Статья на тему Приемы рефлексии в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ильина А.Ю.,

учитель чувашского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары
Рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Ребенок должен четко понимать, ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем. Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать: 1) возрастные особенности учащихся и состав класса; 2) особенности предмета, тему и тип урока; 3) необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии. В структуре современного урока рефлексия занимает от 5-10 минут.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент), компьютерные программы. Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами. Самый простой вариант - «Смайлики», показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального «Эмоционально-художественное оформление». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно выполнять как в компьютерном варианте, так и без него, размещая изображения на доске и голосуя за них. «Дерево творчества». По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок - довольно неплохо; листики - не совсем удовлетворён днём. «Светофор». Дети сигналят карточками (или цветом на экране своего компьютера): зелёной - побольше таких дел; жёлтой - понравилось, но не всё; красной - дело не понравилось. «Цветик-многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. «Сказочное дерево (поляна)». Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Педагог договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. «Почта». В конце занятия детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке, и переслать его на компьютер преподавателя по локальной сети. При отсутствии компьютеров или локальной сети «Почтальон» (учащийся) разносит письма по адресам.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Примеры организации работы: «Лесенка успеха». Каждая ступень - один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый - все сделал правильно, желтый - встретились трудности, красный - много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно украшать поляну цветами и т.д. "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Можно попросить учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. "Синквейн". В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала, этот прием является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. «Кластер» - универсальный метод. Суть этого метода заключается в выделении смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации); конкретизировать фактами и мнениями. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Можно также предложить детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно. «Анкета». 1. На уроке я работал: активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен 3. Урок для меня показался: коротким / длинным 4. За урок я: не устал / устал 5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным "Три М". Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Всем известно, что целью современного образования является формирование функционально грамотной личности. Значит, учитель должен контролировать не отдельные знания, а умения ими пользоваться в ходе решения различных задач. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Рефлексивные способности очень важны для формирования учебной деятельности, поскольку только после рефлексии собственных действий у детей появляется возможность выделения собственных дефицитов, что является основой для построения программы действий по их ликвидации. Умение проводить собственную рефлексию (содержательную самооценку) формируется достаточно длительное время. Формирование рефлексии строится поэтапно в совместной деятельности с учеником.


Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2011, 33с.
  2. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007. 234 с.
  3. Цукерман, Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.//Нач. школа: - 2001. - № 1.



© 2010-2022