- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок открытия нового знания
Урок открытия нового знания
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина Г.И. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Солнечный
Урок по математике для 2 класса
«Умножение на 0 и 1»
Учитель: Ильина Гельсира Исхановна
2013-2014 учебный год
Описание урока
1. Тип урока - урок открытия нового знания 2. Цели урока - 1) сформировать представления о частных случаях умножения на 0 и 1, умение применять для вычислений; 2)закреплять решение уравнений, счётные умения, знание шагов учебной деятельности и умение применять УДД для решения учебных задач по математике; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия, умение выполнять действия по алгоритму; развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные умения, познавательный интерес; 3. Задачи урока Формировать умение выполнять умножение с нулем и единицей. Формировать умение правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения. Закрепить умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение. Формировать начальные умения работы с тестом.
4. Краткое описание хода урока 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного урока 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
5. Знание, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут ученики в ходе урока Предметные: Знать приемы умножения на 0 и 1 Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение Коммуникативные УУД уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Урок математики разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по образовательной системе «Школа 2100» с учетом требований новых государственных образовательных стандартов начального образования. Формирование новых умений возможно только в деятельности, поэтому в построении урока использована технология деятельностного метода. Использование технологии деятельностного метода способствует становлению личности младшего школьника, раскрытию его индивидуальных возможностей, опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной. Сегодня в начальной школе всё большее внимание уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получает «технология деятельностного метода обучения». Уроки открытия нового знания с использованием технологии деятельностного метода ставят пред собой следующие цели: деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. Урок построен на основе учебника по математике «Учусь учиться». Руководитель и автор учебно-методического комплекса «Перспектива» Является Л.Г. Петерсон. Весь материал учебника направлен не на зазубривание материала, а прежде всего на то, чтобы развить любовь к предмету, творческое, логическое и пространственное мышление. Также учебник обладает очень удобной подачей материала. Каждый блок тем размещен в определенной части книги. Благодаря чему геометрические и алгебраические темы разнесены достаточно далеко друг от друга. Такой метод изучения гарантирует более быстрое и правильное понимание материала. Также каждый параграф имеет свою структуру. То есть сложность выполняемых заданий возрастает от простого к более сложному. Ученик и учитель разбирают типовые и наиболее сложные задания на уроке. С остальными номерами ученик сможет разобраться дома самостоятельно. Тема: «Умножение на 0 и 1» Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Основные цели: 1) сформировать представления о частных случаях умножения на 0 и 1, умение применять для вычислений; 2)закреплять решение уравнений, счётные умения, знание шагов учебной деятельности и умение применять УДД для решения учебных задач по математике; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия, умение выполнять действия по алгоритму; развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные умения, познавательный интерес; Задачи урока Формировать умение выполнять умножение с нулем и единицей. Формировать умение правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения. Закрепить умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение. Формировать начальные умения работы с тестом.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
1) Пословица для этапа мотивации:
Работа мастера боится
2) Задания для актуализации знаний (мелом на доске):
Задание 1 Задание 2 Задание 3
7 х 6…6 х 7 12 + 12 + 12 + 12 + 12 =… 4 х 3 =
18 х 35…35 х 18 33+33+33+33=… 15 х 2=
3) Эталон смысла действия умножения:
-
а + а +…+а = а х в
4)Эталон переместительного свойства умножения:
-
а х в = в х а
5) Правило умножения числа на 1:
-
а х1=1 х а = а
6) Правило умножения числа на 0:
-
а х 0 = 0 х а = 0
7) Образец для самопроверки работы в парах:
а) на этапе 6:
-
№ 2 (1,2), с. 78
9 х 1 = 9 7 х 0 = 0
1 х 3 = 3 0 х 9 = 0
б) на этапе 7:
-
№2 (3, 4), с.78 №4 (3, 4), с. 78
54 х 1 = 54 7 х 0 = 0
1 х 706 = 706 0 х 356 = 356
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель открывает на доске пословицу(Д-1):
-
Работа мастера боится!
