Проект Социализация младших школьников средствами учебных предметов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический проект
Тема проекта:«Социализация младших школьников средствами учебного предмета» Авторы проекта: Старкова И.П., Лауто О.А. Цель проекта: Создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности. Задачи:
  • Выявить особенности деятельности общеобразовательной школы по эффективности социализации младших школьников.
  • Создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития, самоутверждения через удовлетворение потребностей обучающихся в самообразовании; формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье, истории, культуре, традициям и духовно-нравственным ценностям своего народа.
  • Пробудить у учащихся интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру.
  • Формировать у учащихся самооценку своих возможностей, своих умений и достижений.
  • Разработать систему критериев эффективной школьной социализации.
  • Определить уровень результативности проекта в развитии социализации младших школьников средствами учебного предмета.
  • Сформировать банк диагностических материалов по социализации младших школьников.
  • Систематизировать материал и представить в виде учебно-методического комплекса.

Время реализации проекта: 2 года.
Вид деятельности:индивидуальная, групповая работа банк диагностических
Объект проектирования: образовательный процесс начального образования Особенности проекта: проект реализуется на основе интеграции учебного материала инвариантного и вариативного компонентов Рабочего учебного плана . Вариативный компонент представлен курсами по выбору:
  • Логика
  • НОУ
  • Школа грамотеев
  • Юный менеджер познания
  • Оригами. Геометрия.
Концептуальные идеи проекта: Социализация, будучи, по своей природе всеобъемлющим и универсальным процессом, способна, при правильной организации, привести к позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом, обществом. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности - школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, а также способности к самоизменению и осуществлению жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира. Поэтому помощь младшему школьнику в социализации личности в образовательном процессе будет осуществляться за счет применения педагогом методов, форм, средств организации психолого-педагогического воздействия и стимулирования. Игры, соревнования, тренинги, анкетирования, тесты, проблемно- педагогические ситуации, опоры на личное мнение ребенка, активного включения каждого ученика во все виды деятельности на уроке, создания опережающих ситуаций коммуникативных целесообразных отношений в процессе учебной деятельности, осуществляемых на основе педагогически управляемого моделирования детьми нравственно-ценностных отношений. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, определяется социальная позиция ребенка, повышается степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развиваются социальные навыки младших школьников в процессе коллективной деятельности. Область применения проекта: Данный проект является экспериментальным и разработан для учащихся начальной школы. Может быть использован учителями начальных классов в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения качества обучения и уровня социализации личности. Перспективы развития проекта:
  • Разработать банк диагностических материалов по социализации младших школьников, учебно-методических пособий , психологическое сопровождение по эксперименту.
  • Обобщить и распространить опыт работы по материалам проекта в виде учебно-методического комплекса.
Общие результаты реализации проекта:
  • возрастная социализация , социальная компетентность младшего школьника, выражающаяся в мотивации к активной социальной жизни и решению проблем жизненного самоопределения.
  • достижение указанных результатов обеспечит социальную адаптацию младшего школьника в условиях основной школы.

1 года: Подготовка программы эксперимента, разработка модели социализации личности средствами учебного процесса, разработка проекта, разработка банка диагностических материалов, оформление первичных результатов мониторинга. 2 года:Апробирование модели социализации личности средствами учебного предмета, создание банка диагностических материалов, сбор материалов по эксперименту, разработать учебно-методическое пособие по данному эксперименту. Итоги. Учебно-методический комплекс:
  • модель социализации личности в начальной школе;
  • банк методических материалов;
  • банк диагностических материалов;
  • видеоархив.
План реализации проекта по социализация личности.
1 ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 3 класс Социализация 1. Общечеловеческие ценности. Задачи Содержание Место в учебном процессе Дата Форма проведения Диагностика *формировать нравственно-эстетические представления об общечеловеческих ценностях, *формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
*воспитание и самовоспитание толерантности, гражданственности, патриотизма;

