«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему

«Организация проектно-исследовательской деятельности

младших школьников в условиях реализации ФГОС»

учителя начальных классов МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты

Золотовой Светланы Анатольевны.
Динамическое развитие общества требует формирование личности, способной использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения жизненно - практических задач и способной оставаться собой в постоянно меняющемся мире. Цель образования - вырастить функционально грамотную личность. «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

человек самостоятельный человек познающий человек, умеющий жить среди людей Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных учебных действий. Основой развития универсальных учебных действий является обучение на основе деятельностного подхода, когда учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. Одним из направлений по развитию интеллектуально - творческих способностей учащихся является организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Задачи применения исследовательской и проектной деятельности:

-познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;

-вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;

-учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;

-учить применять свои знания в новых условиях; -формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования);

-воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,

-учить ориентироваться в мире информации. -участие со своими воспитанниками в проводимых в рамках гимназии, города, республики конкурсах, олимпиадах, конференциях; -поддержание тесного контакта с родителями и взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Поэтому одни могут реализовать индивидуальный проект, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини - исследования. Многие работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Так как в первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, потому что дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому первый класс является подготовительным этапом, который включает творческие работы учащихся, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для него. Варианты тем: «Моё имя, фамилия», «Моя семья», «Удивительные животные и растения», «Основы здоровья», «Сохраним природу». На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой. На уроках окружающего мира проекты помогают детям глубоко проникнуть в тайны природы. Так, выполняя проект «Жизнь леса», учащиеся готовят сообщения о лесе, альбом «Красная книга леса», викторину «Лес в нашей жизни». Выполняя проект по теме «Наши питомцы», учащиеся составляют альбом «Мой четвероногий друг», пишут сочинения «Мой друг». При оформлении альбома «Мой город родной Воркута» учащиеся сочиняют стихи о Воркуте, рисуют рисунки, изучают историю города. Делятся на группы: художники, историки, поэты. Результатами проекта учащихся являются выставки рисунков, оформление стендов, экологических плакатов, газет, фотоальбомы, буклеты, выставка поделок «Природа и фантазия», рефераты, книжки - самоделки. Предлагаю учащимся выполнить индивидуальные проекты «Ценные советы»: «Как правильно питаться», «Береги зрение», «Здоровые зубы - белоснежная улыбка». Различают следующие виды проектов: творческие, исследовательские, практико ориентированные, информационные, ролево-игровые. Монопроекты - реализуются в рамках одного учебного предмета. Межпредметный (интегрированный) проект интегрирует тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Если проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния, то исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская работа состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.
Работа на данных этапах формирует и развивает регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, что говорит о возможности формирования личностных УУД. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Для исследовательской работы по данной теме предлагаю учащимся памятку.

Памятка юному исследователю.

