Урок открытия нового знания

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Солнечный




Урок по математике для 2 класса

«Умножение на 0 и 1»




Учитель: Ильина Гельсира Исхановна


2013-2014 учебный год

Описание урока



1. Тип урока - урок открытия нового знания 2. Цели урока - 1) сформировать представления о частных случаях умножения на 0 и 1, умение применять для вычислений; 2)закреплять решение уравнений, счётные умения, знание шагов учебной деятельности и умение применять УДД для решения учебных задач по математике; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия, умение выполнять действия по алгоритму; развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные умения, познавательный интерес; 3. Задачи урока  Формировать умение выполнять умножение с нулем и единицей.  Формировать умение правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения.  Закрепить умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение.  Формировать начальные умения работы с тестом.

4. Краткое описание хода урока 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного урока 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

5. Знание, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут ученики в ходе урока Предметные: Знать приемы умножения на 0 и 1 Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  высказывать своё предположение Коммуникативные УУД  уметь оформлять свои мысли в устной форме;  слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Урок математики разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по образовательной системе «Школа 2100» с учетом требований новых государственных образовательных стандартов начального образования. Формирование новых умений возможно только в деятельности, поэтому в построении урока использована технология деятельностного метода. Использование технологии деятельностного метода способствует становлению личности младшего школьника, раскрытию его индивидуальных возможностей, опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной. Сегодня в начальной школе всё большее внимание уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получает «технология деятельностного метода обучения». Уроки открытия нового знания с использованием технологии деятельностного метода ставят пред собой следующие цели: деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. Урок построен на основе учебника по математике «Учусь учиться». Руководитель и автор учебно-методического комплекса «Перспектива» Является Л.Г. Петерсон. Весь материал учебника направлен не на зазубривание материала, а прежде всего на то, чтобы развить любовь к предмету, творческое, логическое и пространственное мышление. Также учебник обладает очень удобной подачей материала. Каждый блок тем размещен в определенной части книги. Благодаря чему геометрические и алгебраические темы разнесены достаточно далеко друг от друга. Такой метод изучения гарантирует более быстрое и правильное понимание материала. Также каждый параграф имеет свою структуру. То есть сложность выполняемых заданий возрастает от простого к более сложному. Ученик и учитель разбирают типовые и наиболее сложные задания на уроке. С остальными номерами ученик сможет разобраться дома самостоятельно. Тема: «Умножение на 0 и 1» Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Основные цели: 1) сформировать представления о частных случаях умножения на 0 и 1, умение применять для вычислений; 2)закреплять решение уравнений, счётные умения, знание шагов учебной деятельности и умение применять УДД для решения учебных задач по математике; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия, умение выполнять действия по алгоритму; развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные умения, познавательный интерес; Задачи урока  Формировать умение выполнять умножение с нулем и единицей.  Формировать умение правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения.  Закрепить умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение.  Формировать начальные умения работы с тестом.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) Пословица для этапа мотивации:

Работа мастера боится

2) Задания для актуализации знаний (мелом на доске):

Задание 1 Задание 2 Задание 3

7 х 6…6 х 7 12 + 12 + 12 + 12 + 12 =… 4 х 3 =

18 х 35…35 х 18 33+33+33+33=… 15 х 2=

3) Эталон смысла действия умножения:


а + а +…+а = а х в


4)Эталон переместительного свойства умножения:


а х в = в х а


5) Правило умножения числа на 1:


а х1=1 х а = а

6) Правило умножения числа на 0:


а х 0 = 0 х а = 0

7) Образец для самопроверки работы в парах:

а) на этапе 6:


№ 2 (1,2), с. 78

9 х 1 = 9 7 х 0 = 0

1 х 3 = 3 0 х 9 = 0

б) на этапе 7:


№2 (3, 4), с.78 №4 (3, 4), с. 78

54 х 1 = 54 7 х 0 = 0

1 х 706 = 706 0 х 356 = 356

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель открывает на доске пословицу(Д-1):

Работа мастера боится!