а) Добро. Добродетель. Милосердие. б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. в) Любовь к близким. г)Любовь к природе . д) Дружба и товарищество. е) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких ж) Отражение нравственности в поведении человека - в поступках, делах, деятельности Урок познание мира «Семейное благополучие»
Январь Игра «Почемучка»
Тест « Положительные и отрицательные качества характера» Русский язык. Тема «Имя существительное» Январь Сочинение-рассуждение « Что такое-совесть»
Анкета-опросник «Настоящий друг» Урок познание мира «Взаимоотношения в семье»
Январь Игра «Давайте поговорим»
Диагностика «Мальчики и девочки» Урок литературы К.Баянбаев «Мама» Февраль Составление рассказа о маме. Анкетирование «Что я знаю о маме» Русский язык . Тема «Имя прилагательное»

Изложение «Спешите делать добро»
Анкета « Поговорим о дружбе» Урок литературы М. Гумеров «Бабушка» Февраль Беседа по прочитанному, чтение текста по ролям. Тест « Мой класс и мой учитель» Урок литературы С.Успанов «Отец и сын» Февраль Письмо сыну. Тренинг «Цветные ладони» Урок литературы А.Алексин «Где квартира Егорова?» Март Урок-диспут «Трудно ли быть взрослым?» Тренинг « Пожалуйста» Урок познание мира «Бюджет семьи, его виды, значение»
Март Работа в группах «Семейный бюджет» Анкета « Семья и родители глазами ребенка» Урок литературы Бирманская сказка « Коровы врозь - тигру радость»

Эссе «Как тигру подружиться » Тренинг « Комплименты» 2.Культура общения * пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру;
* формировать культуру речи, поведения обучающихся в обществе и различных жизненных ситуациях; б) Азбука беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
в) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие). д) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях. Урок познание мира «Этикет и его роль в общении между людьми»



Презентация «Этикет и мы» Тренинг « Молекулы» Урок познание мира «Казахстан-республика с высокой культурой» Февраль Составление схемы «Победи в себе 5 страстей» Тренинг «Мостик дружбы» Урок литературы «Хороший язык и плохой язык» Притча. Март Беседа по прочитанному. Тест « Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, когда ссоритесь?» Урок литературы «Волк- ябедник» (Афганская сказка) Март Инсценирование сказки. Беседа «Хорошо ли ябедничать» Тренинг « На обидчивых воду возят» 3. Культура учебного труда *обеспечить младшего школьника инструментарием саморазвития;
* обучить ребенка умениям рефлексии, критического мышления;
*сформировать умения учиться, работать с информацией, научно организовывать свой труд;


Урок литературы Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»




Март Беседа по прочитанному. «Твоё отношение к труду» тест
Составление памяток, алгоритмов Январь-май Групповая работа Тренинг « Сюрприз» Тест «Волшебник» 4. Культура внешности *приучить к выполнению гигиенических навыков: умению быть аккуратным и опрятным, красиво носить свою одежду, приучиться правильно и красиво держаться, ходить. а)Смотрим в зеркало. Внешний облик. Здоровье и красота. б) Одежда. Немного истории о нашей одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой. Урок познание мира «Укрепляй свое здоровье» Март Работа в группах «Правила доктора Природы» Викторина «Что я знаю оЗОЖ» Урок литературы «Красота» (Восточная сказка) Январь Составление рассказа на тему: «Красота воспринимается сердцем» Эссе «Красивое в моей жизни» Труд «Национальная одежда» Март Работа в группах -Оформление праздничных плакатов к Наурызу Тренинг «Австралийский дождь» «Принц на цыпочках»


Урок русского языка. Тема «Правописание НЕ с глаголами» Апрель Мини сочинение по данному началу «Как нужно ходить» Законы поведения 5. Культура быта

А)Наш дом. От пещеры до квартиры. Дом. Уют и красота в доме. Б) Подъезд, двор, улица - сфера внимания и влияния воспитанного человека.



