Урок по чтению по теме Обобщение знаний по басням И. Крылова 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока-обобщения по басням Крылова ( 3 класс) Цели урока: Систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, расширить и углубить сведения о баснях И.А.Крылова; проверка знаний о теоретико-литературных понятиях : «басня», «аллегория», «афоризм»; развитие творческих способностей детей; воспитание положительных качеств в процессе работы в парах.

На доске: рисунки детей, фамилии баснописцев. Портрет И.А. Крылова

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
А девиз у нас каков?
« Больше дела, меньше слов!»

II. Вводная беседа:

Учитель:

Прочитайте написанные на доске фамилии людей . Что их объединяет?

Эзоп, Жан де Лафонтен, И.А.Крылов ( Они все писали басни)

-Кто из них является великим русским баснописцем 18 века? (слайд 1)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? ( О баснях, о творчестве Крылова)

Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова - стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, "Ворона и Лисица". Кроме того, переведенные им, они стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

И.А.Крылов переводил также и басни Жана де Лафонтена.Это французский поэт 17 века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Басню "Волк и ягнёнок" Лафонтена мы знаем благодаря переводу И.А.Крылова.

Дедушка Крылов - великий русский поэт баснописец.

- Почему великий?

Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки.

- Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

Давайте вспомним некоторые факты из жизни нашего великого человека.

Ученик 1. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было десять лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.

Ученик 2 Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом - библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург - автор произведений для театра. Но прославился он баснями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Ученик 3. Когда кто-то спросил у Крылова, почему он только басни пишет, писатель ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Всем нам хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые. Каждый из этих басенных героев ассоциируется у нас с такими общечеловеческими пороками, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.

Ученик 4. Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Ученик 5. Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

Учитель: Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты, ими зачитывались императоры Александр 1 и Николай 2 .Все, читающие басни Крылова, получали уроки жизни и видели себя в них, ка в зеркале. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: "...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев".

III. Повторение и обобщение полученных знаний.

- Но прежде всего давайте вспомним, что такое басня. Для этого выполните тестовую работу на листочках в парах. Обведите в кружочек те определения, которые относятся к басне. Не забудьте показать готовность решения. (слайд 2)

Проверка (слайд 3)

-Кто смешит в басне?

- Басня близка к народному творчеству. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка).

Какую задачу выполняет? (слайд 4)


- Басня наполнена аллегорией. Подберите синонимы к слову «аллегория» (иносказание, эзопов язык). Примеры детей.

- Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете басни Крылова:

(слайд 5 ) Сложи название

(слайд 6 ) Продолжи стихотворную строчку

«Доска объявлений» ( слайды 7-10) - Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. Урок по чтению по теме Обобщение знаний по басням И.Крылова 3 класс

Слайд 11 (название - отрывок)

Слайд 12 (Из какой басни фраза)

Учитель: Внимание! « Чёрный ящик». С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (зеркало) Басня «Зеркало и обезьяна» ( выразительное чтение). Учитель: Внимание! « Чёрный ящик». В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе она достала» (очки) Басня «Мартышка и очки» ( чтение наизусть) Учитель: Внимание! « Чёрный ящик». В нем находится предмет, о котором автор басни написал так: «Они как яхонты горят, Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдет. Хоть видит око, да зуб неймет». (кисти винограда) Учитель: Внимание! « Чёрный ящик». Это продукт питания, который был потерян в результате глупости героя, его получившего (сыр)

- С какой целью вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?

Ответ учеников : С помощью смеха писателю легче довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

- Молодцы, быстро вспомнили название и содержание басен. А теперь подумаем, что обязательно присутствует в басне, с помощью чего в басне подчеркивается нравоучение, смысл?(Мораль,вывод)

- Где в басне может находиться мораль? (слайд 13)

Слайд 14. Из какой басни мораль?

Физкультминутка (слайд 15 )

Мы летали высоко, Мы летали низко,

Мы летали далеко, Мы летали близко.

На носочки поднялись,

Ручки опустили,

Ровно встали, ноги вместе,

И уже сидим на месте

Кроссворд « Басни Крылова» (слайд 17)

Дети заполняют кроссворд, работая в парах.











  1. Кого «по улицам водили, как будто на показ»? (Слон);
  2. Кто смеялся «вперед чужой беде»? (Голубь);
  3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна);
  4. У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»? (Муравей);
  5. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона);
  6. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Рак);
  7. Кто «без драки» хочет «попасть в большие забияки». (Моська).

Проверка (слайд 17)

- Сейчас ребята прочитают одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть. Это басня …..

Инсценирование басни «Ворона и лисица» (Слайд 18).

Слайд 19 стих

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)

Слайд 20. Памятник Крылову

Неподалёку от входа в Летний сад в Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен .Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России.

С правой стороны - Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни "Квартет". Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет. Про зверей ли написал басню Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме.

Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Есть стихи, написанные и о самом Иване Андреевиче.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по - русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят. (П.Вяземский)


На память учитель дарит каждому учащемуся лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца. - Каждому из вас я дарю листочки с крылатыми выражениями, афоризмами, И.А.Крылова. Афоризмы - это краткие изречения, отточенные по форме и выражающие обобщенную мысль. Некоторые из них нам уже знакомы. Давайте найдем их и объясним их смысл.

Афоризмы Крылова

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Слона - то я и не приметил.
  • Да только воз и ныне там.
  • Рыльце в пуху.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Медвежья услуга.

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.

- Те крылатые выражения, которые для вас являются новыми, я надеюсь, вы поищите , прочитав басни. Это и будет вашим домашним заданием.

Эзоп, Жан де Лафонтен, И.А.Крылов - три великих баснописца, греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы-классики.

IY. Итог урока.

-Давай те подведем итог нашему уроку. Чему мы сегодня научились? Что понравилось?

-И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок! (Слайд 21)



Тест о баснях: 1. Что такое басня? -краткий иносказательный рассказ поучительного характера -смешное лирическое произведение -короткая сказочная история 2. Кто является героями басен? -герои-богатыри -животные, иногда - люди -герои-помощники 3. Басни писались с целью: - развлечь читателя, создать хорошее настроение -прославить русский народ, Русь -помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними 4. Особенности жанра: - троекратные повторы -волшебство -мораль и диалог 5.В басне -есть вывод, мораль -вывода нет, каждый придумывает его сам - вывод не нужен



Афоризмы Крылова

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Слона - то я и не приметил.
  • Да только воз и ныне там.
  • Рыльце в пуху.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Медвежья услуга.

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.


Афоризмы Крылова

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Слона - то я и не приметил.
  • Да только воз и ныне там.
  • Рыльце в пуху.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Медвежья услуга.

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.


Афоризмы Крылова

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Слона - то я и не приметил.
  • Да только воз и ныне там.
  • Рыльце в пуху.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Медвежья услуга.

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.


Афоризмы Крылова

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Слона - то я и не приметил.
  • Да только воз и ныне там.
  • Рыльце в пуху.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Медвежья услуга.

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.


Афоризмы Крылова

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Слона - то я и не приметил.
  • Да только воз и ныне там.
  • Рыльце в пуху.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Медвежья услуга.

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.


Афоризмы Крылова

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • Слона - то я и не приметил.
  • Да только воз и ныне там.
  • Рыльце в пуху.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Медвежья услуга.

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.


© 2010-2022