Рабочая программа по русскому языку по системе РО Л. В. Занкова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - авторской программы Н.В. Нечаевой «Русский язык». Курс русского языка разработан на основе концепции Л.В.Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В.Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализации обучения. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Изучение русского (родного) языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции. Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. В 3 классе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка определяют качество подготовки по другим школьным предметам



Цели курса:

  • Социокультурная цель предполагает формирование: коммуникативной компетентности учащихся - развитие речи во всех ее формах: навыков грамотной безошибочной речи как показателя общей культуры человека.
  • Когнитивная цель связана с формированием представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Задачи:
  • развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка» освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;
  • овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы;
  • формирование навыков самообразования;
  • формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
  • развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;оспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.










2.Общая характеристика учебного предмета Для решения выдвинутых задач и достижения поставленных целей в курсе русского языка обеспечивается реализация системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты. Специфика курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми предметами, особенно с литературным чтением. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

3.Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю, 35 учебных недель).

4.Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения , выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

5. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Личностные УУД У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию русского языка;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств одноклассников, учителей;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
  • выраженных учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку

Регулятивные УУД Обучающийся научится:
  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
  • на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные УУД Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
  • -обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,
второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
  • - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,
медиаресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты Развитие речи Обучающийся научится:
  • осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова,
интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • выражать собственное мнение, обосновывать его; - владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
  • строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
  • применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
  • определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  • сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
  • составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
  • создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • -выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
  • пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика: Обучающийся научится:
  • актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;
согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в
словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
  • использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • узнавать позиционные чередования звуков;
  • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному вьучебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения,
представленного в учебнике);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика: Обучающийся научится:
  • воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
  • различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
  • понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
  • ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика): Обучающийся научится:
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • узнавать образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ; - понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология: Обучающийся научится:
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • находить начальную форму имени существительного;
  • определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
  • находить начальную форму имени прилагательного;
  • определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж;
  • различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
  • определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
  • выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
  • определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис: Обучающийся научится:
  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами..
Обучающийся получит возможность научиться:
  • различать второстепенные члены предложения - определение, дополнение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
  • использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация: Обучающийся научится:
  • применять ранее изученные правила правописания, а также:
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • безударные окончания имен прилагательных;
  • не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
  • безошибочно списывать текст;
  • писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • именять правила правописания: lь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
  • гласных в суффиксах _ик, _ек;
  • соединительных гласных о, е в сложных словах;
  • запятые при однородных членах предложения;
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на _мя,_ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ ин);
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
  • осознавать место возможного возникновения орфограммы;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
  • при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

5.Содержание учебной программы по русскому языку


Материал курса «Русский язык представлен в программе следующими содержательными линиями: _ система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); - орфография и пунктуация; - развитие речи.
I. Развитие речи Устная речь (слушание и говорение) Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Практическое овладение монологом, диалогом - расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий). Письменная речь (чтение и письмо) Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разны способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания. Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции. Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора. Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы. Осуществление проекта «Банк заданий». II. Система языка Фонетика и орфоэпия Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Звукобуквенный разбор слова. Графика Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыков клавиатурного письма. Лексика Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Вы явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами. Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов. Состав слова (морфемика) Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса _ся(_сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике. Морфология Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3_го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения (определение и дополнение). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств. III. Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил: _ непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
  • не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов с другими словами.
Практическое ознакомление с написанием приставок на з_ и с_, гласных в суффиксах _ик, _ек. Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на _мя,_ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.


















Тематическое планирование

Тема раздела

Коли-

чество часов

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий).


I.

Что нужно для общения

10

  1. Лексическое и грамматическое значение слова.

  2. Текст. Признаки текста, типы текста

  3. Состав слова. Однокоренные слова.

  4. Урок формирования новых знаний. Многозначность слов.

