесконечна. Вы будете расти, взрослеть и вместе с вами будет крепнуть и это чувство. Во-вторых, я хочу, чтобы вы попытались понять, за что вы можете сказать спасибо ей сегодня, сейчас. Возьмите ручки и допишите несколько слов.
Я благодарю маму за ______________________
Прочитайте свои варианты записи. Психологи говорят, что день нужно начинать со слов «Мамочка, я очень тебя люблю, спасибо тебе, за то, что ты есть!». Этот день пройдет удачно и спокойно - материнская Любовь будет поддерживать вас в течение всего дня. VI.Просмотр фрагмента кинофильма по произведению Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Учитель: - Сегодня мы познакомились с произведение, которое Толстой написал для детей. Но знаменит Толстой своими произведениями для взрослых. Они переведены почти на все языки мира. - Кому из вас известны их названия? Это «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната». И в каждом из них незримо присутствует образ матери. Посмотрите фрагмент кинофильма «Анна Каренина». Это произведение вы сможете прочитать, будучи старшеклассниками.
VII.Подведение итогов.
Мы прочитали рассказ Л. Н. Толстого. - Чему вас учил и научил этот рассказ? Не зря Л. Н. Толстой любил говорить: «Я пишу для того, чтобы люди становились лучше».





© 2010-2022