- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на тему Технологии развивающего обучения
Выступление на тему Технологии развивающего обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Атаманцева З.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
(Слайд 1). Технологи развивающего обучения.
(Слайд 2)"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций) Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность. Задача современного учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, довести до её сознания систему взглядов, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения в современном обществе, готовности к активной деятельности и непрерывному образованию. Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий развитие личности учащегося главной целью. Развивающая система обучения Л.В. Занкова, учит детей не только формулировать вопросы, но и обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и личностного развития каждого ребёнка. Раскрывая на уроках учащимся целостную картину мира, использую не только содержание предметов, достижения науки, искусства, литературы, но и природную любознательность младшего школьника, его личный опыт и стремление к общению. Цель моей педагогической работы создать для каждого учащегося такие условия учебной деятельности, которые создадут атмосферу сотрудничества между учеником и его одноклассниками, между учеником и учителем. Но, используя личностно-ориентированное обучение, не ставлю перед собой цель "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а стремлюсь раскрыть индивидуальность, творческие способности каждого ученика, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Приведу примеры используемых в работе технологий развивающего обучения: (Слайд 3)
- Технология исследовательской работы даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Данная технология основывается на дидактическом принципе развивающего обучения системы Занкова - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Поисковая деятельность заставляет младшего школьника анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать.
- Технология проблемного обучения - наиболее ярко проявляется в
Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник.
Прошу прочитать это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].) (Слайд 5)
На вопрос: - Что вас удивило?, они ответили: - Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.
Задаю вопрос: - Какой вопрос у вас возникает?
Отвечают: - Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?
Дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Даю возможность ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
- Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется… Еще пример, изучая на уроке математики в 4 классе тему «Определение площади многоугольника разными способами», ученики в группах сами выявляли проблемы нахождения площади многоугольника, предлагали пути их разрешения, опираясь на раннее полученные знания, нахождение площади прямоугольника и площади прямоугольного треугольника. Каждая группа представила своё решение данной проблемы. (Слайд 6) Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. (Слайд 7)
- Разноуровневое обучение - реализует желание сильных учащихся
- работа над новым материалом;
- закрепление пройденного;
- практические, самостоятельные, контрольные работы, написание изложений;
- домашнее задание.