Урок познание мира «Дом, где я живу»
Презентации диафильмов Эссе « Мой дом -моя крепость» Тест «Дом».
Познание мира Город и село»

экскурсия Эссе «Мой город» Тренинг « Наша группа» 6. Я познаю себя
*сформировать научную систему знаний о человеческой психике: поведении, мышлении, отношениях;
* * формирование устойчивой положительной Я-концепции; *развитие самоуправляющего механизма личности;
*развитие волевых качеств личности; Развивать высшие духовные потребности: самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;

Урок познание мира «Развивай свои способности» январь
Анкетирование «Мои увлечения»
Урок труда. « Кормушка» декабрь Изготовление кормушки Анкета « Чего я могу достичь» 7. Ранняя профилизация (раздел профориентация)
*развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. *формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе А)знакомство детей с разными профессиями;
Урок труда «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Инструктаж по правилам безопасности. Анкета «Школьная мотивация» Урок познания мира. «Почему мы часто слышим слово «экология»?
Профориентационные минутки на уроках
Тренинг « Клубок» Урок русского языка. Профессии, связанные с охраной природы. Профессия лесничего.
Ролевые игры
Тренинг « Поиск клада» Урок труда. Ювелир.
Бисероплетение. Презентация изделий. Тренинг « Как мы похожи» Урок русского языка. Правоохранительные органы, их задачи.
Объяснительный диктант Анкета «Мои права» Подведение итогов 1 этапа реализации проекта. Коррекция. Оформление педагогической продукции.
2 ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 4 класс
Социализация 1. Общечеловеческие ценности. Задачи Содержание Место в учебном процессе Дата Форма проведения Диагностика *формировать нравственно-эстетические представления об общечеловеческих ценностях, *формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
*воспитание и самовоспитание толерантности, гражданственности, патриотизма;

а) Добро. Добродетель. Милосердие.





б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность.

в) Любовь к близким.



г)Любовь к природе .





д) Дружба и товарищество. е) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких

















ж) Отражение нравственности в поведении человека - в поступках, делах, деятельности Урок литературы Басня «Лебедь, рак и щука» сентябрь Закон совести и чести


Методика для изучения социализированной личности.



Урок литературы Н. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»
октябрь Закон доброго отношения к людям
анкета «Добрый ли я?»
Урок литературы Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»
ноябрь Сочинение-рассуждение


Анкета « Ответственный ли я?» Урок литературы А.Кунанбаев « Слова назидания»
декабрь
Портрет успешного ученика
Урок литературы Легенда«Или и Каратал»
январь письмо Тренинг « Витязь на распутье» Познание мира «Семья - это маленькое общество.»
сентябрь Составление родословной Анкета « Моя семья» Л.Толстой « Два брата»
октябрь
Тренинг « Письмо на руке» Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
октябрь Сочинение-рассуждение на тему "Какие чувства способна воспитать в человеке повесть Г.Троепольского "Белый Бим Черное Ухо"?
Тест «Домики» Русский язык ««Поздравление своему другу».
март Открытка анкета «Я и мои одноклассники».
Стихи о природе Ю.В.Сотник «Как меня спасали»
апрель
Тренинг « Умею ли я оказывать помощь другим» 2.Культура общения * пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру;
* формировать культуру речи, поведения обучающихся в обществе и различных жизненных ситуациях; б) Азбука беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
в) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие). д) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях. Познание мира « О правилах поведения.»
сентябрь Игра Составление диалога Игры Законы класса Анкета « Школьная мотивация»
Русский язык «Диалог»


октябрь Парная работа « составление деформированного текста»
Тест « Терпим ли я к окружающим?»
Русский язык «Прямая речь»
декабрь Составление диалога Тренинг « Построй цифры, буквы» Г.Алексин «Не моё дело»
февраль Кластер традиций в классе Анкета « Мой класс»


Познание мира «Международная торговля»


март Разыгрывание ситуаций
Тест « Умению ли я общаться?»