-Прочитайте предложение на доске.

-Что это? (Пословица)

- Как вы её понимаете? ( Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом.)

- Вспомните, над какими темами вы работали на предыдущих уроках. (Вычисление площади прямоугольника, переместительное свойство умножения.)

- Что объединяет эти темы? (Темы связаны с действием умножения.)

- Сегодня вы узнаете новое о действии умножения. И пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.

- Какие шаги вы должны выпонить на уроке при открытии нового? (Постараться самим понять, что мы ещё не знаем, и самим «открыть» новый способ.)

- С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1 Учитель открывает на доске задание 1.

7 х 6…6 х 7

18 х 35…35 х 18

- Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)

-Какие знаки вы поставите? (Знак «равно».)

-На каком основании? (На основании правила переместительного свойства умножения.)

- Назовите свойство. (От перестановки множителей произведение не изменяется.)

Учитель открывает на доске эталон (Д-4):


а х в = в х а


2.2. - Теперь рассмотрите выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях складываются одинаковые слагаемые.)

12 + 12 + 12 + 12 + 12 =… 33+33+33+33=…

- Какое задание вы можете выполнить? (Представить каждое выражение с помощью действия умножения.)

- Что нужно помнить, чтобы правильно составить выражения? (первый множитель показывает, чему равно каждое слагаемое, а второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.)

Учитель открывает на доске эталон (Д-3):


а + а +…+а = а х в


-Запишите выражения с помощью действия умножения. Кто хочет поработать у доски?

Один учащийся работает у доски, проговаривая правило, остальные учащиеся работают в тетрадях.

2.3. -Следующее задание:

4 х 3 = 15 х 2=

Что нужно сделать? (Вычислить произведения.)

Один учащийся работает у доски, остальные - в тетрадях.

4 х 3 = 4 + 4 + 4 = 12 15 х 2= 15 + 15 = 30

2.4. -Что вы повторили? (Мы повторили, что такое умножение, переместительное свойство умножения.)

- Почему я выбрала именно данные задания? (Данные умения и знания нам пригодятся для открытия нового знания.)

- Что будет дальше? (Задание, в котором будет что-то новое.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия:

6 х 1=

-Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы умножали на однозначные числа, кроме 1 и 0.)

- Где такие задания могут встретиться? ( В выражениях, в решении задач…)

-Нужно ли научиться их решать? (Да. И это значит, что я должен выполнить пробное действие)

-Найдите значение выражения известным вам способом.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

-Кто не смог найти значение выражения?

Учащиеся поднимают руки.

В чём ваше затруднение? (Я не смог выполнить задание)

А кто смог получить ответ?

Учитель записывает варианты ответов на доску.

-Докажите правильность решения с помощью правила. (Я могу обосновать правильность решения.)

-Молодцы, что смогли сформулировать своё затруднение.

Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чём у нас затруднение)

3. Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание выполняли? ( Мы умножали 6 на 1.)

-Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)

-Где возникло затруднение? (Нельзя записать сумму, состоящую только из одного слагаемого.)

-Значит, какого правила мы не знаем? (Мы не знаем правила умножения числа на единицу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать правило умножения числа на единицу.)

-Значит. какая тема нашего сегодняшнего урока? (Умножение на 1)

Учитель пишет тему урока на доске: «Умножение на 1».

-Давайте подумаем, что вам может помочь. (Переместительное свойство умножения.)

- Как может помочь переместительное свойство умножения? (Мы можем поменять множители местами.)

- Составьте план действий.

Фронтально составляется план выхода из затруднения. Учитель пошагово фиксирует его на доске.

1. Поменяем множители местами.

2. Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых.

3. Найдём результат.

4.Сформулируем правило.

5. Запишем правило в общем виде.

- Молодцы! Составленный план действий должен привести к положительному результату.

