Конспект урока русского языка Буква ь в конце и в середине слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буква ь в конце и в середине слова. Цель: - развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова, писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализа

ция знаний.



- Девиз нашего урока «Без русского языка не сколотишь и сапога.» - Как вы понимаете эту пословицу?
- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа».
Блицопрос. Работа проводится в группах. Повторить правила работы в группах. Говорим вежливо, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, уважаем мнение собеседника.
- Закончите предложения: а) Звуки речи делятся на … (гласные и согласные). б) Гласные звуки бывают … (ударные и безударные). в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и …(твёрдые и мягкие, глухие и звонкие). г) Непарные мягкие согласные звуки - это … ([ч], [щ], [й]). д) Не обозначают звуков буквы … (ь и ъ). Минутка чистописания е ё и ю - Что объединяет эти буквы? (обозначают мягкость согласного) - Какой буквы не хватает? (я). Показ учителя на доске. - А какая ещё буква обозначает мягкость согласного? (ь)
Словарная работа. Работа в группах. - Выпишите из словаря в конце учебника на стр.172 четыре таких слова, чтобы в них было не менее двух мягких согласных звуков, а их мягкость на письме была обозначена буквами гласных. Обозначьте звуки соответствующими точками. (Берёза, рябина, сегодня, ребята...)

II. Формулиро-вание проблемы, планирова

ние деятельности
Игра «Стань волшебником». - Помогите превратить: мел - в мелкое место; угол - в топливо; шест - в число. После ответов учеников появляется на доске: мель, уголь, шесть. - Что изменилось? (изменился смысл, появился ь) - А в произношении? (был твердый согласный, стал мягкий согласный)
- Теперь спрячьте ь в середину слова: Уголь - ... (угольки), боль - … (больница). - Что изменилось? - А теперь сформулируйте по этим подсказкам тему урока. («Буква ь в конце и в середине слова».) - Составим план урока.
План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙI. Развитие умений - применение знания. 1. Работа по учебнику в группах. Упр. 187 с.125 - развивается умение находить мягкий знак в конце слова и определять его роль. - что общего в этих словах? Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)
Упр. 188 - развивается умение находить мягкий знак в середине слова и определять его роль. - Что обозначает слово зорька? (толковый словарь) - Что общего у слов? - Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.) - Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.) Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)
Вспоминают правило переноса слов с мягким знаком в середине слова. (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется: боль-ной, поль-за.)
Физкультминутка.
2. Работа над правилом. Чтение правила, расположенного после упр. 188. Беседа по правилу. - Сколько частей в правиле? - Назовите ключевые слова в 1-й части. (Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.) - Какие ключевые слова во 2-й части? (ь пишется, орфограмма.) - Как обозначается мягкость согласных звуков на письме? - Могут ли гласные е, ё, ю, и, я обозначать мягкость согласных в начале слова, после согласных, после гласных? Приведите примеры. - Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного? - С какой орфограммой ознакомились? По каким опознавательным признакам мы определим , что в слове есть эта орфограмма? - Составьте к этому правилу схему
3. Работа с «Дидактическим материалом». Упр. 169 («Дидактический материал») - развивается умение группировать слова с написанием ь на конце и в середине слова. Дополнительно: упр. 168 («Дидактический материал») - отгадывание загадок.

Звуко-буквенный анализ слова роль.

ΙV. Итог урока.

Рефлексия.


На доске написаны слова: Жир, Пушок, крыльцо, пень, яма, лить. - Подчеркните те слова, которые относятся к теме нашего урока. Ученик выходит, подчёркивает и объясняет. - Как называется эта орфограмма? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.)

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Оценивание.

V. Домашнее задание.



  1. Стр. 126 упр. 189.
  2. Подобрать и записать по 4 слова с ь на конце слова и в середине. Разделить слова для переноса.



- Закончите предложения: а) Звуки речи делятся на … б) Гласные звуки бывают … в) Согласные звуки делятся на …. г) Непарные мягкие согласные звуки - это … д) Не обозначают звуков буквы …



Без русского языка не сколотишь

и сапога.

Буква ь в конце и

в середине словаКонспект урока русского языка Буква ь в конце и в середине слова (2 класс)

© ООО «Баласс», 2012

7

© 2010-2022