Доклад на тему Не мешайте юному художнику!

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Помогите маленькому художнику!



И в десять лет, и в семь, и в пять
все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
далёкий космос, ближний лес,
цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
да лист бумаги на столе,
да мир в семье и на Земле.

В. Берестов.



Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения большое значение придают личностному развитию обучающегося, предполагающему развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности к преодолению трудностей. Положения ФГОС ведут к пересмотру позиции учителя и родителей во взаимоотношении с ребенком. Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослые перестраивают свое отношение к детям. Радость творчества с детства знакома каждому. Вспомним свое детство, чтобы понимать ребенка: какие были талантливые, сколько знали стихов, песен, игр, сочиняли увлекательные истории, и, конечно же, все с наслаждением рисовали. Рисование - одно из многих радостей, которыми наполнено детство. Оно самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний. Маленькие художники есть почти в каждой семье. Многие родители собирают художественные творения своих детей, тщательно хранят их рисунки и при случае не прочь похвастаться успехами своего ребенка. Совместные творческие занятия взрослых и детей эффективно способствуют взаимопониманию в семье. Для младшего школьника рисование - пока еще игра. И тут необходима помощь взрослых, чтобы эта игра превратилась не только в уроки овладения навыками, но и формирования вкуса и видения мира. Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Чтобы у младщего школьника не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развивать и закрепить в нем качество творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще. Творец, художник - это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. Взрослые могут помочь детям делать первые шаги в мир прекрасного. Как многие учителя начальных классов, я тоже собираю рисунки моих учеников. Пусть их "шедевры" нарисованы на различных листочках: в клеточку или линеечку, на альбомном листке с неровными краями или на случайных листках, вырванных из блокнота ... Не всегда аккуратные, иногда даже неряшливые и грязные, но, если в рисунке угадывается "изюминка", почерк маленького художника, его индивидуальность, - листик сохраню. Как память об ученике, как маленькое творение талантливого ребенка для родителя, как воспоминание далекого детства вернуть выпускнику в день последнего звонка. В основном, рисунки выполнены цветным карандашом, на которых изображены клеточки этажей домов, солнышко с непричесанными длинными лучами, паукообразные человечки, вихрем мчатся машины. Есть и рисунки акварельными красками. Правда, часто маленькие художники работают жесткой кисточкой для клея, и краски ложатся непослушно и коряво. Очень хорошо, что дети рисуют! Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке. Детский рисунок поражает нас своей неожиданностью, эмоциональностью, наблюдательностью, свежестью и остротой восприятия. Задача учителя и родителей - сохранить и развить в ребенке подаренное ему природой умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Важно на самых ранних этапах развития человека обратить внимание на многообразие окружающего мира, на совершенство его форм и красок; с малых лет дать почувствовать радость от встреч с прекрасным, научить любить и понимать искусство. И роль семьи здесь невозможно переоценить. Как родителям помочь малышу в его самостоятельной изобразительной деятельности? Помощь взрослых, прежде всего, - это позитивное отношение к творчеству детей. Необходимо понимать, насколько рисование важно для ребенка, какую радость доставляет ему процесс творения. Поддержка его идей очень много значит. Занятия изобразительной деятельностью развивают память, внимание, приучают малыша думать, анализировать, соизмерять, сравнивать. А сколько надо проявить настойчивости, трудолюбия, усердия, чтобы закончить "произведение" и убедиться, что все получилось так, как ты хотел! Умение критически оценить свои рисунки тоже не дается сразу маленькому художнику. Происходит внутренняя работа и это совсем немаловажно для развития личности ребенка. Доброжелательное, заинтересованное отношение к работам маленького художника будет поддерживать его любовь к занятиям изобразительного искусства. Взрослые допустят непоправимую ошибку, произнося слова "У тебя ничего не получится", "Не похоже", " Из тебя не выйдет настоящий художник". Навсегда у ребенка погасят интерес к рисованию! Чересчур настойчивые рекомендации, а также активные попытки вмешаться в сам творческий процесс тоже могут отбить охоту у ребенка брать карандаш в руки. Ребенок - враг повседневности. Детские рисунки поражают, удивляют нас неожиданным поворотом фантазии. И не надо разрушать этот удивительный поток фантазии репликой "Так не бывает!". Цель занятий с ребенком - развитие творческой инициативы, поддержка в нем интереса к изобразительному искусству, пробуждение желания к самостоятельной работе, дать представление о том, какими материалами пользуется художник. Очень важно, также, создать дома условия ребенку для работы над рисунком. У него должно быть свое рабочее место: удобный стол и стул, удобная полка, куда он может складывать свои работы. Для маленького художника необходимо приобрести разнообразный изобразительный материал: хорошую бумагу нужного формата, карандаши простые и цветные, краски, пастель, кисти, фломастеры, ластик и т.д. Маленький человек, может быть, впервые в жизни встречается с "орудиями производства", поэтому у негодолжно быть все, что необходимо для работы. К тому же, ребенок не должен страдать из-за плохого качества изобразительного материала. Ведь как трудно бывает работать ломкими карандашами, непослушными кисточками! А они должны подчиняться воле и замыслу маленького художника! Рисунки ребенка могут многое сказать интересного о нем самом: о его характере - аккуратный ли он, трудолюбивый, фантазер или равнодушный исполнитель; о его пристрастиях - что он любит, как относится к вам и своим товарищам. Знания, полученные ребенком самостоятельно или при содействии родителей, на уроках или дополнительных занятиях, заставляют его мыслить активно, самостоятельно. Он вновь и вновь по-своему переживает увиденное и услышанное. И тогда-то зарождается фантазия, творческое отношение ребенка к действительности. Важно, чтобы ребенок с помощью семьи или преподавателей серьезно относился к своим занятиям. Пусть маленький художник, старательно выполнив рисунок, щедро дарит его родителям, бабушкам и дедушкам, друзьям и учителю. В этот момент его преполняет чувство доброты. Доброта и творчество - что может быть прекраснее!

Литература.

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной щколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под.ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013.
  2. Примерные программы. (Стандарты второго поколения) В 2 ч. Ч.1, 2, - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.
  3. TheLib.Ru » Наталья Федоровна Александрова » Понять ребенка и помочь ему. Как? Чудодейственный рисунок для развития детей » онлайн-чтение /thelib.ru/books/natalya_fedorovna_aleksandrova/ponyat_rebenka_i_pomoch_emu_kak_chudodeystvennyy_risunok_dlya_razvitiya_detey-read.html


4


© 2010-2022