Моё исследование. 1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование? 2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы? 3. Цель. Что я хочу исследовать? 4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование? - изучить … - выявить … - установить … - выяснить … - рассмотреть … - определить … 5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта). 6. Методы работы. Каким образом я проводил исследование? 7. Описание работы. Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики Работа сопровождается фотографиями, рисунками. 8. Выводы. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы… 9. Кого я хочу поблагодарить? 10. Использованная литература. 11.Приложения. Согласно данной структуре оформляется исследовательская работа.
Начало любого исследования начинается с выбора темы. Чтобы подвести детей к правильному выбору, прошу ответить на следующие вопросы: - Что тебе интересно больше всего? - Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? - Чем любишь заниматься в свободное время? - О чём хотелось бы узнать как можно больше? Ответив на эти вопросы, даю совет, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: - фантастической Это темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. - экспериментальной Темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов. - теоретической Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Определяем с учащимися, какое значение может иметь это исследование. Ребенок, чувствуя значимость, вовлекается в исследовательскую работу. После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы. Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез по теме исследования. Если гипотез несколько, то нужно выбрать самую важную. Работая над выбранной темой, учащийся просматривает литературу, обращается к компьютеру, находит в сети Интернет нужные сведения, проводит наблюдения, посещает музеи, встречается с людьми разных профессий. Найденный материал мы просматриваем, выясняем, что нужно провести - анкетирование, опрос или эксперимент, какие подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Затем учащийся готовится выступать на классном часе или включаю его выступление на одном из уроков. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые я использую в учебно - воспитательном процессе. Таким образом, использование проектной и исследовательской деятельности формирует личностные и метапредметные результаты, развивает творческую активность детей. Стимулируется интерес к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети уделяют мало времени чтению детской, научно - познавательной литературы. Используются информационно-коммуникационные технологии. Все это соответствует современным задачам обучения. В планируемом результате работы по организации проектно-исследовательской деятельности, обучающиеся 4 класса должны знать: - структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся; - основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования; - выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; - основные информационные источники поиска необходимой информации; - способы обработки и презентации результатов. Удобнее всего организовать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но это возможно и на других предметах. Интересно проводить исследования на уроках технологии, где кроме творческих проектов можно исследовать свойства бумаги, свойства разных тканей. Знание этих свойств помогает их правильному использованию. На уроках математики вызывают интерес изучение истории возникновения чисел, мер длины и других величин, исследование свойств геометрических фигур. Так, на уроке математики было подготовлено сообщение по теме исследовательской работы «Римские цифры». Учащиеся узнали, почему для обозначения римских цифр были выбраны 7 латинских букв. На уроках русского языка составляем тематические словари, работаем по темам «История слова» «Как правильно назвать жителей городов, местностей?», «Фразеологизмы». Выполняя исследовательские работы на уроках по учебным предметам, учащиеся активно включаются в исследования во внеурочное время. В 1-4 классах провожу кружок «Я-исследователь», программу которого разработала в соавторстве с педагогами. Данная программа одобрена методическим советом гимназии, программой «Одаренные дети» МОУ «Гимназия №6». Занятия кружка «Я-исследователь» проводятся с использованием ИКТ, развивают универсальные учебные действия учащихся. Современное образовательное оборудование, систематически используемое мною в урочной и внеурочной деятельности, мотивирует детей на создание проектов, проведение исследований, деятельность учащихся приносит им высокий результат. Так, используя современную цифровую мобильную лабораторию ЛабДиск ГЛОМИР на занятиях кружка «Я - исследователь», проводится исследовательская, экспериментальная и практической работа по изучению влияния уровня шума на здоровье человека, уровня освещенности, зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки и других факторов. При проведении эксперимента, подключив ЛабДиск к компьютеру, можно все измерения отобразить в виде диаграммы, на цветной шкале, на графике, в виде таблицы. С лучшими исследовательскими работами, отмеченными в классах, учащиеся выступают на гимназической научной конференции «Маленький исследователь». Победитель гимназической конференции участвует в городской конференции «Маленький исследователь», учащиеся принимают участие во Всероссийских и Республиканских конкурсах исследовательских работ. Мои учащиеся являются победителями гимназических, городских конкурсов исследовательских работ «Маленький исследователь», лауреатами Всероссийского заочного конкурса исследовательских работ «Юный исследователь» Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», Всероссийской конференции «Юный исследователь - Юг». Участие в данных конкурсах способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, способствует формированию предметных умений и универсальных учебных действий. Исследовательская деятельность имеет цель привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких - либо совместных делах. Я даю им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно - исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Вместе с детьми родители делают фотографии, выполняют исследования. Работы получаются интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Поэтому, видя результат своей работы, испытывают удовольствие и желание проводить новые исследования.

Список литературы:

  1. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно - исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.80 - 88.
  2. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001, 234с.
  1. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.33 - 37.
  1. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006, 224 с.
  2. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.
  3. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: Ось - 89, 2006, 480 с.
  4. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Воронеж, 2004, 120с.














© 2010-2022