5. Реализация построенного проекта.

- Для быстрого и качественного получения результата предлагаю поработать в группах. Ваша задача - разбиться на группы и, используя составленный план, вывести правило умножения на единицу.

Дети работают по плану.

- Время вышло, представьте результаты вашей групповой работы.

Оформление доски:

1. Поменяем множители местами: 6 х 1 = 1 х 6=

2. Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых:

6 х 1 = 1 х 6 = 1+1+1+1+1+1=

3. Подсчитаем результат: 6 х 1 = 1 х 6 =1+1+1=1+1 = 1 = 6

4. Сформулируем правило: при умножении числа на 1 получается то же самое число

а х1=1 х а = а

- Что вы заметили? (У всех групп получились одинаковы результаты.)

Аналогичным образом учащиеся, работая по плану, получают общее правило умножения на 0: выполняют пробное действие и уточняют тему урока, а затем в группах получают вывод о том, что при умножении числа на 0 и 0 на число получается 0:

а х 0 = 0 х а = 0

-Как проверить полученные вами открытия? (Нужно посмотреть в учебнике.)

Откройте учебник на странице 79, прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило вслух: при умножении на один, получается то же самое число, а при умножении на 0 получается 0.

-Смогли ли вы преодолеть затруднение и самостоятельно открыть новые правила? (Да.)

-Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.1 Фронтальная работа.

-Для закрепления данного умения, я предлагаю выполнить задание. Кто хочет поработать у доски?

-Пожалуйста!

Учитель диктует примеры: 4х1=.., 1х8=…

-Что нужно сделать? (Найти значение выражений.)

-На что будем опираться при вычислении? (Будем использовать правила.)

Фронтальная работа у доски. Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

Вариант комментирования:

При умножении числа на 1 получается само число, поэтому 4 умножить на 1 получится 4.

Аналогичным образом решаются и комментируются примеры на умножение на 0:

7х0=…, 0х5=…

6.2. Работа в парах.

- Я предлагаю поработать в парах. Найдите №2 и №4 на странице 78.

-Решите в этих заданиях первые два примера в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием.

-Проверьте свои результаты по эталону.

На доске выставляется образец для самопроверки (Д-7 (а)), соотнесённый с эталонами( Д-5) и (Д-6)

№ 2 (1,2), с. 78

9 х 1 = 9 7 х 0 = 0

1 х 3 = 3 0 х 9 = 0

.-Кто из вас ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена?

-Исправьте ошибки

-Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Найдите на странице 78т учебника №2 (3,4), №4 (3,4)

-Выполните их самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Самопроверка осуществляется по образцу Д-7 (б), соотнесённому с эталонами Д-5 и Д-6

.-Кто из вас ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена?

-Исправьте ошибки

-У кого нет ошибок, поставьте себе «+», а у кого есть - «?»

-Нужно нам ещё потренироваться в решении таких задач? (Да.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

-Где можно встретить умножение числа на 0 и 1? (В решении примеров, задач, уравнений.)

Найдите в учебнике задание №6 на странице 79.

-Прочитайте задание. (Реши уравнение.)

-Чему равен первый множитель? (12)

- Чему равно произведение? (12)

-Чему равен второй множитель? (1)

-Почему? (При умножении числа на 1 получается само число.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Узнать правило умножения на 0 и 1.)

-Вам удалось достичь цели? (Да.)

-Каким способом мы открыли новое правило? (Способом рассуждения, использовали переместительное свойство сложения.)

-Вспомните пословицу, с которой начали урок. («Работа мастера боится».)

-Кто смог открыть правило сам?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- Оцените деятельность всего класса на уроке.

Учащиеся записывают оценки по 5-бальной шкале.-Для тех кто испытывал затруднения при выполнении заданий на уроке, рекомендую №7 на станице 79. Кто не испытывал затруднения и хочет знать больше, рекомендую №10 на той же странице учебника.

-Спасибо за урок!

© 2010-2022