  5. Средства устного и письменного общения.

  6. Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи.

  7. Чередование: позиционное и историческое.

  8. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

  9. Оформление диалога. Правописание З, С на конце приставок.

  10. Обобщение знаний по теме «Что нужно для общения в устной и письменной форме».

Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, просьбу); как по-разному могут произноситься эти предложения; взаимосвязь содержания предложения, интонации, с которой они произносятся, и знаков препинания.

Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации, контролировать процесс записи. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в тексте эпитеты, пословицы, слова, употребленные в переносном значении и объяснять их смысл.

Объяснять значение фразеологизмов, подбирать их по заданному значению. Составлять план текста и восстанавливать текст по плану. Осознавать роль учения, труда в жизни каждого человека, возможность приобретения положительных качеств личности(терпеливости, скромности, внимательности, вежливости и др.)

Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Находить главные и второстепенные члены предложения. Устанавливать, какими частями речи могут являться главные члены предложения. Выполнять разбор предложения по членам предложения и частям речи. Осознавать роль второстепенных членов предложения. Распознавать предложения распространенные и нераспространенные. Составлять предложения с заданными словами по рисунку. Находить фразеологизмы в тексте и объяснять их смысл.

II.

Секреты появления

слов в русском

языке.

34

1.Словарный состав языка. Способы появления новых слов.

2.Определение лексического значения иноязычных слов.

3.Старославянизмы в современном русском языке. Правописание сочетаний -ОЛО-, -ОРО-,- ЕРЕ-.

4.Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

5. Работа над ошибками.

6.Название частей слова. Этимология терминов: префикс, суффикс.

7.Основа слова. Лексическое значение и основа слова.

8.Суффикс как словообразовательная морфема. Порядок разбора слова по составу.

9.Суффикс как словообразовательная морфема. Порядок разбора слова по составу.

10.Приставка и суффикс как средство выразительности. Состав слова и перенос.

11.Приставка и суффикс как средство выразительности. Состав слова и перенос.

12.Определение значений суффиксов. Суффикс и лексическое значение слова.

13.Формообразование и словообразование. Орфограммы согласного в суффиксах.

14.Контрольная работа по теме: «Основа слова. Суффикс»

15.Работа над ошибками. Способы образования слов, состав слова. Значение суффиксов.

16.Суффикс как средство художественной выразительности. Сравнение. Текст-описание.

17.Сочинение текста-описания «Деревья на моей улице»

18.Работа над ошибками. Приставка как часть слова.

19.Правописание гласного в приставках. Предлоги и приставки.

Контрольный словарный диктант №1.

20.Средства выразительности. Приставочный способ словообразования.

21.Приставочный способ словообразования. Полногласные варианты приставок

22.Лексическое значение слова и приставки. Правописание приставок. Текст-рассуждение.

23.Правописание приставок. Приставки и предлоги.

24.Обучающее изложение текста-повествования.

25.Правописание парных согласных в корне, суффиксе, приставке.

26.Способы словообразования.

27.Способы словообразования.

28.Контрольный диктант по теме: «Правописание предлогов и приставок»

29.Работа над ошибками. Правописание соединительных гласных в сложных словах.

30.Правописание сложных слов.

31.Определение лексического значения сложных слов. Сложение основ без соединительной гласной.

32.Правописание сложных слов. Составление текста-рассуждения.

33.Образование и правописание сложных слов.

34. Обобщение по теме: «Состав слова. Словообразование.

Наблюдать за признаками однокоренных слов. Называть признаки однокоренных слов. Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова. Анализировать группы слов, находить лишнее слово, не являющееся однокоренным. Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов, за чередованием согласных звуков в корне. Наблюдать за принадлежностью однокоренных слов к словам разных частей речи. Соотносить однокоренные слова с определенными частями речи. Подбирать однокоренные слова к существительным, прилагательным, глаголам. Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части - корня. Накапливать опыт в выделении корня в словах. Распределять слова в группы по определенным признакам (однокоренные, не однокоренные - синонимы). Накапливать опыт в написании поздравлений к праздникам.

