Рабочая программа по дополнительному образованию

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Братский учебно-воспитательный комплекс"

муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей начальных классов

протокол № ____ от ______

Руководитель ШМО

__________ Костючик И.В.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УР

______________ Бабий А.В.


«___»___________20___г

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ Братский УВК


________________Исупова А.В.


Приказ№ _____от «__»____20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Мир вокруг тебя»

(3-4 класс)













Подготовила

учитель начальных классов

Мельничук Н.Н.







2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии: - федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями); - с письмом КРИППО от 17.06.2015 № 660/01-08 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год»; - с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - с Конституцией РФ; Конституцией РК Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.


Цель курса: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и национального многообразия российского общества. Задачи:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
  3. развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Программа «Мир вокруг тебя», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.
При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Особое внимание при реализации программы уделяется знакомству с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Программа имеет экологическую направленность. Целостный образ окружающего мира формируется во время экскурсий, в проектной деятельности учащихся. Программа предусматривает работу в группах, в парах. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Мир вокруг тебя» отводится 4 часа в неделю, всего - 144 ч. в год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Показатели в личностной сфере ребенка: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; - планета Земля - наш большой дом; - Солнце - источник жизни на Земле; - неживое и живое в природе; -основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); - значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; -организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; - человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; -условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; -способы сохранения окружающей природы; - экология - наука об общем доме; - экологически сообразные правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; - доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; - заботиться о здоровом образе жизни; - предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); - улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); - наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3-4 КЛАСС (144 ч.) Вводное занятие. Мир вокруг тебя. (2 часа) Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Инструктаж по технике безопасности. Раздел « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (6 часов) Экология и мы. Практическое занятие «Пришкольный участок». Работа на участке. Место человека в мире природы. Человек - верный сын природы. Раздел «НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов) Неживая природа. Солнце - источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! Почва - святыня наша. Практическое занятие «Почва - состав и свойства почвы». Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам. Пыль - враг человека и комнатных растений. Акция «Умоем растения». Раздел «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (6 часов) Съедобные грибы. Несъедобные грибы. Микроскопические организмы. Раздел «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (10 часов) Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Изменения окружающей среды. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Разнообразие животных, условия их жизни. Раздел «РЕКИ И ОЗЕРА» (12 часов) Реки и озера. Пресная вода. Осадки. Получение кислорода под водой. Жители рек - рыбы. Пресноводные животные и растения. Жизнь у рек и озер. Околоводные птицы. Реки и озёра России. Раздел «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (14 часов) Динозавры - вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга России. Жизнь среди людей. Домашние животные. Викторина «Собаки - наши друзья». Уход за домашними животными. Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

Раздел «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» (8 часов)

Планета Земля. Форма и строение Земли. Возникновение Земли. Движение Земли.

Раздел «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС» (10 часов)

Космос. Вселенная. Поглядим на карту неба. Сказки о звездном небе. Созвездия. Небесные Тела. Планеты.

Раздел «СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА» (10 часов)

Строение Солнца. Какого цвета Солнце. Как измерить Солнце. Температура Солнца.

Раздел «КАМЕННЫЙ ВЕК» (8 часов)

Первобытный человек. Когда был каменный век? Археология. Археологические источники. Просмотр фильма «Пещерный человек».

Раздел «РЫЦАРИ И КРЕПОСТИ» (6 часов)

Кто такие рыцари? Рыцарские доспехи. Рыцарские турниры. Архитектура Средневековья.

Раздел «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ» (10 часов)

Древние египтяне. Боги Древнего Египта. Времена фараонов. Пирамиды. Мумии. Просмотр мультфильма «Древний Египет»

Раздел «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ» (10 часов)

Древние греки. Древнегреческие боги. Олимпийские игры. Архитектура Древней Греции.

Просмотр мультфильма «Древняя Греция»

Раздел «ДРЕВНИЙ РИМ» (8 часов)

Древние римляне. Древнеримские боги. Архитектура Древнего Рима. Просмотр мультфильма «Древний Рим»

Раздел «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ» (12ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. Европа. Азия. Северная и Южная Америки. Австралия. Арктика и Антарктида. По знаменитым местам мира.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-4 класс

№ раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

1. Вводное занятие. Мир вокруг тебя.

2



2. Раздел «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА».

6



3. Раздел «НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ».

12



4. Раздел «ЦАРСТВО ГРИБОВ».

6



5. Раздел «СРЕДА ОБИТАНИЯ».

10



6. Раздел «РЕКИ И ОЗЕРА».

12



7. Раздел «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ».

14



8. Раздел «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ».

8



9. Раздел «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС».

10



10. Раздел «СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА».

10



11. Раздел «КАМЕННЫЙ ВЕК».

