Педагогическая компетентность учителя НОО в области метапредмета «Знак»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая компетентность учителя НОО в области метапредмета «Знак» В повседневной жизни человек часто встречается с различными знаками и схемами, например, когда разбирается со схемой маршрутов автобусов, или когда изучает инструкцию нового бытового прибора, или когда расшифровывает символы ухода за одеждой, и даже когда встречается с дорожными знаками. Таким образом, сам того не осознавая человек работает со знаковыми изображениями, схемами и чертежами. Одним словом знаково-символическая среда, которая, подобно воздуху, пропитывает все области существования человечества. Именно поэтому я считаю освоение схематизации учащимися исключительно важной задачей.
Содержание, которое присваивается при помощи знака, не дано в некоторой натуральной вещной форме, его надо еще уметь интеллектуально «узреть», «увидеть». К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за знаком, и оформлять свое содержание в знаке не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться. Юрий Вячеславович Громыко считает, что нужно сначала ввести человека в практику употребления схем, а уж после этого знакомить с тем, как изготавливать схемы. Если человек не поймёт на основе анализа способов употребления схем, как схемы «живут», он не поймёт самого главного: что такое схемы. Получается, что введение в практику употребления схем предшествует рассмотрению процедур происхождения схем. Основной же целью метапредмета «Знак» является обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов. Это предполагает обучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности - коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.

Поэтому в прошлом учебном году мы тоже с первоклассниками начали обучение технологии схематизации на уроках русского языка и литературы. Как же это происходило: С первых же недель обучения грамоте знакомлю детей со схемами слов, предложений. Далее по этим схемам ребята составляют слова и наоборот схемы к словам, например: загадываю загадки, а отгадки прошу написать в виде схем, в конце прошу сосчитать, сколько схем слов получилось. Вот к подобным схемам обучающиеся составляют предложения. Идет знакомство с началом предложения и знаками препинания в конце предложения. Далее работа усложняется: дети составляют тексты, например к схемам, которые видите на экране. Схемы слов также усложняется с появлением понятий: гласные и согласные звуки, слог, ударение. И ребята учатся выполнять звуковой анализ слова, графически эта работа выглядит вот так . И еще одним интересным знаком является человек - звуковичок, которого с удовольствием одевают каждый раз, как знакомятся с новым звуком. С помощью него любой ребёнок может легко дать характеристику звуку. То есть технология схематизации позволяет обучающимся осуществить переход от первичных изображений смысла, зафиксированных в рисунке, к мыслительной проработке содержания с помощью схем. В первом классе обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как корень, окончание, приставка, суффикс. И их обозначением на письме следующими знаками. Как происходит знакомство с корнем, покажу на фрагменте урока: Ребята, это Город слов. Слова, как и люди, живут семьями. Как можно одним словом назвать членов одной семьи? (Родственники)
- В семье родственники обычно похожи друг на друга. Дочка часто похожа на маму, мама - на бабушку. У папы и сына схожи черты характера. Семьи бывают большими и маленькими. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и из десяти и более человек.

И в русском языке есть слова-родственники. Это слова, близкие по смыслу и чем-то похожие друг на друга. - Прочитайте на доске слова «семьями». - Объясните лексическое значение каждого слова.
- Что у них общего? (Слова близки по смыслу, есть общая часть)

Сделайте вывод, чем они «внешне» похожи друг на друга. (Общей частью)

- Общая часть слов-родственников обозначается Педагогическая компетентность учителя НОО в области метапредмета «Знак» . Это корень.

- Слова-родственники в русском языке мы будем называть родственными, или однокоренными. - У вас на партах есть листочки с однокоренными словами. Выделите в них корень .


Здесь на первом этапе фиксируется представление, в котором разделяется понятное и непонятное. Детям понятен смысл этих слов, а непонятно, почему заселены в разные домики - группы и что за знак стоит над ними. На следующем этапе полученная картинка подвергается категориальной проработке. В результате этой работы обучающийся мыслительно организует, перерабатывает смысл и получает первое представление об объекте, с которым он имеет дело, в данном случае о корне. То есть непонятная группировка, и знак над словами становятся понятным. Такую же работу проводим с другими частями слова. Еще одна проблема возникающая на уроках русского языка - это словарные диктанты. Поэтому при знакомстве со словарными словами использую следующие картинки - символы. Очень интересные схемы к словарным словам рисуют и сами дети. Посмотрите, как они выглядят: ____________________ Такие рисунки - схемы помогают обучающимся легче запомнить орфограмму. В прошлом учебном году зачастую сталкивалась с трудностями пересказа: были дети, которые говорили, что ничего не запомнили из прочитанного. Известно, что информация лучше запоминается, если её проговорить вслух. Это правило действует и в отношении младших школьников, нок сожалению не для всех. Знаю, что самый простой способ воспроизвести информацию, которую услышал - это записать её. Как мы во времена студенчества конспектировали услышанное, но как быть с первоклассниками? Решила - рисовать. Например, возьмем рассказ Евгения Чарушина «Никита - охотник». Сначала мы его прочитали, далее отвечали на вопросы по содержанию прочитанного. Затем разделили текст на части и составили план для пересказа. Для некоторых детей этого плана было мало. Поэтому стали зарисовывать каждую часть. У нас получилась серия картин. В результате, после прочтения каждой части, ребенок глядя на рисунок старался рассказать, о чем шла речь в прочитанной части. Ему удавалось. Но рисовать рисунки к каждому прочитанному рассказу дело трудоёмкое. Поэтому попробовали сократить рисунки до схем. И вот, что у нас получилось: ______________. В каждой схеме могут быть опорные слова, фразы, которые раскрывают его содержание. И действительно, эти схемы помогли ребятам пересказать рассказ. В первом классе строили схемы в группах или же вместе, а дальше, я думаю, схемы будут делать только те ребята, которым они необходимы для пересказа. Таких работ за год мы сделали немало. Вот например, ещё одна: к отрывку из рассказа «Дом в Черемушках» Михаила Коршунова. В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. За разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала. Искусство схематизации является очень важной составляющей при освоении других метапредметов «Задача», «Знание», «Проблема». Так, в метапредмете «Задача» от уровня владения схематизацией зависит успешность создания модели, лежащей в основе способа решения той или другой задачи. Схематизация позволяет описать и зафиксировать в знаке общий способ решения задачи. За счет схематизации учащиеся могут выделять типы задач. При освоении учащимся культуры работы со знаниями (метапредмет «Знание») очень многое зависит от того, насколько учащийся может графически выражать то содержание, которое стоит за определенными коммуникативными различениями, идеализациями, понятиями, определяющими структуру знания относительно того или другого объекта. В метапредмете «Проблема» технология схематизации помогает осуществлять процессы самоопределения и проблематизации. Схема позволяет выделять и удерживать отдельные позиции, складывающиеся (в классе, в обществе) по конкретному вопросу, помогает удерживать все в поле проблемной коммуникации в целом и не терять при этом свою собственную позицию.

Делая вывод, следует отметить, что своевременное внедрение метапредметного подхода в обучении, правильная оценка и контроль, обеспечат более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстроменяющегося общества. Поэтому обучение детей построению схематизации продолжу и в следующие годы. Спасибо за внимание.



© 2010-2022