Наблюдать за признаками однокоренных слов. Называть признаки однокоренных слов. Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова. Анализировать группы слов, находить лишнее слово, не являющееся однокоренным. Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов, за чередованием согласных звуков в корне. Наблюдать за принадлежностью однокоренных слов к словам разных частей речи. Соотносить однокоренные слова с определенными частями речи. Подбирать однокоренные слова к существительным, прилагательным, глаголам. Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части - корня. Накапливать опыт в выделении корня в словах. Распределять слова в группы по определенным признакам

III.

Как из слов

образуются

предложения

117

1.Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация).

2.Обобщение знаний по теме: «Средства связи слов в предложении»

3.Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

4.Текст. Типы текста. Признаки текста.

5.Роль предлогов и приставок.

6.Предлог как часть речи.

7. Произношение и правописание парных согласных в предлогах и приставках.

8. Союз как часть речи.

9. Различие соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но». Контрольный словарный диктант №2

10.Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но».

11.Текст: стиль, тип, тема, микротема. Составление текста-рассуждения.

12.Частица как часть речи. Стиль, употребление, значение, правописание частиц.

13.Смысл частицы НЕ. Предложения утвердительные и отрицательные.

14.Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений.

15.Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений.

16.Глагол как часть речи.

17.Грамматические признаки глагола (число, время, род).

18.Время глагола.

19.Обучающее изложение.

20.Работа над ошибками. Особенности глаголов прошедшего времени.

21.Постфикс -СЯ. Его влияние на значение глагола.

22.Употребление глаголов. Лексико-грамматические признаки.

23.Контрольный диктант по теме: «Изменение форм глагола».

24.Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола.

25.Неопределённая форма глагола.

26.Неопределенная форма глагола: грамматические признаки, правописание, роль в предложении.

27.Будущее время глагола: простое и сложное.

28.Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 полугодие

29.Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме: «Изменение форм глагола»

30.Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки.

31.Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки.

32.Значение предметности как обобщающее грамматическое значение им. существительного.

33.Значение предметности как обобщающее грамматическое значение им. существительного.

34.Имена существительные, имеющие форму только ед. /мн. числа.

35.Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы.

36.Грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи.

37.Род, число имени существительного.

Окончание как показатель рода имени существительного.

38.Грамматические признаки существительного . Начальная форма.

39.Роль Ь в словах.

40.Контрольная работа по теме:«Орфограммы корня»

41.Составление правила написания Ь после букв шипящих согласных в конце имён существительных.

42.Правописание имен существительных с орфограммой «Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных»

43.Словосочетание. Главное и зависимое слово.

44.Разбор словосочетаний.

45.Разбор словосочетаний.

46. Сжатое изложение. Стиль, тема, микротема.

47.Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме.

48.Обозначение звука Ы после букв шипящих согласных и Ц.

49.Правописание И, Ы после Ц

50.Сочинение-повествование.

51.Работа над ошибками. Правописание Ы, И после Ц.

52.Работа над изучаемой орфограммой. Стиль текста. Тест «Проверь себя».

53.Знакомство с понятием «склонение».

54.Падежи имен существительных.

55.Определение падежей. Контрольный словарный диктант №3.

56.Определение падежей.

57.Составление и анализ таблицы «Склонение имен существительных». Соотнесение падежа и предлога.

58.Склонение имен существительных.

59.Сочинение литературных миниатюр, смысл которых можно выразить пословицей.

60.Работа над ошибками. Склонение существительных. Определение падежей.

61.Склонение существительных. Определение падежей.

62.Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение.

63.Дополнение как второстепенный член предложения.

64.Дательный падеж. Окончания существительных в Д.п.

65.Работа с текстом.

66.Понятие «склонение».

Три склонения имён существительных.