8



12. Раздел «РЫЦАРИ И КРЕПОСТИ».

6



13. Раздел «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ».

10



14. Раздел «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ».

10



15. Раздел «ДРЕВНИЙ РИМ».

8



16. Раздел «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ».

12




Всего:

144










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ «МИР ВОКРУГ ТЕБЯ»

3- 4 классы

№ п/п

Сроки выполнения

Название разделов, тем уроков

Практическая часть

Формы и темы контроля

По плану

Фактически

1-2.



Вводное занятие. Мир вокруг тебя. (2 часа). Инструктаж по технике безопасности.



3-4.



Раздел « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (6 часов) Экология и мы.



5-6.



Практическое занятие «Пришкольный участок».



7-8.



Место человека в мире природы. Человек - верный сын природы.



9-10.



Раздел «НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов) Неживая природа.



11-12.



Солнце - источник тепла и света.



13-14.



Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! Практическое занятие «Диалоги с неживой природой». Акция «Мы, против мусора!»



15-16.



Почва - святыня наша. Практическое занятие «Почва - состав и свойства почвы».



17-18.



Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам.



19-20.



Пыль - враг человека и комнатных растений. Акция «Умоем растения».



21-22.



Раздел «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (6 часов) Съедобные грибы.



23-24.



Несъедобные грибы.



25-26.



Микроскопические организмы.



27-28.



Раздел «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (10 часов) Времена года на Земле.



29-30.



Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.



31-32.



Изменения окружающей среды.



33-34.



Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.



35-36.



Разнообразие животных, условия их жизни.



37-38.



Раздел «РЕКИ И ОЗЕРА» (12 часов) Реки и озера.



39-40.



Пресная вода. Осадки.



41-42.



Получение кислорода под водой. Жители рек - рыбы.



43-44.



Пресноводные животные и растения.



45-46.



Жизнь у рек и озер. Околоводные птицы.



47-48.



Реки и озёра России.



49-50.



Раздел «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (14 часов) Динозавры - вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров.



51-52.



Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга России.



53-54.



Жизнь среди людей. Домашние животные.



55-56.



Викторина «Собаки - наши друзья».



57-58.



Уход за домашними животными.



59-60.



Люди и паразиты. Бактерии и вирусы.



61-62.



Борьба с болезнями.



63-64.



Раздел «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» (8 часов)

Планета Земля.



65-66.



Форма и строение Земли.



67-68.



Возникновение Земли.



69-70.



Движение Земли.



71-72.



Раздел «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС» (10 часов)

Космос. Вселенная.



73-74.



Поглядим на карту неба.



75-76.



Сказки о звездном небе.



77-78.



Созвездия.



79-80.



Небесные Тела. Планеты.



81-82.



Раздел «СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА» (10 часов)

Строение Солнца.



83-84.



Какого цвета Солнце. Как измерить Солнце.



85-86.



Температура Солнца.



87-88.



Солнечная система.



89-90.



Просмотр видеофильма «Звезда по имени Солнце»



91-92.



Раздел «КАМЕННЫЙ ВЕК» (8 часов)

Первобытный человек.



93-94.



Когда был каменный век?



95-96.



Археология. Археологические источники.



97-98.



Просмотр фильма «Пещерный человек».



99-100.



Раздел «РЫЦАРИ И КРЕПОСТИ» (6 часов)

Кто такие рыцари?



101-102.



Рыцарские доспехи. Рыцарские турниры.



103-104.



Архитектура Средневековья.



105-106.



Раздел «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ» (10 часов)

Древние египтяне



107-108.



Боги Древнего Египта.



109-110.



Времена фараонов.



111-112.



Пирамиды. Мумии.



113-114.



Просмотр мультфильма «Древний Египет»



115-116.



Раздел «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ» (10 часов)

Древние греки.



117-118.



Древнегреческие боги.



119-120.



Олимпийские игры.



121-122.



Архитектура Древней Греции.



123-124.



Просмотр мультфильма «Древняя Греция»



125-126.



Раздел «ДРЕВНИЙ РИМ» (8 часов)

Древние римляне.



127-128.



Древнеримские боги. Архитектура Древнего Рима.



129-130.



Архитектура Древнего Рима.



131-132.



Просмотр мультфильма «Древний Рим».



133-134.



Раздел «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ» (12ч)

Золотое кольцо России.



135-136.



Наши ближайшие соседи.



137-138.



Европа. Азия.



139-140.



Северная и Южная Америки.



141-142.



Австралия. Арктика и Антарктида.



143-144.



По знаменитым местам мира.


































ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА № п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1. 2.
3.
4.
Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. М.: Просвещение, 2014. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс. М.: Просвещение, 2014. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010 Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».) 5. Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 6.
7. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Персональный компьютер. 8. 9. Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). 10. 11. 12.

Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.




© 2010-2022