Труд « Поведение в театре, в кино» апрель инсценировка Тренинг « комплименты»
3. Культура учебного труда
*обеспечить младшего школьника инструментарием саморазвития;
* обучить ребенка умениям рефлексии, критического мышления;
*сформировать умения учиться, работать с информацией, научно организовывать свой труд;


Познание «Труд создал человека»


сентябрь Закон хорошей учёбы


Тренинг « Мы похожи?» В.Гюго « Козетта»

Нарушение прав (конвенция) Анкета « Мои права»

А.Г.Алексин «Не моё дело»
декабрь Разыгрывание ситуаций Анкета «Мое отношение к одноклассникам»

С.В.Михалков «Школа» «Несбывшиеся мечты»
апрель Игра Составление диалога Письмо « Моя мечта»
Тест « Атмосфера в классе» 4. Культура внешности
*приучить к выполнению гигиенических навыков: умению быть аккуратным и опрятным, красиво носить свою одежду, приучиться правильно и красиво держаться, ходить. а)Смотрим в зеркало. Внешний облик. Здоровье и красота. б) Одежда. Немного истории о нашей одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой. Труд «Изготовление передника», «Виды одежды»
апрель Групповая работа: история появление передников», « виды одежды»
Тренинг « Гороскоп» Русский язык «Однородные члены предложения.»
март Парная работа « составление деформированного текста»
Тренинг « Моргалочки» « Виды одежды»
январь Сценки, ситуации
тренинг Изо «Украшение национальной одежды орнаментом»
апрель коллаж Тренинг « В пары» 5. Культура быта

А)Наш дом. От пещеры до квартиры. Дом. Уют и красота в доме. Б) Подъезд, двор, улица - сфера внимания и влияния воспитанного человека.



Декоративно - прикладное искусство. Оформление интерьера комнаты
сентябрь составление кластера Тренинг « Сердце семьи» тест Познание Семь чудес света» «Аул. Город» Труд «Конструирование макета юрты. сентябрь Реферат, презентации Анкета « Сидим без стула» Изо « Роспись посуды»
декабрь
Тест « Правильное питание» Познание мира «Участие семьи и школы в хозяйственной и культурной жизни города.» февраль составление кластера коллажа Анкета « Ответственность и долг» Познание мира «Памятники древней культуры в Казахстане.»
сентябрь Постер «Памятники культуры» Тренинг «Живая скульптура» Труд «Сервировка стола»
Игра «Пригла шение к столу» Тренинг «Кенгуру» 6. Я познаю себя
*сформировать научную систему знаний о человеческой психике: поведении, мышлении, отношениях;
* * формирование устойчивой положительной Я-концепции; *развитие самоуправляющего механизма личности;
*развитие волевых качеств личности; Развивать высшие духовные потребности: самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;

АГ.Алексин « Самый счастливый день»


сентябрь Беседа «Поз най себя сам» Тест Мой темперамент» тренинг «Кто я?»


Л.чтение «Древнеиндийский миф. «О мировом яйце и сотворении человека»
октябрь Сочинить миф о сотворении мира Тренинг «Управляй собой» О.Генри «Вождь краснокожих»


февраль Беседа «Сде лай себя сам» тест « Размышляем о жизненном опыте» Русский язык « Моя мечта» апрель Парная работа « составление деформированного текста» Сочинение Тест «Мои интересы»



7. Ранняя профилизация (раздел профориентация)
*развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. *формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе А)знакомство детей с разными профессиями;
Урок труда Обучение секретам составления меню. Культура питания. сентябрь Встреча с поваром столовой. Анкета « ЗОЖ» Урок труда Электричество. Электрик. апрель Знакомство с ТБ при работе с электроприборами Тренинг « Школа танцев» Урок познания мира Археологи сентябрь
Тренинг « Я сильный» Урок труда Садовод. май Сведения о комнатных растениях и плодово-ягодных культурах.
Тренинг « Таланты и поклонники» Урок труда Зоотехник, ассимилятор, зав. фермой, доярка, животновод… март Ролевая игра «Малое фермерское хозяйство» Тест Выбор профессии»
Урок труда. Ветеринар
январь Составление памятки. Уход за кошкой и собакой. Опросник « Кто Я»
Урок познания мира. Спелеологи февраль
Анкета Пословицы»




Подведение итогов 2 этапа реализации проекта. Коррекция. Оформление педагогической продукции.









© 2010-2022