67.Определение склонения существительных. Составление алгоритма.

68.Окончания существительных различных типов склонения.

69.Определение склонения существительного.

70.Первое склонение существительных.

71.Второе склонение им. существительных.

72.Третье склонение имён существительных

73.Работа с текстом. Абзац. Микротема. Стиль и типы текста.

74.Существительные первого, второго, третьего склонения.

75.Буква безударного гласного в окончании им. существительного

76.Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.

77.Безударные окончания им. существительных 1-го и 2-госклонения в П.п.

78.Правописание безударных окончаний им. существительных

79.Правописание безударных окончаний имен существительных.

80.Контрольный диктант по теме: «Склонение имен существительных»

81.Работа над ошибками. Склонение имен существительных.

82.Правописание безударных окончаний существительных в Р.п, Д.п, П.п.

83.Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения.

84.Правила написания безударных окончаний существительных.

85.Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»

86.Работа над ошибками. Правила написания безударных окончаний существительных.

87.Правописание гласных после шипящих согласных и Ц.

88.Правописание О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц.

89.Правописание О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц.

90.Значение суффиксов. Буква гласного в суффиксах -ек-, -ик-.

91.Составление правила написания буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-.

92.Правописание суффиксов -ек-, -ик-. Контрольный словарный диктант №4

93.Склонение имен существительных во мн. числе.

94.Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа.

95.Правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа.

96.Обучающее изложение с элементами сочинения.

97.Родительный падеж имен существительных множественного числа.

98.Виды словарей, их назначение.

99.Грамматические признаки и лексическая сочетаемость слов.

100.Проверочный диктант по теме: «Склонение имен существительных»

101.Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

102.Имя прилагательное как часть речи.

103.Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Определение.

104.Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Определение.

105.Форма множественного числа имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным.

106.Склонение имен прилагательных.

107.Работа с текстом. Многозначность слова и лексическая сочетаемость.

108.Работа над ошибками. Многозначность слова и лексическая сочетаемость.

109.Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

110.Знаки препинания при однородных членах предложения и при обращении.

111.Союзная и бессоюзная связь при однородных членах.

112.Смысловые группы однородных членов.

113.Соединительные и противительные союзы.

114.Союзы И, А, НО при однородных членах предложения.

115.Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да».

116.Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения»

117.Работа над ошибками. «Проверь себя»

Наблюдать за однородными членами предложения. Формулировать признаки однородных членов.

Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами.

Наблюдать за способами соединения однородных членов.

Формулировать правило расстановки знаков препинания при однородных членах.

Применять правило расставки знаков препинания при однородных членах при записи предложений. Обобщение изученного материала о приставке и суффиксе.

Работать со статьей словообразовательного словаря русского языка, наблюдение основных способов образования слов, решение орфографических задач. Взаимопроверка, обсуждении выполненных работ. Группировка слов по заданному основанию, нахождение среди даны родственных слов и форм слова. Анализ сходства и различия основ слов в каждой группе.

Составлять и записывать предложения с однородными членами.

Находить и исправлять ошибки в данных предложениях на изученную орфограмму Наблюдать за падежными окончаниями имен существенных 3-го склонения.

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Сравнивать окончания существительных 3- го склонения в каждом падеже. Формулировать правило написания окончаний существенных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Склонять и выделять окончания существительных 3-го склонения. Контролировать свои действия при записи окончаний существительных 3-го склонения. Выполнять упражнения в определении времени и других грамматических признаков глагола, маркировать приставки.

Различать предлоги и приставки, решать орфографических задач.

Составлять предложения со словарными словами, объяснять их значений. Работать со статьями этимологического словаря.

Наблюдать за особенностью написания существительных 3-го склонения, оканчивающихся на шипящий звук. Формулировать вывод, использовать правило при написании данных слов.

Сравнивать написание существительных 3- го склонения с основой на шипящий с написанием существительных мужского рода.

