- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок письма по теме: ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ
Урок письма по теме: ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козликина О.С. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок письма и развития речи.
Тема: ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ Задачи: систематизировать знания учащихся по правописанию буквосочетаний «жи-ши»; сформировать навыки правописания слов с этими сочетаниями; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
Ход урока I. Упражнение на развитие внимания.
- Рассмотрите картинки. Запомните, кто на них изображён, что делает. (Картинки убираются.)
- Кто изображён на первой картинке? Что делал мальчик? Около чего стоял мальчик? Что держал мальчик в руках? И т. п.
- Прочтите скороговорки, записанные на плакате.
- Трудно ли было вам их произносить?
- Читаем хором-вторую скороговорку., Какой звук слышится чаще? ([Ж].) Как произносятся эти звуки в словах: твёрдо или мягко?
- Ребята, можно ли звуки [Ж], [Ш] произнести так, чтоб они Стали мягкими? Попробуйте. Не получается? Какой вывод можно сделать? (Звуки [Ж], [UIJ - всегда твёрдые, это шипящие звуки.)
- Кто сможет вспомнить правило написания сочетаний с данными буквами?
- Прочитайте скороговорку: Щёткой чищу я щенка. Щекочу ему бока.
- В этих словах есть шипящие звуки? Назовите их. '(Звуки
т ш -Мягко или твёрдо они произносятся? Какой вывод можем сделать? (Ч, щ всегда мягкие согласные звуки.)
- Прочитайте четверостишие.
Шшшу-шшшу я мышка, шуршу.
Жжжу-жжжу - я жук и жужжу.
Чччок-ччччок - стучал каблучок.
Щщщёлк-щщщёлк так. Щёпкал замок. В этих словах еЬть шипящие звуки? Назовите их. (Ш, ж, ч, щ - шипящие согласные) -Сравните произношение шипящих звуков. Мягко или твёрдо ОНИ ПРОИЗНОСЯТСЯ?
- А сейчас отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь.
(Машина.) Уж такой у нас режим.
(Лыжи.) -Прочтите, что записали. Подчеркните твёрдые шипящие одной линией. Какая гласная буква записана после твёрдых шипящих?
- Запомните правило:
Жи и ши, жи и ши - С буквой И всегда пиши!
- Интересно получается: звуки [Ж] и [Ш] всегда твёрдые, но в буквосочетании ЖИ и ШИ пишется буква И. Это новое правило, которое нужно выучить и запомнить. « яь А -
Все сочетания жи и ши Только с буквой и пиши!
- Чтобы лучше запомнить это правило (орфограмму), давайте прочитаем шуточное стихотворение и выполним небольшое задание.
Учитель пишет на доске слова с пропщ^ттшиещтами. Е..гу.:, шор,"" чи.ц Ма.,ны, ..ны, гара...
Ты в сочетаньях ... и ...
Лишь И Шщ Лишь И пи..!
- Вставьте недостающие слоги»
- Прочтем хором это стихотворение. Запишите его в тетрадь.
- Найдите в тексте слова с ЖИ и ШИ ц подчеркните карандашом сочетания ЖИ и ШИ.
- Прочтите вторую строчку. Найдите в данной строчке «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»?
- Что же мы узнали? Какое правило выучили?
Физкультминутка
- Если услышите слово с сочетанием ЖИ, приседайте и хлопайте в ладоши. Если услышите слова с сочетанием ШИ, прыгайте-
Ёжик и ёршик - колючи,но всё же
Ёжик и ёршик совсем не похожи:
Ёршик при виде врагов не тревожится,
Ёжик тотчас же пытается съёжиться. V. Итог урока.
- Назовите твёрдые шипящие звуки; мягкие шипящие.
-
С каким правилом сегодня познакомились на уроке? -Приведите примеры слов с сочетаниями ЖИ и ШИ.
- Запишите слова. Подчеркните сочетания ШИ и ЖИ.
- Как произносятся согласные в этих сочетаниях?
- Какая гласная написана после твёрдых шипящих? Почему?