-Прочитайте предложение на доске.
-Что это? (Пословица)
- Как вы её понимаете? ( Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом.)
- Вспомните, над какими темами вы работали на предыдущих уроках. (Вычисление площади прямоугольника, переместительное свойство умножения.)
- Что объединяет эти темы? (Темы связаны с действием умножения.)
- Сегодня вы узнаете новое о действии умножения. И пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.
- Какие шаги вы должны выпонить на уроке при открытии нового? (Постараться самим понять, что мы ещё не знаем, и самим «открыть» новый способ.)
- С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
2.1 Учитель открывает на доске задание 1.
7 х 6…6 х 7
18 х 35…35 х 18
- Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)
-Какие знаки вы поставите? (Знак «равно».)
-На каком основании? (На основании правила переместительного свойства умножения.)
- Назовите свойство. (От перестановки множителей произведение не изменяется.)
Учитель открывает на доске эталон (Д-4):
-
а х в = в х а
2.2. - Теперь рассмотрите выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях складываются одинаковые слагаемые.)
12 + 12 + 12 + 12 + 12 =… 33+33+33+33=…
- Какое задание вы можете выполнить? (Представить каждое выражение с помощью действия умножения.)
- Что нужно помнить, чтобы правильно составить выражения? (первый множитель показывает, чему равно каждое слагаемое, а второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.)
Учитель открывает на доске эталон (Д-3):
-
а + а +…+а = а х в
-Запишите выражения с помощью действия умножения. Кто хочет поработать у доски?
Один учащийся работает у доски, проговаривая правило, остальные учащиеся работают в тетрадях.
2.3. -Следующее задание:
4 х 3 = 15 х 2=
Что нужно сделать? (Вычислить произведения.)
Один учащийся работает у доски, остальные - в тетрадях.
4 х 3 = 4 + 4 + 4 = 12 15 х 2= 15 + 15 = 30
2.4. -Что вы повторили? (Мы повторили, что такое умножение, переместительное свойство умножения.)
- Почему я выбрала именно данные задания? (Данные умения и знания нам пригодятся для открытия нового знания.)
- Что будет дальше? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия:
6 х 1=
-Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы умножали на однозначные числа, кроме 1 и 0.)
- Где такие задания могут встретиться? ( В выражениях, в решении задач…)
-Нужно ли научиться их решать? (Да. И это значит, что я должен выполнить пробное действие)
-Найдите значение выражения известным вам способом.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
-Кто не смог найти значение выражения?
Учащиеся поднимают руки.
В чём ваше затруднение? (Я не смог выполнить задание)
А кто смог получить ответ?
Учитель записывает варианты ответов на доску.
-Докажите правильность решения с помощью правила. (Я могу обосновать правильность решения.)
-Молодцы, что смогли сформулировать своё затруднение.
Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чём у нас затруднение)
3. Выявление места и причины затруднения.
-Какое задание выполняли? ( Мы умножали 6 на 1.)
-Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)
-Где возникло затруднение? (Нельзя записать сумму, состоящую только из одного слагаемого.)
-Значит, какого правила мы не знаем? (Мы не знаем правила умножения числа на единицу.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать правило умножения числа на единицу.)
-Значит. какая тема нашего сегодняшнего урока? (Умножение на 1)
Учитель пишет тему урока на доске: «Умножение на 1».
-Давайте подумаем, что вам может помочь. (Переместительное свойство умножения.)
- Как может помочь переместительное свойство умножения? (Мы можем поменять множители местами.)
- Составьте план действий.
Фронтально составляется план выхода из затруднения. Учитель пошагово фиксирует его на доске.
1. Поменяем множители местами.
2. Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых.
3. Найдём результат.
4.Сформулируем правило.
5. Запишем правило в общем виде.
- Молодцы! Составленный план действий должен привести к положительному результату.