Наблюдать признаки второстепенного члена предложения - определения.

Формулировать по результатам наблюдений вывод.

Находить определение в предложении.

Дополнять предложения определениями.

Определять части речи, которыми выражено определение.

Выполнять разбор предложений по членам и частям речи.

Планировать совместную деятельность по выполнению задания. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, высказывать и обосновывать свое мнение, оценивать ответ товарища.

Выбирать общее решение, представлять решение классу.

Наблюдать за однородными членами предложения. Формулировать признаки однородных членов.

Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами.

Классификация лингвистического материала по данным критериям, выявление закономерности, формулировка правила написания суффиксов _оньк_, _еньк_.

Лингвистический анализ, наблюдение роли суффиксов в создании распевного характера

текста.

Самостоятельный подбор лингвистического материала для работы по заданному основанию, наблюдение различных значений суффикса _к_.

Знакомство с информацией о морфемном многообразии русского языка

Образование сложных слов, определение части речи, обсуждение функции сложных слов.

Склонение иноязычных слов, наблюдение отсутствия изменения, вывод об отсутствии окончания у несклоняемых существительных и соединительной буквы у сложного слова, образованного от них. Наблюдение таких слов в тексте, их лексическии морфологический разбор.

Выполнять звукобуквенный разбор слов.

Составлять сочетания слов (грамматических основ) из сложного слова и глаголов движения со значением начала, продолжения и окончания действия. Объяснять написания безударных гласных в корне.

Разделять слова на группы по значению, разбирать по составу, соотносить со схемой.

Работать со справочником слов с удвоенными согласными.

Выписывать из текста сложные слова - существительных и прилагательных - в начальной форме, их орфографический разбор.

Формулировать и объяснять свое мнения по содержанию текста.

Сравнивать тексты по теме, стилю,




IV.

Как из предложений образуется текст.

14

1.Текст. Стиль текста. Тип текста. Тема. Микротема. Структура текста.

2.Художественный и научный стили. План текста.

3.Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

4.Связный текст. Признаки связного текста.

5.Переносное значение слов. Фразеологизмы.

6.Итоговый контрольный диктант.

7.Работа над ошибками. Повторение и закрепление по теме: «Текст».

8.Повторение и закрепление по теме: «Части речи»

9.Повторение и закрепление по теме: «Части речи»

10.Повторение изученного материала по теме: «Основа слова. Суффикс»

11.Повторение изученного материала по теме: «Правописание предлогов и приставок»

12.Повторение изученного материала по теме: «Состав слова. Словообразование»

13.Повторение изученного материала по теме: «Орфограммы корня»

14. Повторение изученного материала по теме: «Склонение имен существительных»

Выделять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с переносным значением. Располагать части текста в нужной последовательности. Наблюдать за репликами в речи. Определять жанры речи. Наблюдать за стилями речи. Различать диалог и монолог. Контролировать свои действия при выполнении заданий, вносить необходимые коррективы в ходе выполнения задания и после. Составлять и записывать небольшой текст - описание на заданную тему.

Определение цели текста как признака стилистической принадлежности текста, придумывание заголовка, определение грамматических признаков слова. Характеристика предложения.

Решение лингвистических задач.

Группировка слов по лексическому значению, определение частей речи маркировка корня, звукобуквенный разбор.

Моделирование речевых ситуаций с использованием различных средств устного и письменного общения, обсуждение выполненной работы.

7. Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств Нечаева Н.В. Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012 г. Методическое пособие для учителя по курсу «Русский язык» для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010г.-(Стандарты второго поколения). ФНМЦ Занков Л. В. Нечаева Н.В. Русский язык. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011г. Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом русского языка. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку и в программе обучения (в том числе цифровой форме) Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе цифровой форме) Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок Аудиоцентр / магнитофон Мультимедийный проектор Компьютер Сканер Принтер лазерный Фотокамера цифровая Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Алфавит


© 2010-2022