5. Реализация построенного проекта.
- Для быстрого и качественного получения результата предлагаю поработать в группах. Ваша задача - разбиться на группы и, используя составленный план, вывести правило умножения на единицу.
Дети работают по плану.
- Время вышло, представьте результаты вашей групповой работы.
Оформление доски:
1. Поменяем множители местами: 6 х 1 = 1 х 6=
2. Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых:
6 х 1 = 1 х 6 = 1+1+1+1+1+1=
3. Подсчитаем результат: 6 х 1 = 1 х 6 =1+1+1=1+1 = 1 = 6
4. Сформулируем правило: при умножении числа на 1 получается то же самое число
а х1=1 х а = а
- Что вы заметили? (У всех групп получились одинаковы результаты.)
Аналогичным образом учащиеся, работая по плану, получают общее правило умножения на 0: выполняют пробное действие и уточняют тему урока, а затем в группах получают вывод о том, что при умножении числа на 0 и 0 на число получается 0:
а х 0 = 0 х а = 0
-Как проверить полученные вами открытия? (Нужно посмотреть в учебнике.)
Откройте учебник на странице 79, прочитайте правило.
Один из учащихся читает правило вслух: при умножении на один, получается то же самое число, а при умножении на 0 получается 0.
-Смогли ли вы преодолеть затруднение и самостоятельно открыть новые правила? (Да.)
-Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.1 Фронтальная работа.
-Для закрепления данного умения, я предлагаю выполнить задание. Кто хочет поработать у доски?
-Пожалуйста!
Учитель диктует примеры: 4х1=.., 1х8=…
-Что нужно сделать? (Найти значение выражений.)
-На что будем опираться при вычислении? (Будем использовать правила.)
Фронтальная работа у доски. Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
Вариант комментирования:
При умножении числа на 1 получается само число, поэтому 4 умножить на 1 получится 4.
Аналогичным образом решаются и комментируются примеры на умножение на 0:
7х0=…, 0х5=…
6.2. Работа в парах.
- Я предлагаю поработать в парах. Найдите №2 и №4 на странице 78.
-Решите в этих заданиях первые два примера в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием.
-Проверьте свои результаты по эталону.
На доске выставляется образец для самопроверки (Д-7 (а)), соотнесённый с эталонами( Д-5) и (Д-6)
№ 2 (1,2), с. 78
9 х 1 = 9 7 х 0 = 0
1 х 3 = 3 0 х 9 = 0
.-Кто из вас ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена?
-Исправьте ошибки
-Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Найдите на странице 78т учебника №2 (3,4), №4 (3,4)
-Выполните их самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Самопроверка осуществляется по образцу Д-7 (б), соотнесённому с эталонами Д-5 и Д-6
.-Кто из вас ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена?
-Исправьте ошибки
-У кого нет ошибок, поставьте себе «+», а у кого есть - «?»
-Нужно нам ещё потренироваться в решении таких задач? (Да.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Где можно встретить умножение числа на 0 и 1? (В решении примеров, задач, уравнений.)
Найдите в учебнике задание №6 на странице 79.
-Прочитайте задание. (Реши уравнение.)
-Чему равен первый множитель? (12)
- Чему равно произведение? (12)
-Чему равен второй множитель? (1)
-Почему? (При умножении числа на 1 получается само число.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Узнать правило умножения на 0 и 1.)
-Вам удалось достичь цели? (Да.)
-Каким способом мы открыли новое правило? (Способом рассуждения, использовали переместительное свойство сложения.)
-Вспомните пословицу, с которой начали урок. («Работа мастера боится».)
-Кто смог открыть правило сам?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Оцените деятельность всего класса на уроке.
Учащиеся записывают оценки по 5-бальной шкале.-Для тех кто испытывал затруднения при выполнении заданий на уроке, рекомендую №7 на станице 79. Кто не испытывал затруднения и хочет знать больше, рекомендую №10 на той же странице учебника.
-Спасибо за урок!